Такое решение было принято 22 марта на очередном заседании представительного органа власти, отмечавшего в тот день свое 20-летие. Юбиляры не только поздравляли друг друга с этим событием, но и приводили в соответствие с областным законом № 1 от 25.01.2017 года устав городского округа.

Большинством голосов принято и внесено в устав около трех десятков изменений. Но, пожалуй, самым резонансным оказалось первое из них, касающееся процедуры избрания мэра не жителями города, а членами конкурсной комиссии. До того, как депутаты нажали кнопки электронного голосования, прозвучала информация, что нарушений процедуры публичных слушаний не отмечено. От граждан поступило одно предложение: мэра назначать, оно и будет проголосовано.

Депутат фракции КПРФ Наталья Ждакаева усомнилась: можно ли принимать столь важное решение по данному вопросу с одним-единственным предложением и что за необходимость доверять народное избирательное право конкурсной комиссии, одна половина которой будет состоять из депутатов гордумы, другая – из представителей губернатора? Чем плох действующий областной закон № 72, где прописано: жители избирают мэра прямым голосованием? Почему людям надо отказывать в процедуре прямого голосования, когда у депутатов есть право оставить его в силе?

– Замечено, когда у областной думы завершается срок очередного созыва, она принимает странные законы, и мы этому потворствуем, – отметила Н. Ждакаева. – Почему-то только в 2016 году появилась идея, что горстка людей из конкурсной комиссии будет принимать решение за всех горожан. Хотелось бы знать, кто конкретно в областной думе выступил с такой инициативой, отняв у населения конституционное право на прямые выборы мэра?

Присутствовавшая в зале депутат областной думы Светлана Иванова попросила слова, ей отказали. Вопрос «не по регламенту» поставили на голосование. Итог: «за» 4 депутата, 7 против, 9 воздержались. Предложение Ждакаевой в порядке законодательной инициативы не голосовать за внесение такого изменения в устав городского округа поддержки не нашло. Над депутатами довлел новый областной закон.

Позже Ждакаева рассказала, что, когда перед итоговым голосованием вопросы рассматривались на комитете, многие коллеги, в том числе и «единороссы», заявляли: горстка людей в конкурсной комиссии не должна принимать решение за весь город. Но на сессии дружно пошли по пути консолидированного голосования и соблюдения партийной дисциплины.

Один из представителей гордумы попросил разъяснить, почему конкурсная комиссия лишь на 50 проц. будет состоять из депутатов, кому будет отдано предпочтение, кто конкретно и по каким критериям войдет в комиссию со стороны губернатора? На эти вопросы председатель гордумы Елена Столярова коротко ответила: «Позже конкретизируем эти моменты, а сейчас мы приводим в соответствие устав».

Согласно процедуре, прежде чем голосовать за каждую поправку, следовало в целом принять за основу внесение изменений в устав. Для принятия решения требовалось не менее двух третей голосов, одного не хватило. Объявили перерыв, во время которого прошли совещания фракций по вопросу переголосования.

Вот как прокомментировала происходившее Светлана Иванова:

– Конституция страны дает людям право голоса, а депутаты на местах (кстати, избранные населением) его отбирают. Прямым голосованием мы избираем президента, госдуму, губернаторов, а градоначальников станут избирать конкурсные комиссии. Это закреплено облдумой в первом законе 2017 года. Наша фракция КПРФ голосовала против, но проект закона был принят большинством. Cчитаю, что и общественные слушания проводились во многом формально. Мнение населения по большому счету не учтено.

Интересно было узнать, какие плюсы дает такое изменение в уставе городского округа? Мнения были разные: с неудачным назначенцем проще расстаться, чем с общенародно избранным – уж больно сложна процедура отзыва (хотя разве нельзя законодательно усовершенствовать эту процедуру?). Есть мнение, что, отказавшись от выборов, можно сэкономить бюджетные деньги.

Минусов назвали больше: власти выгодно отстранить людей от выборов мэра, восстановить вертикаль и создать управляемую структуру со своими ставленниками, поскольку административный ресурс в последнее время не всегда срабатывает. В случае с назначением градоначальника населению (даже без всякого умысла) могут предложить «кота в мешке», хорошо, если «не шкодливого». К тому же отказ от свободных выборов мэра автоматически выводит градоначальника за границы гражданского контроля.

Отменив 19-ю голосами «за» результаты первого голосования, участники заседания приняли предварительно обсужденные на комитетах изменения в устав городского округа. В проекте итогового документа, в частности, прописано, что теперь депутаты пятьюдесятью процентами голосов на конкурсной основе будут определять кандидатуру на замещение должности мэра на 5 лет. Порядок проведения конкурса гордума установит своим решением и опубликует его не позднее чем за 20 – 30 дней до события. Она же определит общее количество членов комиссии муниципального образования. Избранный мэр вступит в должность в течение 15 календарных дней со дня избрания его думой и принесет присягу.

Л. Степанец.

  1. P.S.

22 марта аналогичный вопрос рассматривали депутаты собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» и собрания МО «Южно-Курильский городской округ». В обоих случаях приняты решения о внесении изменений в муниципальные уставы, закрепляющих новый порядок утверждения первого руководителя округа.

В Александровске-Сахалинском при голосовании за изменение устава воздержался один депутат, в Южно-Курильске четверо были против.

Как пояснила редакции зампред александровск-сахалинского собрания Галина Василенко, фракция КПРФ в целом выступает против того, чтобы мэр назначался, но тем не менее депутаты фракции (четверо из пяти присутствовавших на заседании) проголосовали за внесение изменений. Такую позицию Василенко объяснила пониманием необходимости привести устав городского округа в соответствие с областным законом.