Директор гимназии Л. Боку.
Директор гимназии Л. Боку.

Директор южно-сахалинской гимназии № 1 имени А. Пушкина Ляля Андреевна Боку работает в учебном заведении практически со дня его основания. Она искренне полагает, что сложившийся здесь за четверть века педагогический коллектив – это команда единомышленников, людей творческих и неугомонных, находящихся в постоянном поиске. Педагогам удается организовать работу в гимназии так, что и сами воспитанники «заражаются» жаждой получения новых знаний. Они находят в гимназии хорошие возможности для самореализации, быстро становятся самостоятельными и выходят во взрослую жизнь людьми всесторонне подготовленными, способными преодолевать любые трудности ради достижения высоких и благородных целей. Для многих ребят учебный процесс и тем более разнообразная внеурочная деятельность – не наказание и не скучное времяпрепровождение, а любимое дело, от которого невозможно оторваться. В чем здесь секрет? За ответами на этот вопрос журналист отправился в гимназию и расспросил обо всем в подробностях директора Л. Боку и ее заместителей Н. Пескову и Н. Жизневскую.

Как это работает?

В отличие от действующих в областном центре лицеев, в гимназии имеется начальная школа, выпускники которой затем переходят в основную и позже (при осуществлении индивидуального отбора) –  в старшую.  В период становления гимназии отбор детей для обучения осуществлялся на конкурсной основе. Но вот уже полтора десятка лет прошло, как от этой практики отказались. Как и во многих других школах, учеников набирают прежде всего по географическому признаку – первоочередным правом пользуются ребята, проживающие на закрепленной за гимназией территории. Такой подход, естественно, имеет свои издержки. Бывает, что кто-то из учащихся «не тянет» учебную программу, бывает, что ученик переводится в следующий класс условно, с академической задолженностью. Но в любом случае педагоги стараются поддерживать высокий уровень  преподавания.

Говоря о сложившейся команде, педагогическом коллективе, Л. Боку подчеркивает, что в гимназии практически нет текучки, если не считать ухода на заслуженный отдых старожилов, решивших поменять место жительства, уезжающих на материк. В гимназии с удовольствием трудоустраивают молодых специалистов, талантливая молодежь задерживается надолго. Основной поставщик новых кадров – традиционно СахГУ. Вместе с тем ощущается нехватка педагогов по отдельным предметам – физике, математике, естественным наукам.

В гимназии проводят мониторинг, желая знать, как складывается судьба выпускников. Отмечается такая тенденция. Если в недалеком прошлом многие выпускники стремились уехать с Сахалина, продолжить обучение в Москве, Санкт-Петербурге или за границей, то сегодня картина изменилась. Молодежь активно осваивает дальневосточный регион, поступает в СахГУ, в вузы Приморья, Хабаровского края, Амурской области, привлекательными для ребят являются также Новосибирск, Белгород. По-прежнему манят их огни больших столичных городов – Москвы и Санкт-Петербурга.

В прошлые годы в гимназию перед окончанием учебного года постоянно приезжали представители столичных вузов, прежде всего питерских, проводили вступительные испытания выпускников. Сейчас ситуация изменилась, питерцев стали больше интересовать выпускники лицеев, поскольку там приоритет отдается обучению по техническим направлениям, а гимназия делает акцент на  гуманитарном профиле.

Традиционно в гимназии особое внимание уделяется углубленному изучению  языков. Помимо русского и английского с пятого класса на выбор предлагается еще один иностранный – французский либо японский. В нынешнем году желающих овладеть японским оказалось много, и поэтому сформирован отдельный полный класс из таких желающих, в остальных трех классах гимназисты распределены поровну на «французов» и «японцев». В прошлом осталось международное отделение, когда для преподавания языков приглашались их носители. Жизнь показала, что при таком подходе происходит явный крен в сторону языка и от этого страдает обучение по другим предметам. К слову, два преподавателя японского в свое время закончили пушкинскую гимназию, затем получили высшее образование в СахГУ. Преподавание успешное, недавно при генеральном консульстве Японии в Южно-Сахалинске проводился конкурс среди знатоков японского языка, и два гимназиста успешно прошли его. На осенних каникулах они с преподавателем побывали в Японии. И это не первый подобный успех. Наряду с углубленным изучением иностранных языков гимназисты уже в начальной школе с удовольствием занимаются на уроках робототехники (она включена в учебный план), а становясь постарше, в основной и старшей школах, продолжают эти занятия, посещая кружки. Вообще в гимназии стремятся развивать своих воспитанников в разных направлениях, ведь во взрослой жизни человеку с разносторонними интересами и познаниями легче найти свое место под солнцем, свое призвание. Многолетняя практика показывает, что такой подход оправдан. Ежегодно есть определенный процент выпускников, поступающих в технические, медицинские вузы, есть те, кто выбирает для себя военную стезю или связывает судьбу со службой в правоохранительных органах, немало ребят отдает предпочтение подготовке к работе в нефтегазовой отрасли.

– Вчерашние гимназисты обучены учиться, эти навыки сохраняются на всю жизнь, и это главное, – считает Л. Боку.

Измерить настроение? Запросто!

Наталья Анатольевна Пескова – специалист в области педагогической работы с детьми начальной школы. Она рассказывает, что обучение в гимназии для первоклашек начинается с вводного образовательного модуля «В первый раз в первый класс!». Говоря упрощенно, ребенок адаптируется к школьной жизни, узнает и осваивает основные правила поведения. К обучению по предметам дети приступают после двух месяцев такой адаптации. Азы русского языка и литературы скомпонованы в предмет «Букварь», а еще изучаются математика и окружающий мир. Все ребята приходят в гимназию с разной подготовкой, вводный модуль помогает их «подровнять», чтобы в итоге объявить старт одинаковых возможностей. Суровые школьные будни, которые начинаются потом, никого не пугают и не отталкивают, потому что интересны, живы и содержательны. Они подчинены педагогической системе Эльконина – Давыдова, которая позволяет детворе самой делать разные открытия путем проб и ошибок и приходить к новым знаниям и правилам. В основе развивающего обучения – исследовательский метод. Результаты такого обучения надолго закрепляются в памяти ребенка, ведь он сам открывает истину. Чуть позже детям прививаются навыки оценивания своей работы. Для начала по двум простым параметрам – аккуратность и правильность. В дальнейшем добавляются другие критерии.

Со второго класса юные гимназисты помимо учебы по программе выполняют проектные задачи. Например, коллективно изобретают свой измерительный прибор, или сочиняют сборник загадок, или составляют журнал о Сахалине. Пожалуй, и многим взрослым такие задачки простыми не покажутся! На днях вот можно было наблюдать, как оживленная детвора измеряла стены, двери, коридоры, окна. Поскольку по сценарию все происходило в стране, где нет измерительных приборов, приходилось использовать для измерений все, что под руку попадется. Площадь некоторые вымеряли карандашами, расстояние – ладошками, а объем – крупой! После выполнения заданий выяснилось, что результаты у всех получились разные. Ребята сами пришли к выводу, что мерили неодинаково, потому и толку мало от таких результатов. На следующий день все вооружились настоящими измерительными приборами и выполнили измерения заново. Естественно, получили правильные результаты. Попутно же изобрели множество уникальных измерительных приборов, одни названия чего стоят: «всегометр», «всеизмеритель» и даже «измеритель настроения» в виде браслета…

Проектные задания выполняются сверстниками без деления на классы, всей параллелью. Так ребята знакомятся друг с другом, нарабатывают навыки общения и коммуникации. Работы выполняются под бдительным оком кураторов-восьмиклассников, они в это время проходят свою социальную практику и на них возложены педагогические обязанности. Все в гимназии взаимосвязано, действует как единый сложный образовательно-воспитательный механизм. И результаты не заставляют себя ждать. Четыре года подряд воспитанники гимназии участвовали дистанционно в международной олимпиаде, которая проводится московским институтом развивающего обучения, и заслуженно получили сертификаты качества по окружающему миру, изобразительному искусству…

Обилие возможностей

Наталья Николаевна Жизневская, заместитель директора по воспитательной работе, рассказала о внеурочной деятельности. В числе традиционных мероприятий есть особенно яркие. Такие, как осенний праздник «Шепот осени», день рождения гимназии «Святому братству верен я», КВНг (клуб веселых и находчивых гимназистов), праздник «О любви – на всех языках!». В мае-июне проходит традиционный бенефис – концерт учащихся для учителей и учителей – для учащихся.

В рамках дополнительного образования действуют почти три десятка творческих объединений – художественных, спортивных, музыкальных. У некоторых гимназистов поначалу просто глаза разбегаются, не знают, на чем остановиться. Приходится делать выбор с расчетом, чтобы дополнительные занятия не мешали учебе. Замечено, кстати, что ребята быстро учатся правильно распоряжаться своим временем, что само по себе очень важно.

Внеурочная деятельность часто организуется во взаимодействии с культурными и образовательными учреждениями областного центра. Например, многие гимназисты «прописались» в областной научной библиотеке, являются ее постоянными посетителями и с удовольствием участвуют в ее мероприятиях, будь то творческие мастерские с сахалинскими писателями, творческие встречи, библиоярмарка «Сахалинский Арбат».

Детская областная библиотека проводит тематические занятия, такие, как «Почему нужно беречь книгу?», «Словари в нашей жизни», встречи с детскими писателями.

Гимназисты – завсегдатаи в музее книги А. Чехова «Остров Сахалин», лекции в котором пользуются популярностью: «Мода чеховской эпохи», «Весна в творчестве Чехова»… Пятиклассники участвуют в совместном проекте – читают чеховские миниатюры и выступают с инсценировками. Начальная школа очень любит сахалинский кукольный театр. Во время проведения образовательных путешествий в первых – четвертых классах мальчики и девочки посещают даже закулисье театра и имеют возможность потрогать настоящих театральных кукол, посмотреть, как шьют костюмы и изготавливают декорации.

Что касается патриотического воспитания, то с этим в гимназии тоже все в порядке. Налажено сотрудничество с несколькими воинскими частями, периодически проводится военная игра «Зарница», причем второй год подряд ребята показывают высокие результаты, в 2016 году заняли третье место в городе. А еще гимназисты с удовольствием участвуют в фестивале патриотической песни и уделяют большое внимание спорту.

Остается добавить, что к опыту, наработанному в гимназии № 1 имени А. Пушкина, проявляют интерес педагоги всей области. Систематически на ее базе проводятся курсы повышения квалификации. Учебное заведение – единственное в Сахалинской области, поддерживающее непосредственную связь с основателями системы развивающего образования Эльконина – Давыдова. Все учителя прошли обучение в московском институте развивающего обучения, педагоги начальной школы проходят в нем стажировку, генеральный директор института А. Воронцов – частый гость в гимназии.

Я. САФОНОВ.

Наша справка

Южно-сахалинская гимназия № 1 имени А. Пушкина – это инновационная школа, где реализуются замыслы и идеи по различным направлениям содержания образования. Основной педагогической идеей гимназии является проектирование и развитие индивидуальности ребенка.

На начало учебного года здесь обучались 1156 человек.  Гимназия внесена в национальный реестр ведущих образовательных учреждений России.

В гимназии давно и успешно взята на вооружение система образования, созданная и апробированная психологами-педагогами Д. Элькониным и В. Давыдовым. Особенность прогрессивной системы – в формировании у ребенка ряда научных понятий, а также самостоятельности и высокого уровня инициативности. Обучение проводится в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне. Детям не ставят отметок, домашняя работа сведена к минимуму. В результате дети не переутомляются и окружены атмосферой психологического комфорта. Между учеником и педагогом формируются партнерские отношения, положительно влияющие на результаты учебы. Гимназисты способны к самообразованию и самоконтролю. Они не боятся отстаивать собственную точку зрения, умеют самостоятельно мыслить и принимать адекватные решения.