Ходить или ездить? Компроспект опять стал объектом горячего спора.
Ходить или ездить? Компроспект опять стал объектом горячего спора.
Ходить или ездить? Компроспект опять стал объектом горячего спора.

На круглом столе в областной библиотеке 14 февраля эмоции у некоторых участников зашкаливали. Обсуждался проект сахалинского Арбата, автором которого стала К. Огаркова, представляющая в Южно-Сахалинской городской думе активную часть молодежи. Этот проект – один из шести заявленных в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». За них горожанам предложат голосовать 18 марта, в день выборов президента. Два проекта, за которые будет подано большинство голосов, примут к реализации. Финансирование обещано из федерального бюджета.

Разумеется, обсуждение пяти других проектов – восстановление танцевальной площадки в городском парке, благоустройство двух действующих скверов – Пушкина и Энергетиков – на проспекте Победы и обустройство набережной Рогатки от улицы Комсомольской до проспекта Мира, а также сквера в честь основания города в районе Сусуи – скорее всего не вызовет столь полярных мнений у горожан. Просто потому, что их воплощение не потребует никаких жертв. Что ни выберут южносахалинцы из этого ряда – все только украсит город, сделает его чуточку комфортнее для большинства южносахалинцев.

Сахалинский же Арбат претендует на центр города. Предполагается в границах улиц Дзержинского, Буюклы, проспектов Мира и Коммунистического создать пешеходную зону, а для этого перекрыть движение по Компроспекту на участке от проспекта Мира до улицы Дзержинского. Апробировать зону планируется летом, сначала только в выходные дни. Молодежь собирается устраивать там выставки картин, размещать инсталляции, организовывать молодежные праздники.

Мероприятия, тем более только в выходные дни, можно устраивать и без постоянного перекрытия дорог, говорили на круглом столе оппоненты. У нас есть опыт фестиваля «Край света», других праздничных мероприятий. Зачем вам, ребята, этот куцый дорожный участок? В городе есть скверы, есть городской парк… Гуляйте, тусуйтесь!

«А есть ли у вас программа, расчеты по использованию этой зоны? Есть ли чем наполнить ее?» – докапывались участники обсуждения. Действительно, на какое время хватит картин местных художников? На месяц, два? А что потом? Если делать пешеходную зону, надо чтобы там были кафе, брендовые магазины, места развлечений для детей. Скептически настроенные граждане приводили статистику по числу солнечных дней в разные месяцы года – выходило, что у нас слишком много дождей, для сахалинского Арбата это минус.

В защиту проекта звучали вовсе шальные предложения: сделать Компроспект полностью пешеходным! Или на участке от проспекта Мира до площади Ленина, а транспортную проблему решить с помощью подземного тоннеля!

Глобально вопрос на круглом столе ставился правильно: для создания комфортной городской среды транспорт хорошо бы убрать из центра города. Приводились примеры других городов мира и России, демонстрировались слайды: как можно преобразить отдельные участки, изгнав оттуда транспорт. Очень много говорилось о том, что городскую комфортную среду помогут создать велосипеды. Сейчас за рубежом все на них пересаживаются. Это экологичный, дешевый для их водителей вид транспорта. В пределах двух километров в черте города вполне можно передвигаться на велосипедах, надо дальше – есть общественный транспорт, который, кстати, пользуется большой популярностью в развитых странах. У нас его популярность тоже возрастает.

Правильно, в развитых, оппонировали этим выступающим другие. Там все организовано для велосипедистов, повсюду специальные дорожки. У нас же их нет. Те, что проложены на небольших участках города, не считаются. А двигаться по шоссе параллельно городскому транспорту – себе дороже. «И в каком виде я приеду на работу на велосипеде? – спрашивали оппоненты. – Потный, в пыли. А принять душ и переодеться у меня условий нет».

«Ни за что не сяду на велосипед!» – возмущалась известная общественница.

Если когда-то в жизнь южносахалинцев массово и войдут велосипеды, то это случится не сегодня и не завтра. Мы на десятки лет отстаем в развитии от тех стран, на которые ссылались на круглом столе выступающие. И центр города вряд ли скоро можно будет освободить от потоков личного транспорта. Его только прибывает, для наших граждан автомобиль – не просто средство передвижения, а мерило престижа. И некоторые автомобилисты даже двести метров не могут пройти пешком – заводят своих любимых коней и ласточек.

В общем, обсуждение проекта под названием «Сахалинский Арбат» вылилось скорее в дискуссию о транспортных проблемах Южно-Сахалинска. Почему автомобили в приоритете? В Южно-Сахалинске есть дворы, в которых нет тротуаров – только проезды. В хорошую погоду пешеходы и автомобилисты как-то делят эту территорию, а в дождь, снежной зимой верх берут люди в машинах. Есть даже улицы без тротуаров!

Расширяются дороги, прибавляется полос, увеличивается число парковочных мест в городских дворах. Когда летом 2017 года жители многоквартирных домов обсуждали благоустройство своих дворов, в каждом случае возникали споры между владельцами авто и жильцами, желающими создать во дворе благоприятные для отдыха условия. Одни голосовали за расширение зеленой зоны, другие требовали за ее счет увеличить количество парковочных мест. Хотя парковки во дворах гостевые, то есть временные, автомобилисты рассматривают их как свои личные автостоянки! Когда и как этих людей можно воспитать до понимания, что для общей пользы надо меньше пользоваться автомобилями, отдавая предпочтение общественному транспорту и велосипедам?

В самом конце обсуждения проекта один молодой человек, поддерживающий идею сахалинского Арбата, даже в отчаянии воззвал к собравшимся: «При чем тут велосипеды, велодорожки! В первую очередь наш Арбат – это молодежный центр, где мы будем реализовывать свои проекты. А о чем говорите вы?».

А активные горожане говорили о своем – о том, что волнует не только активную молодежь. Ох, и трудно же бывает договориться.

Н. КОТЛЯРЕВСКАЯ.