В течение двух недель педагоги со всего региона, специальность которых связана с русским языком и литературой, осваивали последние тренды в методике преподавания своих предметов. Корреспондент «Советского Сахалина» побывал на завершающей курсы защите проектов и пообщался с ее участниками.

Это выступление для опытных педагогов не самое привычное. Вроде бы все, как всегда – под рукой методический материал, в голове – четкий план выступления и знание материала, которое позволяет отвечать даже на самые сложные вопросы учеников. Вот только аудитория в этот раз другая – за партами сидят не школьники, а коллеги по учительскому цеху в целом и русской словесности в частности.

Ирина Жигальцова пополнила ряды педагогов не так давно. Несколько лет назад девушка закончила обучение в институте филологии СахГУ и отправилась в школу №2 далекого Томари – передавать знания следующему поколению. Сегодня у Ирины было всего пара минут, чтобы презентовать коллегам важный методический материал и рассказать о труде другого филолога, Натальи Кулибиной. Научная статья посвящена актуальному педагогическому вопросу – как научить читать художественную литературу?

Уложиться в короткий срок выступления помогает знакомая коллегам проблема, поэтому монолог быстро переходит в обсуждение и касается всех аспектов работы с текстом – от мотивации к прочтению до разбора дополнительных материалов. Но главное, подчеркивает в своем выступлении Ирина, не забывать, что именно сам текст должен оставаться в центре внимания. Через него ученику и предстоит познакомиться с автором-классиком или современной литературой. Без навязанной учителем позиции или образов, самостоятельно. Таковы последние тенденции в российском образовании.

Вместе с несколькими коллегами Ирина Жигальцова образует рабочую группу – всего в аудитории их пять и каждая занята своим аспектом преподавательской деятельности. Одни разбирают методику обучения русскому языку, другие рассказывают о сложностях литературного анализа. Такие задания педагоги получили ещё в начале курсов повышения квалификации и на протяжении двух недель подбирали подходящий материал, общались с коллегами и вырабатывали общие стратегии.

Обмен опытом и наставничество опытных филологов из регионального института развития образования принесло свои плоды – в родные школы учителя отправляются с новыми знаниями и большим желанием по-новому готовить своих учеников.

 — Если честно, я всегда подозрительно отношусь к дистанционным курсам, – поделилась впечатлениями от насыщенного практикой обучения Ирина Жигальцова. – Потому что нет никакого живого общения, дают теорию, потом пишешь какую-то контрольную работу. Поэтому дистанционные курсы никогда не рассматриваю. Только очные, которые помогают свои знания освежить в памяти, а также получить новые. Потому что литература и русский язык не стоят на месте, надо успевать.

 — У меня вот стаж 24 года. И каждые пять лет, а теперь, по новым требованиям, раз в три года приезжаю накурсы, – рассказала Елена Ермолина, учитель русского языка и литературы школы №3 Тымовского. – И каждый раз что-то новое, это всегда открытие и необходимость работать над собой. Я всегда увожу отсюда много информации. А в родную школу уезжаешь с таким порывом: «Все начинаем сначала». Нам тут дают заряд бодрости и знаний.

Помимо последних трендов в педагогике преподаватели изучают изменения в федеральном государственном образовательном стандарте. Новшества в проведении и подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, требования к учителям и ученикам и многое другое. Несмотря на то, что единые госэкзамены для России процедура уже не новая, стандарты здесь меняются каждые несколько лет и подготовить своих воспитанников к выпускному – одна из важнейших задач современного учителя. Поэтому те, кому не безразличен потенциал своих воспитанников, выбирают полноценные очные курсы.

 — Если говорить о стандартах, то прежде всего мы имеем ввиду деятельностный подход в образовании, –прокомментировала курсы повышения квалификации Ольга Щербакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ИРОСО. – Ребенок все должен пропустить через собственную деятельность. Теоретическое знание – это мертвое знание, если оно не пропущено через какую-то деятельность. Мало зазубрить стихотворение, нужно его разобрать и понять. Ещё одно новшество – это текстоцентрический подход.Если раньше нас интересовали правила и своды этих правил, мы детализировали вплоть до отдельных орфограмм, то теперь мы говорим о том, что текст нужно изучить со всех сторон, на многих уровнях. Чтобы понять авторскую позицию и само произведение в конечном итоге. Это нужно, например, для написания итогового сочинения.

Сегодня сертификаты о прохождении курсов получили несколько десятков педагогов из разных уголков Сахалинской области. Впереди у них ещё есть несколько месяцев, чтобы успеть донести полученные знания до выпускников этого года. Впрочем, отмечают специалисты, для тех школьников, кто не пропускал занятия и прилежно штудировал книги, хватит и нескольких месяцев.