VOSTOK

 

Уроженцы Украины, Молдавии, Азербайджана и России, в том числе 13 жителей Сахалинской области, по предварительным данным, находились на борту рыболовного судна «Восток»,

пропавшего в четверг в Японском море близ побережья Приморского края. Об

этом сообщили в пресс-службе правительства Сахалинской области.

Среди членов экипажа — уроженцы Приморского края, Челябинской и

Свердловской областей, Оренбурга.

Утром в четверг в Японском море в 50 — 70 милях от приморского порта

Посьет сработал аварийный буй на рыболовном морозильном судне «Восток» (порт

приписки — Невельск, Сахалинская область). Судно перестало выходить на

связь. Была развернута спасательная операция.  Задействованы три морских и два воздушных

судна. В главном управлении МЧС России по Приморскому краю организован

телефон «горячей линии» (8-423-239-99-99).

 

В Охотском и Японском морях возможно быстрое обледенение судов

 

Синоптики  предупреждают о неблагоприятных погодных условиях в Охотском и Японском

морях, которые могут привести к быстрому обледенению судов. Об этом ТАСС

сообщил начальник отдела морских прогнозов Сахгидромета Михаил Кузнецов.

«Сегодня в акваториях у Сахалина — в Охотском море и Татарском проливе —

существуют условия обледенения судов. В Охотском море — быстрого

обледенения», — сказал Кузнецов, добавив, что в пятницу штормовое

предупреждение о быстром обледенении передали синоптики Приморского края,

где накануне исчезло судно «Восток».

По словам Кузнецова, условия для быстрого обледенения: высокая волна,

низкая температура воздуха и относительно низкая температура воды. «При

сильном волнении брызги по мере лета замерзают и, опускаясь на поверхность

судна, примерзают. Процесс обледенения может быть скоротечным — всего

несколько часов», — сказал синоптик.

Многие эксперты высказывали версию, что именно обледенение могло стать

причиной исчезновения судна «Восток» в Японском море. С ними согласен и

начальник отдела морских прогнозов Сахгидромета. «Там сочетались все

компоненты: высота волны достигала 4,5 метра, температура воздуха ниже 20

градусов. Это все в комплексе могло спровоцировать стремительное

обледенение», — пояснил Кузнецов.

Сейчас в зоне поиска бушует шторм.  По информации

синоптиков, погода начнет улучшаться только в субботу.

 

    Родные моряков в шоке, но надежду не теряют

 

Более 250 звонков уже поступило на телефон горячей линии МЧС для близких и

родственников членов экипажа пропавшего судна «Восток». Как сообщила в

пятницу ТАСС сотрудница линии, сейчас многие еще находятся в шоке от

случившегося, но надежду на обнаружение моряков не теряют.

По ее словам, кроме родственников экипажа «Востока» звонят и люди,

которые знают, что их близкие в море, но не уверены, на каком именно судне.

Они уточняют, есть ли фамилии в нашем списке. Если первые звонки шли с

вопросами о подтверждении, находился ли человек по судовой роли на

«Востоке», то сейчас родственники уже выясняют обстановку на месте ЧС, их

интересует результат поисковых работ. Телефон горячей линии развернут

непосредственно в центре управления кризисных ситуаций, поэтому ее

сотрудники узнают ее первыми и могут информировать родственников.

«Плохо, когда в СМИ проходит недостоверная информация об этом

происшествии. Вчера был шквал звонков, когда появились сообщения о якобы

найденных плотах, о том, что моряков уже поднимают. Нам приходилось все это

опровергать. Мы даем только достоверную, перепроверенную информацию», —

рассказала сотрудница горячей линии.

Она добавила, что сотрудники центра уже знают все телефоны

родственников. Теперь они могут проинформировать близких экипажа «Востока»,

если в этом появится необходимость.

 

     У обоих выходцев из Азербайджана в экипаже  — гражданство РФ

 

Оба выходца из Азербайджана, входящие в состав экипажа рыболовного судна «Восток», пропавшего в Японском море, имеют российское гражданство. Об этом сообщил в четверг председатель Совета старейшин азербайджанской общины Невельска  Джамалхан Керимов.

«Оба азербайджанца — члена экипажа судна «Восток» —  являются гражданами

России», — приводит в четверг слова Керимова бакинское информационное

агентство АПА. По его словам, Мубариз Гусейнов — уроженец Сальянского района

Азербайджана, а Руслан Ализаде — Кюрдамирского.

 

Экипаж пропавшего судна «Восток» был застрахован

 

Экипаж судна «Восток», поиски которого ведутся в Японском море, был застрахован, сообщил в пятницу ТАСС гендиректор компании «ДВ-флот» (судовладелец) Станислав Мальчевский.

«Экипаж всегда страхуется, это обязательное условие», — сказал Мальчевский, не уточнив сумму страховки.

Он добавил, что связывался с капитаном регулярно, последний раз — вечером 24 января. «В график хода вносились коррективы из-за сложных погодных условий, обсуждались возможные риски. По словам капитана, обледенение было, но некритичное. По плану судно должно было зайти в порт Холмск 27 января», — сказал Мальчевский.

По факту исчезновения судна было возбуждено уголовное дело за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. Следствие устанавливает причины произошедшего.

 

Мать одного из матросов  судна «Восток» пока не получила от спасателей новостей о поисках

 

Мать одного из матросов рыболовного судна «Восток», поиски которого ведутся в Приморье, пока не располагает данными о ходе и промежуточных результатах поисковой операции, а новость о пропаже корабля

узнала случайно.

«Мне никто не позвонил, ни из МЧС, ни из фирмы. Совершенно случайно

узнала, позвонила девочка, с которой он (сын) общался перед отъездом, она

узнала через какую-то группу в соцсети. Я позвонила на горячую линию, там

записали мой номер, но они мне не звонят, никаких новостей нет», —

рассказала она ТАСС.

По ее словам, сын рассказывал, что «Восток» в плохом состоянии и он

предупреждал других, что на нем ходить не стоит. «Судно ушло в море 4

января, дня три назад он звонил из Кореи, сказал, что купил подарки, идут.

Когда должны прийти, не рассказал, сказал, что сюрприз. Вот и сюрприз», —

сказала собеседница агентства.

Однако эксперты опровергают информацию о плохом состоянии судна. Как

ранее сообщил ТАСС руководитель Ассоциации рыбопромышленных предприятий

области Максим Козлов, судно «Восток» по техническим характеристикам

соответствовало условиям работы в Дальневосточном бассейне. Он рассказал,

что компания-судовладелец  входит в ассоциацию рыбопромышленных

предприятий Сахалина и работает по ее принципам. Пользователи ассоциации —

это люди, которые следят за своими судами, содержат их в надлежащем

состоянии, которое позволяет выходить в море.

Эту информацию подтвердил заместитель руководителя агентства по

рыболовству Сахалинской области, начальник управления водных биологических

ресурсов и флота Сергей Ом. «Судно было в нормальном состоянии, насколько

известно мне, они шли с ремонта, соответственно, были проверены и выпущены в

море», — пояснил он.

 

    Причиной ЧС могло быть обледенение

 

Обледенение могло стать причиной пропажи судна в море, считает бывший

капитан, заместитель гендиректора по безопасности мореплавания

рыбодобывающей компании «Орион» Сергей Ермашевич, который отработал в море

30 лет в море в разных должностях.

«При обледенении судно теряет устойчивость, парусность увеличивается,

судно «Восток» вполне возможно, что перевернулось просто, такие случаи были.

Волны до четырех метров для такого судна — это, можно сказать, критично. По

всей видимости, в какой-то момент моряки не успели просто лед отколоть», —

сказал Ермашевич.

 

Известие о пропаже судна «Восток» испугало и шокировало

 

Рейс на рыболовецком судне «Восток», пропавшем в Японском море, был первым для  одного из сахалинских  рыбаков. Известие о произошедшем вызвало испуг и шокировало, однако была и надежда на лучшее, рассказала ТАСС о своих чувствах в первые часы после ЧП на условиях анонимности сестра члена экипажа судна.

«Моему брату 38 лет, и всю свою сознательную жизнь он ходил в море, но на «Востоке» это был его первый рейс. Мы с ним обычно не обсуждали темы состояния судна, безопасности и прочего, но вроде бы все нормально было», — рассказала девушка. Никогда раньше, утверждает она, брат не пропадал так, чтобы его судно потом искали спасатели. Сейчас дома его ждет большая семья.

По ее словам, о происшествии она узнала не от властей или МЧС, а из новостей. «Сначала был шок, испуг, была надежда, что все будет хорошо. Я звонила на горячую линию МЧС, но там тишина, в смысле ничего конкретного не говорят. Если этот звонок и должен был мне помочь

В управлении МЧС по Приморскому краю работает горячая линия для родственников членов экипажа пропавшего судна. Психологи МЧС Приморья уже приняли 47 звонков. «Однако звонят не только родственники, но и просто любопытствующие. Сотрудники горячей линии стараются оказывать помочь и давать информацию только тем, кому это необходимо», — сообщил представитель пресс-службы.

 

 Родные моряков с «Востока» могут получить психологическую помощь в больнице Невельска

 

Районная больница Невельска готова предоставить психологическую помощь родным экипажа судна «Восток», пропавшего в четверг в Японском море. Об этом ТАСС сообщил в пятницу мэр Невельского района Алексей Шабельник.

«Больница готова предоставить психологическую помощь. Уже есть подготовленный психолог, но никто пока не обращался за помощью», — сказал мэр. Он отметил, что районная администрация связалась с фирмой «ДВ- флот» (судовладелец), они пока не дают возможности связаться с родственниками, работают сами», — сказал Шабельник.

Он сообщил, что среди экипажа судна «Восток» два его бывших ученика — капитан и вахтенный помощник. Шабельник работал ранее в Сахалинском морском колледже.

 

Судовладелец «Востока» намерен направить в район поисков свое судно

 

Компания ООО «ДВ-Флот», судовладелец пропавшего в Японском море судна «Восток», намерена направить в район, где ведутся поисковые работы свое судно. Об этом ТАСС сообщил в пятницу генеральный директор компании «ДВ-флот» Станислав Мальчевский.

«Наше судно «Океан» сейчас штормует в районе Советской гавани. Мной дано уведомление капитану, чтобы при улучшении погоды выйти в море, и присоединится к поискам. Сейчас пока погодные условия не позволяют», сказал Мальчевский.

Он уточнил, что судно «Восток» находилось в хорошем техническом состоянии, прошло все необходимые мероприятия и ремонты. «Информация, распространенная в некоторых СМИ и сетях, что судно было старое — недостоверная, — отметил гендиректор. — Оно было оснащено всем необходимым спасательным оборудованием, как требуется по нормативам — на численность экипажа двойной запас».

«Судно шло в Холмск из Донхэ, где разгружало продукцию. По плану должно было зайти 27 января. Должно было раньше, но задержалось из-за погодных условий. С капитаном я последний раз говорил 24 января вечером», — сказал Мальчевский.

Сейчас в зоне поиска бушует шторм. Скорость ветра достигает 20 м/с, высота волн — 4,5 метра. Сохраняется быстрое оледенение судов. По информации синоптиков, погода начнет улучшаться только в субботу.

 

ХРОНОЛОГИЯ: Аварии и крушения российских рыболовецких судов с 2008 г.

 

Редакция  ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о пропавшем судне, а также хронологию

крушений и крупных аварий и рыболовецких судов, приписанных к российским

портам или имевших граждан РФ в составе экипажа, за последние 10 лет. Всего

с 2008 г. сообщалось о 12 таких инцидентах (без учета ЧП 25 января 2018 г.).

 

  Пропавшее судно

 

«Восток» (Vostok, идентификационный номер Международной морской

организации — IMO 8504791) принадлежит российской компании компания

«ДВ-Флот», приписан к порту Невельск (Сахалинская обл.). Судно построено в

1986 (по другим данным — в 1985) г. на верфи Dae Sun Shipbuildng &

Engineering («Дэсон шипбилдинг энд энджиниринг») в южнокорейском Пусане.

Длина судна — 53,32 м, ширина — 8,7 м, высота борта — 3,75 м. Дедвейт — 370

т. Позывной — UBGZ7. До 2011 г. судно неоднократно меняло названия: Haeng

Bok No. 105, Oryong No. 703, Sea Valor, Kwang Myeong, Gray.

 

    Хронология крушений и аварий

 

25 декабря 2008 г. была потеряна связь с рыболовецким судном Ji Won No.1

(«Джи вон 1»), следовавшим под флагом Панамы из Южной Кореи в Японию. На

борту находился экипаж из 12 граждан РФ, жителей Приморского края. 19 января

2009 г. в водах Японского моря близ пос. Румои у побережья о. Хоккайдо

(Япония) было найдено тело мужчины, одетого в спасательный жилет. При нем

были документы на имя других четырех моряков с Ji Won No.1. Весь экипаж

признан погибшим.

13 января 2009 г. траулер «Топаз А» (порт приписки — Мурманск) находился

на промысле в Норвежском море в 50 милях (92 км) к западу от о. Медвежий

(Норвегия). После прорыва трубы кингстона в машинном отделении судно было

обесточено, возник опасный крен, траулер подал сигнал бедствия и вскоре

затонул. Спасателями были обнаружены два плота с 18 живыми членами экипажа

траулера, позднее найдено тело погибшего капитана Евгения Белоконя.

19 марта 2009 г. рыболовецкая шхуна Kisuka («Кисука»), следовавшая под

флагом Камбоджи из японского порта Абасири, затонула близ курильского

острова Кунашир после столкновения с неизвестным предметом (предположительно

— плавучей льдиной). На борту был экипаж в составе четырех граждан РФ.

Спастись на плоте удалось матросам Ульену Шакиеву и Олегу Загризинову.

Капитан шхуны Борис Шафиков и механик Дмитрий Мироненко погибли.

24 апреля 2009 г. российский рыблоловный траулер «Коралнес» (порт

приписки — Мурманск», владелец — ЗАО «Севрыбком-1») подал сигнал бедствия в

70 морских милях (129 км) от норвежского г. Тромсе и вскоре затонул на

глубине около 300 м. На борту находились 17 членов экипажа. 15 из них

спаслись на плоту и были сняты с него российским судном «Остров Валаам». Еще

двое были подняты из воды спасательным вертолетом Береговой охраны Норвегии,

однако один из них — капитан траулера Юрий Бондарев — скончался при полете в

госпиталь.

29 октября 2009 г. траулер «Лотос» (порт приписки — Мурманск) выбросило

на скалы при выходе из Кольского залива. Все 14 членов экипажа покинули

судно на плотах. Через три часа подошедшими судами были подняты из воды 11

выживших моряков и тела двух погибших от переохлаждения (старшего

электромеханика Георгия Клишевича и второго механика Александра Кузовова),

капитан «Лотоса» Олег Гончаров вплавь добрался до расположенного поблизости

острова и был спасен пограничниками.

17 августа 2010 г. у берегов Охотского моря в 2,2 км от устья реки Кехта

опрокинулось и затонуло маломерное судно — рыболовецкий плашкоут колхоза

«Октябрь». На его борту находились восемь человек, спастись удалось одному.

7 января 2011 г. неподалеку от мыса Ламанон (Сахалин) пропала

рыболовецкая шхуна Partner («Партнер») водоизмещением 300 т, приписанная к

порту Пномпень (Камбоджа). На ее борту находились 14 граждан России. Капитан

судна Равиль Бодрутдинов подал сигнал бедствия и успел сообщить, что

спасательный плот раскрылся не полностью. Вскоре связь с судном пропала,

прибывшим спасателям обнаружить его не удалось. Были найдены тела семи

человек, включая капитана шхуны. Тело еще одного погибшего было обнаружено в

феврале 2012 г. у мыса Соя японского острова Хоккайдо. Выяснилось, что

судовладельцем была зарегистрированная в Белизе фирма SGI Company

(«Эс-джи-ай компани»), промысел в российских водах шхуна вела незаконно. В

2010 г. она задерживалась российскими пограничниками.

11 февраля 2011 г. в восточной части Охотского моря пропал траулер

«Аметист» Камчатского НИИ рыбного хозяйства и океанографии. Сигналов

бедствия судно не подавало, сигналы находящегося на его борту аварийного

радиобуя также не фиксировались. В начале мая 2012 г. глубоководный аппарат

«Пантера-Плюс» с научно-исследовательского судна «ТИНРО» обнаружил в заливе

Шелихова лежащий на дне «Аметист». Все 23 члена экипажа траулера признаны

погибшими.

24 декабря 2011 г. в проливе Лаперуза (между Сахалином и японским

островом Хоккайдо) перевернулось рыболовецкая шхуна Ginga («Гинга»),

ходившая под флагом Камбоджи. Экипаж состоял из восьми человек — пяти

россиян и трех индонезийцев. Погибли три человека. Шхуна занималась

браконьерским промыслом, не имела права выходить в море и числилась в

ремонте.

1 апреля 2015 г. большой морозильный траулер «Дальний Восток»,

приписанный к порту Невельск, затонул в Охотском море у берегов Камчатки. На

борту находились 132 человека, в том числе 78 россиян и граждане других

стран — Мьянмы, Украины, Литвы и Вануату. На месте крушения были спасены 63

человека, погибли 69 моряков. 24 августа 2015 г. СК РФ завершил следственные

действия по уголовному делу о кораблекрушении. Пятеро фигурантов дела были

привлечены к уголовной ответственности, а гендиректор владевшего судном ООО

«Магеллан» Егор Гащенко по состоянию на январь 2018 г. находится в

международном розыске. По данным следствия, непосредственной причиной

крушения «Дальнего Востока» стал крена судна на левый борт в результате

подъема трала с большим уловом (приблизительно 130 т), развитию ЧП также

способствовал ряд второстепенных факторов.

7 февраля 2016 г. в Охотском море затонуло рыболовецкое судно Adex

(«Адекс»), вышедшее из японского порта Отару под флагом Того с экипажем из

16 человек — граждан РФ (жителей Приморья и Сахалина). В ходе

поисково-спасательной операции на поверхности воды были обнаружены только

пустые гидрокостюмы, спасательные жилеты и надувной плот. В сентябре 2016 г.

члены экипажа судна «Янтарь» обнаружили тело одного из моряков с Adex.

7 ноября 2016 г. на большом рыболовецкий морозильном траулере

«Новоульяновск» (проект 464 тип «Прометей», порт приписки Владивосток,

судовладелец ОАО ХК «Дальморепродукт», IMO 7932757) в Охотском море

произошел взрыв картера главного двигателя, вызвавший пожар. В результате

погиб моторист, еще два человека пострадали (механик получил открытый

перелом ступни ноги, другой моторист — сильные ожоги тела). Всего на борту

находились 84 человека. Пожар удалось ликвидировать, однако судно лишилось

хода и легло в дрейф в центре Охотского моря. Впоследствии траулер

отбуксировали в Магадан.

(По материалам   ТАСС и пресс-служб ведомств).