Вместе весело шагать... "Родительская инициатива на маршруте.
Вместе весело шагать... "Родительская инициатива на маршруте.
Вместе весело шагать… «Родительская инициатива на маршруте.

Четыре года назад два десятка родителей, задумавшихся о достойном воспитании, образовании и личностном развитии своих детей и внуков, объединились вокруг психолога Ирины Алексеевны Кременецкой и создали в Южно-Сахалинске дальневосточное сообщество «Родительская инициатива». Сегодня налажены контакты с единомышленниками из Москвы, Санкт-Петербурга, Заволжска, Петропавловска-Камчатского…

Семейный детсад и не только

А началось все с того, что уроженка Хабаровского края И. Кременецкая, переехавшая из Комсомольска-на-Амуре в Южно-Сахалинск нянчить внуков, решила, не теряя контакта с земляками, применить в области на островах интересный опыт работы педагога-новатора М. Щетинина. Когда-то по приглашению общественности он приезжал в Хабаровский край. Его авторская методика не имеет аналогов в мире. В кратчайшие сроки она превращает закомплексованных, сложных и трудно обучаемых детей в талантливых, успешных, отлично успевающих учеников. Многие из них в 13 лет получают аттестат о среднем образовании, а к 17 годам оканчивают вуз. Суть этого феномена и пытались постичь дальневосточники.

– У меня была своя беда, связанная со школой, – призналась Ирина Алексеевна. – К тому же моя родительская инфантильность была столь велика, что усугубила ситуацию.

Пообщавшись со Щетининым и посмотрев видеофильм об уникальной школе-интернате (она находится под патронатом Российской академии образования), Кременецкая захотела побывать в кубанском селе Текос и увидеть своими глазами, как дети усваивают школьные дисциплины, занимаются музыкой, изо, пением, хореографией, физкультурой, рукоделием, трудом. Это было незабываемое время, во многом определившее мировоззрение Ирины Алексеевны, подходы к обучению и воспитанию.

И. Кременецкая (справа) и М. Кознова.
И. Кременецкая (справа) и М. Кознова.

– Когда я пришла в образование, поняла: в 5 – 6 лет у ребенка происходит второе (социальное) рождение, – рассказывала она. – И надо помочь ему появиться в этой сфере желанным, чтобы все в этом мире было для него. В Южно-Сахалинске на съемной квартире мы открыли волонтерский семейный детский сад для полутора десятков малышей. Сюда на занятия с воспитателями-волонтерами приходят наши внуки, а также дети и внуки знакомых. Школьникам помогаем в преодолении психологических комплексов и в учебе.

– Не секрет, в начальных классах многим ученикам сложно дается русский язык, – говорит Ирина Алексеевна. – Мы с родителями создали простые образные обучающие схемы. Так, например, появилась «клумба русского языка», где растут «цветочек-фонетенок», «цветочек-орфограшка», бегает «морфоножка»… Дети играют корабликами, что смастерили родители из цветной бумаги, а в них все – от кормы до парусов – нацелено на запоминание правил грамматики. Через игру ребенок легко постигает сложное.

– Сейчас дети мало трудятся, не берут на себя ответственность за свои поступки, и мы, взрослые, их этому не учим, – продолжила разговор парикмахер Елена Прокопьева, мама 12-летней Кати. – «Родительская инициатива» исправляет наши просчеты. Однажды летом у нас действовала «Лесная школа», где работали приглашенные из Новосибирска тренеры. Дети поднимались на сопку в окрестностях города, учились ставить палатки, варить кашу, правильно вести себя на природе. Мы сняли немало занятных видеосюжетов, сопроводили их музыкой, и получился фильм. С удовольствием смотрим его с ребятами, заново переживая интересные моменты.

В августе работала «Морская школа». Педагоги за детей ничего не делали, учили их самостоятельности, умению договариваться. Здесь даже у замкнутых, заторможенных ребят стали выстраиваться отношения в коллективе, сформировались полезные навыки. Ведь одно дело, когда дети выезжают с родными на пикник к морю с ночевкой, и совсем другое, когда живут самостоятельно в палаточном лагере, а родители лишь приезжают в гости.

В «Осенней школе» родители с детьми целенаправленно изучали математику, делали доклады и за неделю прошли материал начальной школы. Со старшим научным сотрудником геологического факультета МГУ им. Ломоносова Е. Пижанковой все на неделю погружались в географию. Преподаватель интересно и доступно объяснила множество тем.

Есть в сообществе и «Школа одаренных родителей». На этом направлении по своей системе тренингов и творческих заданий работает Кременецкая. К тому же Ирина Алексеевна на дружеской основе выстроила надежные волонтерские связи с лучшими педагогами страны. Они охотно принимают приглашения приехать на Сахалин. Как правило, «Родительская инициатива» оплачивает им проезд из средств, иногда взятых в кредит, а иногда – из личных сбережений или подработок. Цикл занятий в «Школе одаренных родителей», который проводили московский психолог Л. Гудимов и другие профессионалы, оказался очень полезным.

– Однажды я поняла, что специалистами или игрушками заменяю дочери общение с собой, – поделилась проблемой Е. Прокопьева. – Ребенок был завален вещами, игрушками, дисками, мультиками и при этом словно отсутствовал в этой жизни. Катя включала телевизор и часами смотрела все подряд. В школу ходила без желания, отношения с одноклассниками не складывались. Благодаря Ирине Алексеевне мы выстроили путь, как вывести Катю из депрессивного состояния. Преодолев сопротивление школьных педагогов, на год перевели ее на домашнее обучение. Все мое окружение истерично давило на меня: что ты делаешь, зачем забираешь ребенка из школы? А мне было важнее, чтобы ребенок был психически здоров, чтобы у него появился интерес к жизни.

Стали брать Катю с собой в экспедиции и поездки, увлекли поисковой работой. Ребенок стал совсем другим и через год запросился в школу. А я прошла курсы Норбекова, его методики и тренинги подсказали, как управлять эмоциями. Когда мне это не удавалось, Ирина Алексеевна усаживала группу в круг. А круг – это возможность каждому из родителей искренне и безбоязненно поделиться теми тревогами и проблемами, что порой прячешь даже от самой себя. Так нам удается разобраться в сложных ситуациях и на другом уровне выстраивать свою жизнь и отношения.

Наталья Гаврилова по образованию инженер, сейчас домохозяйка. У ее сына Максима возникали проблемы и в школе, и с друзьями, ему требовалась психологическая поддержка. «Родительская инициатива» увлекла подростка поисковой работой, путешествиями, экспедициями, а они многому учат и столько дают уму и сердцу!

Среди волонтеров сообщества – воспитатель семейного детсада Марина Кознова. Информатик, она работала в пединституте Барнаула, заочно училась на педагога-психолога. Одно время работала в отделе закупок коммерческой фирмы, но, как признается, «все это было не мое». Заочно окончив магистратуру, поняла: пора что-то менять в жизни.

Когда знакомая предложила поехать на Сахалин волонтером, сразу согласилась, хотя понимала: будет непросто, зарплата в «Родительской инициативе» не предусматривается. И вот Кознова пятый год в команде и всем довольна.

– Это счастье – говорить, что думаешь, – подчеркивает она. – Знаю, меня здесь услышат, поймут, поддержат, порой без слов. Как выживаю без зарплаты? С большим доверием к этому миру. Можно сказать, здесь я его отрабатываю. В Барнауле я гналась за большой зарплатой, чтобы стать более независимой. А здесь изначально согласилась на волонтерство и другой подход к жизни. Удивительно, но когда я чего-то хочу и в это верю, у меня это появляется. Мне дарят подарки, кто-то приносит ставшую ненужной вещь, находится подработка… Сахалин, на мой взгляд, – особое место. Здесь важно правильно формировать желания, иначе получишь не тот результат.

– Сахалин – удивительное место, – соглашается Кременецкая. – Я столько регионов видела, спрашивала себя: где хочу быть? И отвечала: здесь, на острове. Благодарна внукам, что они выбрали эту землю для своего рождения.

Устами ребенка глаголила истина

Конек «Родительской инициативы» – краеведческие экспедиции. Первые три из них дети и взрослые совершили по югу Сахалина, а на каникулах начались путешествия в Хабаровск, Амурск, Комсомольск-на-Амуре и далее, поскольку всех увлекло направление, связанное с изучением роли и места адмирала Невельского в истории освоения Дальнего Востока. Необычна предыстория этого увлечения.

 

– Малышей из семейного детского сада мы стали часто водить по музеям, выставкам, библиотекам, – рассказала Ирина Алексеевна. – С четырехлетнего возраста брали с собой и Диму Гимбала. Однажды после очередного похода в краеведческий музей Дима с чувством произнес: «Я так люблю Геннадия Ивановича!». «Какого Геннадия Ивановича?», – спрашиваю. – «Невельского».

Я родилась на Амуре, но мало что знала про адмирала и его заслуги. И для меня до сих пор загадка, почему из всех великих мореплавателей, имевших отношение к Сахалину, маленького мальчика впечатлил именно Геннадий Иванович Невельской?

Из интернета мы узнали о героической судьбе морского офицера и его жены Екатерины Ивановны, о том, какой подвиг во имя Отечества они совершили. Мы плакали и даже нашли нечто общее в подвижничестве педагога Щетинина и Невельского. Впечатлили слова адмирала: «Огонь своего сердца открыть и нести ответственность за свои слова, дела». Можно сказать, они совпали с нашими устремлениями.

На Петровской косе. "Здесь 29 июня 1850 года капитан Г. невельской основал первое зимовье Амурской экспедиции, назвав его Петровским. В нем жили участники экспедиции жена невельского Екатерина Ивановна и дочь Катя".
На Петровской косе. «Здесь 29 июня 1850 года капитан Г. невельской основал первое зимовье Амурской экспедиции, назвав его Петровским. В нем жили участники экспедиции жена невельского Екатерина Ивановна и дочь Катя».

В общем, Дима нас зажег. Захотелось больше узнать о мореплавателе, который без единого выстрела присоединил к России более 1,5 млн. квадратных километров дальневосточных территорий, а также исправил вековую ошибку, обнаружив пролив между Сахалином и материком. Мы стали готовиться к конференции.

– Когда Ирина Алексеевна дала родителям задание написать доклады о Невельском, – вспоминала Елена Прокопьева, – мы подумали: оно нам надо? О чем это? Для чего? Своих забот хватает, а тут какой-то Невельской? Но когда прочла книгу Задорнова-старшего, где он мастерски описывает путь исследователя, столько интересного открылось! По интернету заказала эту книгу, потом нашла фильм «К отцу на край земли» Михаила Задорнова…

И все же доклады на первой конференции оставляли желать лучшего. И тогда, готовясь к областным чтениям «Маршрутами Невельского», Кременецкая организовала в областной детской библиотеке пять встреч с доктором педагогических наук из СахГУ Петром Пасюковым и председателем Сахалинского отделения Русского географического общества Сергеем Пономаревым. Они много лет интересуются личностью и подвигом адмирала. Их советы, как сделать доклады живыми и интересными, помогли родителям и ребятам. Три другие конференции в областной универсальной научной библиотеке прошли содержательно и эмоционально. Ученик начального класса, тот самый Дима, влюбленный в Геннадия Ивановича, с блеском в глазах рассказал о ярких фактах из биографии исследователя Дальнего Востока, словно тот был его близким родственником. Пятилетняя Ева и шестилетняя Софья выразительно прочитали стихотворения об адмирале. Были сценки и творческие номера. Ребят поощрили благодарственными письмами.

К Геннадию Ивановичу в Питер

Рассказывает Кременецкая:

– В феврале 2014 года я с Катей Прокопьевой полетела в Санкт-Петербург на встречу с землячкой Невельского – учителем географии и руководителем историко-географического клуба школы № 43 Еленой Андреевной Назаренко. Вместе с учениками она ухаживает за могилами супругов Невельских, восстановила утраченные в годы революции беломраморные кресты на их надгробиях, заказала и установила памятный знак на доме, где чета жила, вернувшись с Дальнего Востока.

В день памяти адмирала мы приехали на Новодевичье кладбище, прихватив с собой камешки с побережья залива Анива, где во время экспедиции мореплаватель водрузил русский флаг. Видеозапись сохранила слова Елены Андреевны: «Геннадий Иванович! Дорогой мой! А камешки-то с Сахали-и-на!».

В ту поездку Ирине Алексеевне и Кате удалось побывать на родине адмирала в Костромской области. Там они познакомились с ветераном войны и тружеником тыла Гавриилом Васильевичем Чистяковым. Тридцать лет он проработал директором школы и добивался, чтобы ей присвоили имя Невельского. В честь земляка исследователя Приамурья и Сахалина ветеран по личной инициативе ежедневно поднимал Андреевский флаг у памятного знака мореплавателю. Во время путешествия у сахалинцев завязались дружеские отношения со всеми, кто бережно сохраняет память об адмирале.

Из газетной публикации в «Родительском сообществе» узнали, что учительница Назаренко много путешествовала, была даже в Сибири у потомков Невельского, но мечта посетить Сахалин осталась неосуществленной.

– Мы решили сделать ей сюрприз, – рассказала Ирина Алексеевна. – На школу отправили приглашение 29 апреля 2015 года принять участие в мероприятиях, посвященных памяти мореплавателя. «С благодарностью и большой радостью встретим вас на сахалинской земле», – написали мы Елене Андреевне и приложили электронный авиабилет в оба конца. Директор санкт-петербургской школы № 43 публично вручил его 75-летней учительнице.

В Южно-Сахалинске гостья побывала на конференции, где с докладами выступили родители и дети. Приняла участие в церемонии возложения цветов к памятнику адмирала на Коммунистическом проспекте, ознакомилась с достопримечательностями Невельска и Корсакова.

Следующей целью «Родительской инициативы» стала поездка в Николаевск, где 165 лет назад на мысе Куегда мореплаватель поднял флаг над Амуром. Примечательно, что Назаренко, вдохновленная поездкой на Сахалин, снарядила из северной столицы в далекую экспедицию четырех учеников и двух учителей своей школы. В Николаевске у путешественников произошла незабываемая встреча с Виктором Моисеевичем Бойко – автором книги о Невельском.

– Мы никого не знали в этом городе, – вспоминала Кременецкая. – Друзья из Хабаровска нашли для нас трехкомнатную квартиру. Когда есть добрые отношения и дружба, то и экономически все проще складывается. Приезжая в Санкт-Петербург, мы тоже останавливаемся в домах наших друзей, что не требует больших затрат. Для нас это существенно, ведь средства на поездки выкраиваются из зарплат, пенсий, подработок.

Хотим больше знать

Расширяя свои познания о Невельском, активисты «Родительской инициативы» в Гродековском музее Хабаровска заказали тематическую лекцию и побывали на выставке, удивившей своими стендовыми материалами. Сотрудники музея, встретив неподдельный интерес детей и взрослых к личности мореплавателя, подарили им электронную версию стендовых материалов. В Южно-Сахалинске активисты сообщества брали кредит в 50 тыс. рублей, чтобы распечатать материалы со ссылкой на Гродековский музей. Теперь свои выступления они сопровождают ценными иллюстрациями.

Летом прошлого года в составе межрегиональной группы из Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска южносахалинцы побывали в Советской Гавани, где познакомились с хранителем краеведческого музея им. Н. Бошняка. По Амуру добрались до Николаевска и узнали, где экспедиция Невельского установила пост Куегда. В Де-Кастри сахалинцы привели в порядок территорию возле памятника Лаперузу.

Углубление в краеведческую тему продолжается. В феврале 2016-го «Родительская инициатива» провела круглый стол в честь 140-й годовщины со дня памяти Невельского. В адрес губернаторов дальневосточных краев и областей от общественников ушло предложение о совместном участии представителей регионов в ежегодных памятных мероприятиях в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке в честь Невельского. Но, похоже, эта идея чиновников не зажгла.

Замечено: людям увлеченным открываются какие-то неизведанные информационные шлюзы, словно сама история откликается на исследовательский запрос и подбрасывает поисковикам новые факты. Кременецкая узнала, что дочь адмирала Невельского, журналистка Ольга Сорохтина, в 1894 году под псевдонимом Вера Вент издала книгу об отце на французском языке. С горечью она написала: «Россия перестала гордиться подвигами героев, не щадивших себя во славу Отечества».

Группа волонтеров выяснила: в России об этом издании практически ничего не известно. При этом книга издается во Франции, в переводе на английский она есть в американских университетах. Обратились к знакомой француженке, приезжавшей на Сахалин и владеющей русским языком, с просьбой перевести раритет. Та согласилась. Но удача и благоволит инициативным людям.

В военно-историческом музее Санкт-Петербурга Кременецкая отыскала рукопись Веры Вент XIХ века. После переговоров с директором музея электронная версия оригинала поступила в областную научную библиотеку. Здесь Ирина Алексеевна нашла еще одного человека, влюбленного в адмирала, – переводчика текста с «ятями» на современный русский язык, директора библиотеки Валентину Малышеву. Ее увлекло это занятие: рукопись отличают живой стиль, интересные детали и описания – дочь адмирала была хорошим журналистом.

Зовут дороги

Нынешний год для членов «Родительской инициативы» был богат на события. Восемь взрослых и детей (в том числе трое шестилеток) стали участниками конференции «Россия шла на Тихий океан, чтоб русский флаг здесь водрузить навеки». Она была приурочена к 140-летию со дня памяти Невельского и проходила в санкт-петербургской школе № 43. Сахалинцы рассказали о своих путешествиях маршрутами адмирала, а дошколята с чувством читали стихи.

В Санкт-Петербурге островитяне заказали венок с надписью «Любимому адмиралу от благодарных жителей Дальнего Востока и Сахалина» и на торжественном митинге возложили его на могилу Геннадия Ивановича. Был поднят флаг, играл оркестр, стоял почетный караул, школьники принесли цветы к беломраморным плитам…

Северная столица запомнилась путешественникам экскурсиями по Петропавловской крепости и царскосельскому лицею, Петергофу и Эрмитажу. В Мариинском театре они посмотрели балетный спектакль «Золушка». А потом были поездки в Иваново в морской кадетский корпус им. Невельского, в Кинешму и Заволжск, где до наших дней сохранилась двухэтажная часть дома сестры адмирала Марии Купреяновой. Сюда проведать родных приезжал Невельской. Сахалинцы также побывали на могиле сестры адмирала (могила его матери утеряна).

В Заволжске у реки Рогозинихи, где было имение Невельских, на народные деньги поставили памятный знак адмиралу. Путешественники побывали там и в городском музее, подружились с его сотрудниками и сообщили им о своем желании увидеть родину Геннадия Ивановича – пустошь Дракино. И четверо сотрудников Заволжского краеведческого музея во главе с директором Светланой Касаткиной вошли в команду, которая отправилась в Костромскую область, Солигаличский район, с. Лосево. Глава района отговаривала: это далеко, дорога плохая, речка разлилась, не перейдете… В ответ услышали: «Невельской и не такие речки проходил, а мы что, не осилим? Не побывав в Дракино, на Сахалин не уедем».

И начальство договорилось насчет трактора.

– В селе Лосево нам дали телегу, набросали в нее сена, чтобы удобнее было ехать, прицепили к трактору, – рассказала Кременецкая. – По лесу и бездорожью почти два часа мы добирались до пустоши. А когда подошли к памятному знаку, установленному на месте родового имения адмирала, позвонили в Николаевск-на-Амуре Виктору Моисеевичу Бойко. И он исполнил на балалайке народную мелодию XIX века, а на гармони – вальс «Амурские волны». Музыка прозвучала по громкой сотовой связи. Это было трогательно.

В Солигаличе сахалинцы купили тяпки и ведра, чтобы привести в порядок территорию памятника Невельскому. Их встретили заросли травы, старые венки, покосившийся забор, засохшие березы. Дети и взрослые повыдергивали траву, сделали клумбочку и, как оказалось, подали пример городским службам. Они срубили старые березы, выкосили травяные заросли, местные школьники убрали мусор.

Сахалинцы встречались с работниками местного управления культуры, с учителями истории и географии, учениками Солигалича. Друзей прибавилось. Гавриил Васильевич Чистяков составил карту имений Невельских в Дракино, продемонстрировал макеты судов, которые он смастерил с ребятами. Подарил гостям на память модель героического крейсера «Новик», участвовавшего в русско-японской войне 1904 – 1905 годов.

Еще неделю сахалинцы провели в Москве у друзей – показывали детворе столицу России.

– Спасибо родителям, что доверили нам своих детей, – отметила Кременецкая. – Катя Прокопьева, Таисия Гончарова, Хен На Ен, Юлия Федотова, Ева Юрачковская, Максим Гаврилов, Михаил Зеленов, София Алахвердиева узнали много нового. Они подружились, научились наводить порядок, помогать друг другу, преодолевать житейские трудности, пользоваться малым и быть благодарными.

По Амуру на «Метеоре» и лодке

Этим же летом активисты «Родительской инициативы» проложили новый маршрут. В него Ирина Алексеевна Кременецкая отправилась уже членом Русского географического общества. (Кстати, в 1845 году одним из первых в него вступил Невельской). Педагоги вместе с детьми побывали в местах, где Амурская экспедиция основала пять постов. Целью путешествия была высадка на Петровскую косу, где похоронена дочь Невельских Екатерина.

К походу тщательно готовились: консультировались в МЧС, общались с бывшими путешественниками. Нашли опытного проводника с собаками. Заказали надежную машину, лодку, купили спасательные жилеты, фальшфейеры. Четыре часа на машине-вахтовке добирались до п. Власьево, что на берегу залива Счастья. Это селение, одноименное тому, что в Костромской области. Возможно, Геннадий Иванович или кто-то из его земляков, членов Амурской экспедиции, дал такое название. (Ребята получили задание больше узнать про историю дальневосточного п. Власьево).

Оказалось, что добраться до Петровской косы можно лодкой и только во время прилива – в три часа утра. Сахалинцам это удалось. Местные рыбаки глазам своим не поверили, когда увидели на косе десант из женщин и детей. Они окружили их вниманием, делились дровами и уловом, а по вечерам у костра присоединялись к разговорам о Невельском и деятельности Амурской экспедиции.

Вот каких уникальных и неугомонных краеведов объединяет «Родительская инициатива»! На пяти постах они собрали по горстке земли и отправили ее в Костромскую область председателю местного отделения Русского географического общества для обустройства памятного места героям-костромичам, первооткрывателям новых земель. Это акция всероссийского значения, объединяющая регионы и поколения, дающая высокие нравственные ориентиры.

Что дальше?

В планах дальневосточного сообщества на будущий год значится путешествие с детьми речным путем от Санкт-Петербурга до Костромы. Есть идея на родине Невельского в Дракино устроить летний лагерь и прочесть цикл тематических лекций.

А в 2018 году исполнится 165 лет установке Муравьевского поста на Сахалине. Ирина Алексеевна предлагает приурочить к этой дате межрегиональную встречу краеведов и школьников, увлеченных исследовательской деятельностью Амурской экспедиции и личностью Г. Невельского. По ее мнению, это будет ярким событием. Работа в этом направлении уже началась.

Л. Степанец.