Развернутая в областном краеведческом музее в пасхальные дни выставка «Крест – святыня драгоценная» из собрания Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) привлекла внимание жителей и гостей города.

И это объяснимо:  богатая коллекция подлинных святынь, которым поклонялись люди, ощущая духовную связь с православием, представляет собой часть народной культуры. В экспозиции впервые демонстрируются  образы крестечного дела XII – XXI веков, предметы быта, народные костюмы, в которых отражена историческая символика.

Нательные кресты были своего рода оберегами. Они удерживали людей от неблаговидных поступков, символизировали вечное древо жизни, являлись в представлениях  их обладателей хранителями Вселенной. Побывав на выставке, можно проследить эволюцию крестечного дела, которую на рубеже XX – XXI веков дополнили новые ювелирные образцы санкт-петербургского инженера Федорова.

По словам одного из организаторов экспозиции, доктора исторических наук, сотрудника отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Александра Островского, никогда не существовало жестких канонов, каким по форме должен быть православный крест: четырех- или восьмиконечным? Все варианты равноправны.

Есть в музейной коллекции образцы наиболее ранних символов веры, которые под влиянием Византии появились на территории Российской державы в XII веке. Через три столетия нательные святыни обрели форму лопатки с растительным орнаментом по периметру. Старообрядцы до сих пор считают их своими. В экспозиционных витринах демонстрируются деревянные, бронзовые, серебряные (золотые не имели широкого распространения) и медные кресты во всем многообразии форм: монолитные, ажурные, с золочением и эмалью, штампованные. На некоторых из них изображены лучи солнца, исходящие из средокрестия, что символизировало свет знания. Раритетами являются наградные кресты, которые вручались священникам – участникам Отечественной войны 1812 года и Крымской войны 1853 – 1856 годов.

Экспозиция знакомит с духовными оберегами и украшениями новгородцев, костромичей, народов Поволжья, эвенков, якутов, грузин, белорусов, украинцев, гуцулов, эстонцев. На оборотной стороне некоторых нательных крестов встречаются аббревиатуры, тексты праздничных молитв. Есть ожерелья, монисто, подвески, головные женские повязки, праздничный нагрудник с православными символами, которые проникли в народный быт.

Изображение креста присутствовало в праздничном женском костюме XIX века как  знак цельного духовного облика его обладательницы. Эстетично и органично смотрятся украшения с крестами в северном вологодском и южном русском костюмах, на рушниках, украшавших  красный угол в избе.

Среди экспонатов, хранящих  ценную историческую память,  и старинные предметы быта: деревянная форма для приготовления праздничной творожной пасхи с растительным орнаментом, символизирующим возрождение к жизни; вафельница для рождественского печенья с изображением креста начала ХХ века, выпущенная на одном из чугунолитейных заводов России…

В течение двух месяцев островитяне смогут  побывать на выставке и больше узнать об этнотрадициях разных народов. Заместитель директора областного краеведческого музея по научно-исследовательской работе и развитию Виктор Щеглов считает весьма перспективным завязавшееся сотрудничество с Российским этнографическим музеем. Это касается и организации новых выставок, и стажировок наших музейных работников, и  совместной проектной деятельности.

Л. СТЕПАНЕЦ.