Северо-Курильск.

 

Северо-Курильск.
Северо-Курильск.

 

В этом году исполнится 72 года со дня окончания второй мировой войны. Последняя кровь наших  воинов пролилась на острове Шумшу, на северных Курилах. Немало загадок и военных экспонатов  осталось здесь с того времени, и это привлекает любителей истории. Чем еще примечательны северные  Курилы?  Своей природой, красотой, мощью вулканов, рыбалкой, охотой и, конечно, большим количеством снега и долгой зимой, что дает возможность любителям зимнего экстрима для катания на горных лыжах, сноубордах, снегоходах. В общем, есть на что посмотреть и чем заняться.

Но первое препятствие для любителей «курильских красот» возникает (так было до недавнего  времени) еще на Камчатке при  покупке билетов. Дело в том, что на  Парамушир можно добраться только из Петропавловска-Камчатского и только двумя способами: либо  теплоходом «Гипанис», либо вертолетом компании «Витязь-Аэро».  После искусственного банкротства муниципального предприятия «Авиатор», которое ранее организовывало морские и воздушные перевозки без использования  средств местного  бюджета, исключительным правом распоряжения билетами на оба эти транспорта стало обладать  северо-курильское  муниципальное казенное  учреждение со странным названием «САТОиБ». Каковы конкретные функции этого предприятия не знают, скорее всего, и сами его  работники. Но администрация Северо-Курильского городского округа своим волевым решением приказала данному предприятию завести тетрадки и вести запись людей, желающих приехать на Парамушир или уехать с острова.

И сразу  кассиры из обычных граждан превратились в великих людей, наделенных правом «пущать или не пущать»  на остров. А поскольку списки пассажиров подлежали утверждению мэром, то это  давало ему возможность держать в послушании практически всех жителей Северо-Курильска. Тот, кто пытался перечить, мог  «вылететь» из списка пассажиров в две минуты — доказывай потом, что записывался.

Продажа билетов, в частности на «Гипанис»,  проходила так:  за два часа до отхода судна люди приезжали, выстраивались  с сумками в коридоре так, что  очередь тянулась до самого причала, а кассир — самый важный человек в Северо-Курильске, — заняв отдельную каюту  на пароходе, вручную  заполняла билеты, попутно покрикивая на стоящих в очереди, чтобы не галдели и заходили  строго по одному. Самых неугомонных кассир могла и наказать, поместив их в четырехместную каюту ниже ватерлинии. Ну а особо приближенные размещались на комфортабельной верхней палубе.  И никто не мог возмутиться, так как можно было  стать персоной «нон грата» и вообще никуда никогда не выехать.

В такой  продаже билетов была еще одна странность, которая до сих пор остается без внимания  правоохранителей.  Дело в том, что «Гипанис» принадлежит частной компании ООО «Сахморфлот»,  у которой  в договоре с администрацией городского округа черным по белому записано, что организация и реализация билетов возлагаются на перевозчика — на  ООО «Сахморфлот». На деле же данным правом пользовалось МКУ «САТОиБ». То есть за счет средств местного бюджета содержатся два кассира, функция которых заключается лишь в формировании  списка пассажиров и выписке билетов в ручном режиме на бланках компании ООО «Сахморфлот».

Надо отметить, что пассажирам вертолета, вылетающим из Северо-Курильска, до сих пор не выдается никакого документа, подтверждающего право на поездку, а деньги кассирами собираются исправно, где-то неделями хранятся, и, как ни странно, эти  нарушения в упор не замечают ни правоохранительные, ни фискальные органы.

Конечно, мне могут возразить, что введя учетные тетради, мэр  действует из соображений безопасности пассажиров. Ведь туристы могут много чего нарыть в курильской земле и взять опасные трофеи с собой. Если «пущать» каждого туриста, то тогда придется  приводить в соответствии с нормами безопасности тот же  вертодром. А если   «не пущать», то можно обойтись только табуреткой и весами, а деньги за билеты  собрать  в конверт, запечатать, передать через командира вертолета, и таким образом вся важная работа будет выполнена. Никто сегодня не замечает, что  любой желающий может свободно  напихать гранат в багажную сумку, а что не поместится — разложить по карманам и беспрепятственно пройти в вертолет. И также беспрепятственно выйти  на Камчатке. Никто ведь не проверяет.

Но сколько веревочке не виться,  все равно конец придет. Больше года назад губернатор  издал распоряжение об организации продажи билетов на всех курильских островах через интернет-порталы. Распоряжение  практически сразу было выполнено главами южных и средних Курил, и только глава Северо-Курильского городского округа стал активно открещиваться и обороняться от нововведения, рассказывая всем истории, что продажа билетов  через интернет  на северных Курилах невозможна. Оно и понятно: не хотелось терять  рычаг управления местными жителями. Тем более, что при случае  можно и неугодную комиссию из области не допустить в город под предлогом отсутствия свободных мест. А  когда коммерческая организация выступила с инициативой все-таки выполнить распоряжение губернатора, то  мэр  поднял волну народного  недовольства. Эту волну дополнили  придуманными фактами,  клеветой и наветами в адрес коммерсантов.

19 мая 2017 года, несмотря на активное противодействия администрации городского округа, интернет-продажи билетов на «Гипанис»  все-таки начались. В то же время мэр и его приближенные  организовали  список 302-х несогласных,  который был направлен губернатору. Уж очень хотелось некоторым вернуть  «секретную» тетрадку с секретным  списком пассажиров. Ведь в интернете секреты не сохранить.

Человек, не проживающий  в Северо-Курильске, сразу и не поймет, в чем  собственно  дело,   из-за чего такой шум-гам на всю Сахалинскую область. А дело всего лишь в беспокойстве по поводу возможной потери  ресурса  давления на  жителей  Северо-Курильска. Именно  продажа билетов через интернет лишает мэра этого ресурса.  Ведь интернету все равно:  плохой ты или хороший, поддерживаешь местную власть или нет, работник ты администрации или простой рабочий, житель города или  турист. Перед интернетом все пассажиры  становятся  равными. Более того, интернет защищает право пассажира  на качественную услугу.  И как бы ни развивалась ситуация с продажей  билетов в Северо-Курильске – будущее за интернет-продажами. Предсказуемость поездок, снятие пограничных ограничений позволит  увеличить  поток туристов. Добро пожаловать на северные Курилы!

 

Е. ПЛЕТЕНСКОЙ.