Шахматные фигуры мастера И. Стулова. Владимирская губерния, с. Богородское. 1920-е годы.
Шахматные фигуры мастера И. Стулова.  Владимирская губерния, с. Богородское.  1920-е годы.
Шахматные фигуры мастера И. Стулова. Владимирская губерния, с. Богородское. 1920-е годы.

В областном художественном музее работает выставка «Царская игра», посвященная шахматам. На ней представлены экспонаты из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва).

Игра, появившаяся в Индии около двух тысяч лет назад, прошла длинный эволюционный путь от первоначальной формы – чатуранги – до современных шахмат. Переходя из одной страны в другую, завоевывая все новые континенты, она неизменно привлекала внимание ученых и мыслителей, вносивших свои коррективы в правила шахматного поединка. Многие народы принимали участие в этом феноменальном коллективном процессе создания совершенной игры. Современные правила сложились в основном в эпоху Возрождения, однако полное их единство установилось лишь около ста лет тому назад.

На протяжении всего этого долгого пути шахматы были неразрывно связаны с искусством. Лучшие художники трудились над выполнением фигур. В каждой стране они приобретали новый облик, в котором отражались и важные исторические события, и традиционная культура народа. В XX веке тематика шахматных фигур стала безграничной: это литературные персонажи, герои мифов и сказаний; в поединке на шахматной доске участвуют и представители животного мира, и даже неодушевленные предметы. Создавая фигуры, художник может выразить и свои ассоциативные представления о добре и зле, уродливом и прекрасном.

Первоначально шахматные фигуры изготавливались из кости, но постепенно с течением времени стали использоваться камень, дерево, металл, фарфор. А в настоящее время уже трудно назвать материал, из которого не изготавливались бы фигуры.

Во все времена в разных странах культивировалась эстетика и красота игрового действа. Так появились специальные столики, часть столешницы которых являлась шахматным полем. Подобные столы изготавливали из дерева, металла и камня, украшали мозаикой, инкрустацией, резьбой и росписью. На выставке представлены русские столы для игры конца XVIII — середины ХХ веков.

"Херсонец" перед спуском".  Художник А. Быков (г. Херсон, Украина). 1939 г.
«Херсонец» перед спуском». Художник А. Быков (г. Херсон, Украина). 1939 г.

Шахматы – это не только удивительно разнообразная область творческих устремлений художников. Они стали отправной точкой для многих широко известных произведений писателей и поэтов, которые часто видели в них модель мира, человеческих взаимоотношений, параллельную реальность, сотворенную умом и фантазией.

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства хранится значительное количество шахмат – более 40 комплектов – из кости, дерева, камня и фарфора XVIII – XX веков, и практически все они представлены на выставке.

Со дня своего основания музей собирал лучшие изобразительные и «абстрактные» шахматные комплекты. Часто это были произведения, экспонировавшиеся на российских и международных выставках. Так, шахматы «Народы Кавказа» побывали в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Это уникальное произведение искусства, в котором ювелирно тонкая резьба сочетается с точным и поэтичным воспроизведением различных национальных образов горцев. Гордостью коллекции является ряд произведений, выполненных в 20-х годах XX столетия, в которых ярко и эмоционально отразилось время кардинальных перемен в жизни России. Шедевром русской фарфоровой пластики являются шахматы «Красные и белые», созданные по моделям скульптора Н. Данько на Петроградском фарфоровом заводе. Белые фигуры в них символизируют смерть, рабство, власть капитала, а другая сторона представляет радостные и жизнеутверждающие образы будущего. Не менее выразительны деревянные шахматы мастера С. Кушова из г. Вятки, демонстрировавшиеся на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. Их персонажами являются рабочие, солдаты и противостоящие им «буржуи» и белые офицеры.

Значительный интерес представляет ряд самобытных шахмат, в которых отразились древние национальные верования, традиции и мифология коренных народов Сибири и Дальнего Востока. В замечательных шахматах выдающегося якутского костореза, выполненных по мотивам народного эпоса «Олонхо», в бой вступают силы добра и зла – светлые боги Верхнего мира и уродливые, злобные существа из Нижнего мира. К мифологическим образам и символам обращаются также тувинские мастера. Их шахматные фигуры, выполненные из агальматолита и дерева, продолжают традицию народного пластического искусства. Необыкновенно выразительны шахматы чукотского костореза Вуквола, выполненные в 1920-е годы. Их персонажи – животные Крайнего Севера: белые медведи, олени, моржи, зайцы. По древним верованиям жителей Чукотки, у зверей и людей единая сущность, они абсолютно равны, и это представление в полной мере отразилось в эмоциональной характеристике изображений: одни из них важные и суровые, другие трогательные и добрые.

В музейной коллекции представлены также самые разнообразные по форме «абстрактные» фигуры. Многие из них имеют свое типологическое название, связанное с творческой разработкой новых форм или важными для истории игры фактами. Так, в XIX – начале XX веков большой популярностью в Европе и России пользовались шахматные фигуры в стиле «режанс». Свое название они получили в честь известного парижского кафе, в котором на протяжении двух столетий собирались не только сильнейшие игроки мира, но и известные политики, ученые, писатели. Во второй половине XIX века на турнирах стали применяться удобные и простые шахматы так называемой стаунтоновской формы. Они были разработаны англичанином Н. Куком в 1849 году и по рекомендации великого шахматиста Г. Стаунтона стали стандартом для игры в соревнованиях. Подобные шахматные комплекты имеются практически в каждом доме, где любят и знают эту древнюю и в то же время очень современную игру.

На Руси шахматы появились примерно в IX – X веках. О раннем знакомстве восточных славян с шахматной игрой убедительно говорят археологические находки шахмат с «личиками», как издревле называли на Руси изобразительные фигуры, изготовлявшиеся в соответствии с их названиями, и многочисленные абстрактные фигуры первоначально восточной, а вскоре и новой символики, обнаруженные при раскопках почти всех крупных городов Киевской Руси.

О распространении и значении шахмат в России XVI – XVII веков писали многие иностранные очевидцы. Так, например, посол Рима в Москве в 1670 – 1673 годах Я. Рейтенфельс отмечает: «За этой игрой проводят все время и старики, и дети, на всех улицах и площадях Москвы».

Культ шахмат, созданный при дворе еще во времена Ивана Грозного, особенно ярко проявился в период царствования Алексея Михайловича (1645 – 1676 годы). Для царского двора в Оружейной палате Московского Кремля изготовлением шахмат занимались искусные резчики по дереву и кости. Работали там и холмогорские мастера. Известно, что Алексей Михайлович заказал северорусским резчикам изготовить десять комплектов шахмат. В начале XVIII века многое делал для распространения шахматной игры в придворных кругах и среди дворянства Петр I. На зимних ассамблеях – дворянских собраниях, устраиваемых поочередно у вельмож, – шахматы заняли прочные позиции. Любила игру и Екатерина II.

В XIX веке наступает новый этап в истории развития шахмат в России. У игры появляется все больше почитателей в различных слоях общества.

Организуются первые шахматные клубы, появляется ряд выдающихся, уникальных шахматистов, творчество которых способствовало зарождению русской шахматной школы и организации первых турниров. Деятельность выдающихся русских шахматистов А. Петрова (1794 – 1867) и М. Чигорина (1850 – 1908) способствует зарождению всемирно известной русской шахматной школы.

Развивались шахматы в стране и после событий 1917 года. В это время сама жизнь подсказывала образы для сражения на шахматной доске. Интересно, что в 1920-е годы продолжилась существующая ранее традиция «живых шахмат», но, естественно, с новой тематикой. Так, в Смоленске в августе 1921 года состоялось представление «Живые шахматы». На площади мелом и песком изобразили огромную шахматную доску. Роли шахматных фигур исполняли красноармейцы в белых и черных костюмах.

На выставке кроме шахматных фигур и досок представлены рисунки на шахматную тему.

Людмила ЗИБОРОВА.