Тот самый "Поларис".
Тот самый "Поларис".
Тот самый «Поларис».

По сообщению члена регионального штаба общероссийского народного фронта Вячеслава Емченко, это событие произошло не без активного участия «фронтовиков». На своих заседаниях и на конференции в ноябре прошлого года они настойчиво предлагали областной власти списать 49-летнее круизное судно, приобретенное для курильчан у Мурманского пароходства в 2013 году прежним правительством.

Были все основания для исключения «Полариса» из судового реестра: техническое состояние старого теплохода не соответствовало требованиям безопасности мореплавания. Да и назначенная нынешним руководством области специальная комиссия, в которую входили и инженеры судоремонтного завода г. Пусана (Республика Корея), констатировала: «Поларис» изначально был непригоден к эксплуатации, так как был в неудовлетворительном техническом состоянии и не подтверждал арктический ледовый класс.

Приобретать для перевозки пассажиров судно, которое уже не бороздило северные моря, а служило дайвинг-клубом для любителей подводного плавания, было неразумно, опасно и затратно. Но областная власть при поддержке 15 депутатов областной думы (против голосовали только Светлана Иванова и Галина Подойникова, воздержался Николай Долгих) пошла на формальное согласование и поддержала просьбу экс-губернатора Александра Хорошавина и инициативу местного минтранса.

«Поларис» был приобретен в областную собственность не за первоначально предложенные продавцом 75 млн. рублей, а за 118 млн. Проводка теплохода северным 550-мильным путем обошлась еще в 22 млн. рублей. Но после того как правительство области передало судно в аренду перевозчику – ЗАО «Морская компания «Сахалин – Курилы», стало происходить то, чего и следовало ожидать. Теплоходу, который прельстил покупателей сауной, солярием, музыкальным салоном, барами и ресторанами, потребовались многомесячные и дорогостоящие ремонты на заводах Кореи и Китая. Причем арендаторы порой шли на обман, указывая в документах, что теплоход не 1968-го, а 1982 года постройки, в противном случае судоремонтники не приняли бы его в свои доки.

В марте 2015 года региональное отделение ОНФ выявило закупку на ремонт «Полариса» стоимостью более 41 млн. рублей. Без конкурса был заключен контракт в августе 2016 года по ремонту главного двигателя судна на сумму почти 64,5 млн. рублей. А в январе нынешнего года только на восстановление класса Российского морского регистра судоходства планировалось потратить 180,2 млн. рублей. Правда, от последнего решения областные власти отказались. И. о. министра транспорта и дорожного хозяйства Сергей Садовников сообщил: сейчас прорабатывается механизм о выводе судна из эксплуатации.

Как известно, осенью прошлого года у «Полариса» остановилось «сердце» – вышел из строя главный двигатель. Транспорт был отбуксирован в Пусан, где и будет находиться на хранении до декабря 2017 года. На поддержание минимальной жизнедеятельности судна до окончательного решения его судьбы, по предварительным расчетам, требуется 38,7 млн. рублей. Буксировать аварийный теплоход на хранение к берегам Сахалина, видимо, весьма рискованно.

По словам В. Емченко, за три года на содержание и ремонт «Полариса» было затрачено около 850 млн. рублей.

При этом КПД его работы по перевозке пассажиров по сравнению с теплоходом «Игорь Фархутдинов» составил лишь 10 проц. Узел морских транспортных проблем, который обещало развязать правительство А. Хорошавина, не развязался, а затянулся туже. Курильчанам все так же сложно бывает выехать на Сахалин. А за неэффективную трату бюджетных денег пока никто не ответил, разве что министр транспорта и дорожного хозяйства В. Дегтярев лишился своего портфеля.

Очень странно, что в истории с покупкой старого теплохода для некоторых чиновников многое стало откровением. Например, что техническое состояние «Полариса» не соответствует судну ледового класса, что его корпус имеет многочисленные дефекты, во многих местах сильно проржавел, стенки истончились, деформированы балластные танки, палубы зияют сквозными дырами, вызванными коррозией металла… Ведь еще три года назад, когда от депутатов областной думы требовалось «добро» на приобретение теплохода, депутаты С. Иванова и Г. Подойникова говорили об этом, опираясь на добытые почти детективным способом классификационные документы о бывшем круизном судне. Писал об этом и «Советский Сахалин», чем вызвал гневную реакцию регионального правительства, подавшего на газету в суд. Но дальнейшие события показали, на чьей стороне была правда.

– Жаль только, что нет закона, который бы предусматривал ответственность депутатов за последствия их решений, – говорит Г. Подойникова. – Никто из проголосовавших за сомнительную покупку не написал заявления о сложении полномочий или о внесении в бюджет личных средств. И что мы наблюдаем сейчас? Театр абсурда. Затраты на ремонт транспорта уже в несколько раз превысили стоимость теплохода. При всем при том, несмотря на огромные вложения народных денег, народ не может воспользоваться услугами этого судна.

Как стало известно, в арбитражный суд сахалинские власти направили иск о возмещении убытков, понесенных бюджетом из-за ненадлежащей эксплуатации судна морской компанией «Сахалин – Курилы», и упущенной от этого выгоды. Кроме того, чиновники надеются взыскать по факту аварийного случая со страховой компании «Согласие» 140 млн. рублей. Однако оба ответчика отказываются признавать случай с поломкой главного двигателя аварийным, а значит – страховым. Но независимые эксперты усматривают вину эксплуатанта в истории с поломкой главного двигателя. Хотя, как ни парадоксально, признают: теплоход практически исчерпал свой ресурс.

Люди сведущие предполагают, что даже если будет судебное решение не в пользу арендатора и страховой компании, они все равно не выплатят требуемую сумму. А вся эта чиновничья затея – лишь поиск крайнего виноватого с целью оправдания целесообразности покупки транспорта-ветерана.

Фракция коммунистов областной думы готовится к пикету и готовит листовку о ситуации с «Поларисом». Есть там и карикатуры, что называется, не в бровь, а в глаз. Чиновники, собравшись за круглым столом, предлагают: «Для решения проблемы… нужно ее создать». В листовке коммунисты приводят результаты поименного голосования «за» покупку теплохода и называют всех коллег, причастных к этой, можно сказать, авантюре и к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Нет пока ответов и на многие другие вопросы, в частности, по освидетельствованию судна, качеству ремонтов. Сейчас дирекция по развитию Курильских островов собирается в Пусане обеспечить безопасную стоянку «Поларису» до декабря 2017 года. На середину марта намечен аукцион на оказание такой услуги. Она тоже будет стоить немалых денег, как и предстоящая утилизация теплохода-долгожителя. В общем, очень дорого он достался островитянам и слишком мало им послужил. Но спасибо ему уже за то, что никого из островитян «старик» не утащил на морское дно, в противном случае появилось бы немало уголовных дел.

Л. Степанец.