Однако назвать такие ответы «полноценными» было бы сложно. Фактически руководство Азиатско-Тихоокеанского банка ушло от поставленных вопросов. Впрочем, как отмечают обманутые вкладчики АТБ, такое поведение для банка вполне типично. Ниже «ответы» банка приведены целиком и дополнены  комментариями редакции.

1. Почему представители банка не выходят на митинги обманутых вкладчиков?

Мы говорим не о вкладчиках банка, а о векселедержателях компании ООО «ФТК», при продаже простых векселей которой банк выступал в качестве агента, иначе говоря «финансового супермаркета», предлагающего услуги сторонних организаций.

Вместе с тем Азиатско-Тихоокеанский банк входит в Систему страхования вкладов, поэтому все банковские вклады застрахованы, в отличие от векселя – финансового инструмента сторонней компании. Каждый векселедержатель был ознакомлен с рисками (Декларация о рисках) и самостоятельно выбирал тот продукт, который максимально отвечал его запросам.

Представители банка постоянно общаются с каждым векселедержателем индивидуально. Векселедержатели владеют всей необходимой информацией от представителей АТБ. Банком подготовлен перечень документов, а также оригиналы векселей, хранящиеся в офисах АТБ, для решения вопросов, в том числе, в судебном порядке.

Примечание редакции

Уже в самом начале своего «ответа» на поставленный вопрос представители банка лукавят. Ведь речь идет именно об обманутых вкладчиках АТБ. Даже если учитывать позицию Азиатски-Тихоокеанского банка, который легким движением пера взял и открестился от тысяч обманутых людей, то факт остается фактом — ранее большинство этих людей были именно вкладчиками Азиатско-Тихоокеанского банка. И только потом перешли в статус векселедержателей, когда банк продал им чужие ценные бумаги под видом собственных продуктов, как отмечают сами обманутые вкладчики.

Отдельно хотелось  бы рассмотреть последний абзац представленного выше «ответа». Если верить словам представителей банка, АТБ максимально открыт для векселедержателей и готов предоставить всю необходимую информацию.За комментарием по этому пункту редакция обратилась к инициативной группе обманутых вкладчиков АТБ.

 — Как сейчас строится общение. Допустим, я хочу потребовать какие-то документы — мне нужно прийти, написать заявку о том, чтобы тебе вексель выдали на руки, там у них ещё договор стандартный лежит, вексель выдают  – вот и все наше общение, — прокомментировал руководитель группы обманутых вкладчиков АТБ, Герман Чекмарев. – Бумаги, все эти запросы, которые мы делаем – все это люди до сих пор не получили, которые в июне ещё посылали, в июле. Все со скрипом. У них только быстро проходит выдача векселя. Примерно за два дня можно получить.

Конкретным примером слова Германа подтверждают и другие обманутые вкладчики.

 — Для того, чтобы подать документы в суд, мне необходимо мое заявление, которое было написано 29 апреля,- рассказала обманутая вкладчица АТБ, Лариса Сапрыкина. – Я обращалась в банк, писала заявление на погашение векселя. Для того чтобы получить это заявление, хотя бы его копию, я снова обратилась в банк 2 ноября. В этот день мне это заявление в нашем отделении банка подписали,переправили его в Благовещенск. Но до сих пор ответа из Благовещенска на свой запрос я не получила. Управляющая тогда сказала, что все документы находятся там, в головном офисе. А когда я спросила, в течение какого времени мне ждать ответ, мне сказали, что в течение двух недель. Однако прошло уже больше времени, а ответа нет.

Что же до «финансового супермаркета», которым окрестили свой банк представители АТБ, очень хочется провести аналогию с обычным магазином. Ведь, купив просроченный или некачественный товар, покупатели обращаются не напрямую к производителю, а именно к продавцу, который реализовал заведомо плохой продукт.И входной контроль в супермаркетах существует как раз для этого. Перейдем к следующим «ответам».

2. Как руководство АТБ намерено решать ситуацию с обманутыми вкладчиками и возвращать им средства?

Возвращать средства векселедержателям может векселедатель, которым является ООО «ФТК». ООО «ФТК» обязано было перечислить банку средства на оплату векселя до наступления срока платежа. Только при поступлении такого платежа банк выплачивает средства векселедержателю в полной мере в отделениях банка. С 4 мая и по настоящее время никаких денежных средств от векселедателя ООО «ФТК» не поступало.

Банк по истечении срока хранения векселя предоставляет клиенту оригинал векселя и сообщает о невозможности совершения платежа. После чего, клиент может самостоятельно обратиться в суд с требованием к векселедателю – ООО «ФТК», но только наличие оригинала векселя является основанием для этого.

В настоящее время на официальном сайте векселедателя ООО»ФТК» опубликовано заявление о начале выплат по векселям (ссылка на ресурс удалена редакцией, как рекламная, прим.ред). Тем самым ООО «ФТК» подтвердило свою ответственность по вексельным выплатам. По имеющейся информации от векселедержателей они продолжают получать выплаты по оформленным векселям этой финансово-торговой компании.  Вся подробная информация, в том числе контактная и само заявление ООО»ФТК», размещена на их сайте.

Банк не может прогнозировать действия сторонней компании ООО«ФТК», так же, как и нести ответственность за любую информацию и действие финансово-торговой компании. Вместе с тем, АТБ приветствует объявленное ООО«ФТК» намерение исполнять свои обязательства по векселям. АТБ считает, что обязательство в выплате средств именно со стороны векселедателя ООО «ФТК»соответствует законодательству и вексельному праву.

Также на сайте Благовещенского городского суда в открытом доступе имеется информация о векселедержателях, отозвавших иск в отношении банка в связи с полученными выплатами от векселедателя ООО «ФТК».

Примечание редакции.

И снова банк лукавит уже в самом начале своего «ответа». Во всяком случае – относительно поступления денег от ФТК на счета АТБ. Возможно, после 4 мая банку действительно не поступали средства от выпустившей векселя компании. Но даже те средства, которые поступили до упомянутой даты, так и не дошли до обманутых вкладчиков. Об таких примерах «Советский Сахалин» уже писал. Одна из обманутых вкладчиков в Холмске недавно получила платежное поручение от ФТК, в котором была указана сумма, эквивалентная стоимости её векселя. И эти деньги, как следует из документа, поступили на счета АТБ ещё 27 апреля этого года, однако женщина возвращенных средств так и не увидела. Вероятно, они растворились на счетах Азиатско-Тихоокеанского банка. В телефонном разговоре,кстати, представители ФТК рекомендовали обманутой вкладчице требовать деньги именно у АТБ.

Кроме того, очень интересно выглядит комментарий «банк не может прогнозировать действия сторонней компании ООО «ФТК». В этом случае возникает логический вопрос – зачем тогда Азиатско-Тихоокеанскому банку в принципе нужно было выступать в роли агента этой компании?

Вдобавок, банк обладает совсем уж секретной информацией о том, что векселедержатели продолжают получать выплаты по своим ценным бумагам.Редакции «Советского Сахалина» было бы очень интересно пообщаться с этими неназванными векселедержателями, потому что практика общения с сотнями обманутых вкладчиков по всей стране показывает обратное.  

3. Были ли использованы средства обманутых вкладчиков в ликвидации убыточности АТБ?

Нет, средства векселедержателей не были использованы. Так как АТБ выступал лишь в качестве агента, средства от покупки векселя поступали на счет ООО «ФТК». Мы со своей стороны не можем отслеживать финансовые потоки сторонней организации, это компетенция правоохранительных органов.

Примечание редакции.

Лаконично. Верить этому ответу или нет – действительно компетенция правоохранительных органов и судебных инстанций.

4. Какие чувства испытывают сотрудники банка, встречаясь с обманутыми вкладчиками АТБ?

Сотрудники банка действовали и действуют в рамках законодательства РФ и вексельного права. Представители АТБ ведут постоянные диалоги с теми векселедержателями ООО «ФТК», которые к ним готовы. Банком подготовлены все необходимые документы, представители банка взаимодействуют с векселедержателями в индивидуальном порядке.

Примечание редакции.

Что ж, настоящий ответ на этот вопрос ожидаемо получен не был. А суть этого комментария от банка вновь сводится к тому, что АТБ максимально открыт для обманутых вкладчиков. Вот только сами векселедержатели с этим не согласны (вернемся к комментарию на первый «ответ»).

Вывод

По мнению редакции, ответы на поставленные нами вопросы не были получены. Вместо этого представители АТБ предпочли использовать расплывчатые формулировки, не подкрепленные конкретными примерами.

Впрочем, даже если верить позиции «финансового супермаркета»,то открытыми остаются множество вопросов. И, пожалуй, самый главный из них –зачем банк с многолетним опытом и действительно неплохой (до событий, связанных с обманутыми вкладчиками) репутацией ввязался в сомнительную историю с ФТК?

Задавать этот вопрос непосредственно банку, впрочем, смысла не имеет, учитывая уже полученные ответы. Поэтому, очевидно, он останется сугубо риторическим. Впрочем, обманутые вкладчики уже нашли свой ответ –никогда больше не связываться с Азиатско-Тихоокеанским банком. И надеются, что их пример научит потенциальных клиентов выбирать для своих сбережений по-настоящему благонадежные банки.

Автор: Данил Паршуков.