Вечерние платья и строгие костюмы были непривычны для большинства сидящих в зале. Вместо любимых кроссовок – высокий каблук, вместо спортивной  одежды — брюки и шелка, тяжелые рюкзаки с экипировкой оставили дома, взяв с собой только легкие клатчи и портмоне, а балаклавы и горнолыжные очки уступили место вечернему макияжу и прическам.

Итоги конкурса «Лучший по профессии» в области туризма на островах решили провести в праздничной обстановке. Все испытания, которые для участников продолжались долгие месяцы, остались позади. Живая музыка,легкие закуски и приятное общение – идеальный рецепт для сбора всех, кто привык больше слушать шум ветра и варить уху на костре.

В России «Лучших по профессии» отбирают последние 5 лет. На местах конкурс проводит федеральное агентство по туризму совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и отраслевыми объединениями.Масштабное мероприятие имеет несколько четко обозначенных целей: повышение качества обслуживания в индустрии, престижа туристских профессий и востребованности выпускников в этой сфере рынка труда, опытных специалистов, а также пропаганду достижений и передового опыта в индустрии гостеприимства.

Именно подготовка профессиональных кадров в туристской отрасли играет самую главную роль в решении важнейших задач индустрии, — уверены организаторы регионального этапа. Грамотный персонал – это здоровая конкуренция и развитие туристического бизнеса в целом. Поэтому образованию на региональном этапе конкурса отводят особое место, например, подготовке, которую на постоянной основе проводят коллеги из «Ростуризма». Помимо конкурса профессионального мастерства существует дистанционное обучение «Турстади» — общенациональная система подготовки специалистов туристической индустрии. Она предусматривает и повышение квалификации работников отрасли, в том числе –линейного персонала, как очно, так и в удаленном режиме. За минувшие 2 года,например, образование здесь получили около 250 специалистов, освоив от одной до трех квалификаций.

На островах «Лучшего по профессии» туриста выбирают ежегодно, начиная с 2016 года. В этом году конкурсная комиссия отбирала победителей в трех номинациях: «Лучший менеджер по въездному и внутреннему туризму», «Лучший экскурсовод/гид» и «Лучший работник службы приема и размещения гостиницы или иного средства размещения».

В этом году конкурс пришелся на зимнее время, таково было пожелание островного турбизнеса, чтобы не отрывать работников от высокого сезона. Работу в рамках конкурса разбили на несколько этапов. На первом участники показывали теоретические знания. Причем – не только в своей компетенции, но и в целом по краеведению и на знание отрасли. Во время теоретического испытания конкурсанты выполнят тестовые задания, включающие вопросы об особенностях законодательства Российской Федерации в сфере туризма,знание методик предотвращения конфликтов и психологии конфликтов, вопросы из области маркетинга и рекламы, основ психологии управления вниманием и методик интерактивного обучения, по устройству гостиничной сферы.

После внушительного теста, который состоялся 30 ноября, времени на второе задание осталось немного. Практический этап состоял из творческого конкурса, направленного на умение решать нестандартные задачи,разрешать конфликты, применять креативный подход в работе. Для каждой из номинаций предложили отдельное задание. Например, «Лучший работник службы приема и размещения гостиницы» должен был рассказать о своем месте работы в формате видеопрезентации, менеджерам по въездному и внутреннему туризму —разработать авторский тур по югу Сахалина и снять небольшое видео о маршруте.Лучшие экскурсоводы и гиды готовили презентацию туристического объекта с исторической справкой. А горничным необходимо подготовить видео с процесса подготовки номера для определенной категории гостей, например, гость с домашним животным, знаменитость и семейная пара с младенцем.

Меньше недели конкурсантам дали на подготовку к творческим заданиям. Уже 5 декабря материалы нужно было представить на суд жюри. Лучшие из роликов демонстрировали как раз на подведении итогов конкурса.

Определяли победителей опытные эксперты, знакомые с туристической сферой региона не понаслышке. В конкурсную комиссию вошли: Наталья Пахолкова, директор департамента туризма и молодежной политики Сахалинской области; Ирина Ли, генеральный директор туристической компании; Юлия Бак, руководитель туристической компании; Тамара Талагаева, экскурсовод и преподаватель ЮСПК СахГУ; Елена Казанцева, директор ЮСПК СахГУ; Дмитрий Лысак,заместитель директора по развитию авиакомпании; Ирина Коврижкина, генеральный директор одной из гостиниц областного центра; Мария Лебовка, директор ещё одной гостиницы Южно-Сахалинска.

Первой к гостям обратилась Наталья Пахолкова. Директор профильного регионального департамента поблагодарила участников конкурса за добросовестную работу, а экспертов – за терпение и профессиональный анализ навыков претендентов.

 — Я очень рада видеть всех вас на подведении итогов нашего регионального конкурса, — отметила Наталья Пахолкова. – В таком формате мы сегодня собираемся в первый раз. Здесь и представители турбизнеса, руководители наших гостиниц, туроператоров, менеджеры – лучшие люди нашего туризма. Те, кто вовлечен профессионально в эту сферу, для кого туризм уже не просто хобби, а стиль жизни. Мы специально придумали такой формат, чтобы у всех вас появилась возможность пообщаться между собой. У нас не так много мероприятий, где все могут поговорить в неформальной обстановке, подвести итоги года.

В первую очередь я хочу сказать спасибо каждому из вас, спасибо за весь этот год.2018 получился насыщенным, непростым, но каждый участник мероприятия сделал свой весомый вклад в развитие островного туризма. Когда мы говорим о конкурсе«Лучший по профессии», мы говорим о качестве предоставляемого сервиса, о системе гостеприимства. О том, что мы для этого с вами делаем. Весь этот конкурс – это большой шаг для того, чтобы сделать наш региона ещё привлекательнее, а сервис – более качественным.

В этом году мы изменили подход к конкурсу. Творческое задание появилось впервые и именно оно стало решающим. Потому что теоретический этап написали практически все и разрыв был незначительным. А ещё мы надеемся, что сегодняшние победители станут примером для других, замотивируют своих коллег упорно трудиться и совершенствовать наш туризм.

Всего в конкурсе приняли участие 15 человек. Первыми на церемонии подведения итогов конкурса на сцену вызвали участников компетенции«Менеджер по въездному и внутреннему туризму». За первое место в этой дисциплине сражались пятеро участников.

Менеджер по въездному и внутреннему туризму – это как раз тот человек, который способен организовать гостям Сахалинской области путешествие «под ключ». Учитывая все пожелания клиентов и островные реалии.Тот, кто грамотно проконсультирует, даст полную информацию о туре и, само собой, привлечет туриста в один из самых удивительных регионов России. Сегодня на островах в этой сфере работают 18 туроператоров.

Для подведения итогов компетенции на сцену пригласили членов конкурсной комиссии – Ирину Ли и Юлию Бак. Женщины посвятили работе с туристами много лет, однако даже с таким опытом, признались эксперты,определить лучших было сложно. Перед подведением итогов они обратились ко всем участникам конкурса.

 — Здорово, что конкурс передвигался по времени и так удачно финал проходит у нас в канун Нового Года, — отметила Юлия Бак. – Ведь именно сейчас мы можем с вами подвести итоги за пройденный год. «Менеджер по въездному и внутреннему туризму»- это номинация, где участвуют люди, которые определяют нашу отрасль, которые её делают. Именно от них зависит, насколько материал поддается и насколько удачно может быть продвинут до самого покупателя, нашего туриста. Нам действительно было сложно определить победителя, ведь мы понимали, что за каждой из представленных работ стоят люди, которые являются настоящими профессионалами своего дела, вне зависимости от того, кто сколько лет работает в этой области. И независимо от того, кто и какое место занял, каждый из пяти наших участников – достойный профессионал, человек, который хорошо знает свое дело, болеет за наш острова и за туризм здесь.

Первыми на сцену пригласили обладателей дипломов «За активное участие». Они достались Марине Евгеновой и Татьяне Саутченковой. Женщины занимаются внутренним туризмом не первый год, первая специализируется на Курильских островах, вторая трудится в известной туристический фирме, где курирует все направления путешествий внутри региона.

Третье место в этой номинации завоевала Екатерина Гейлс, основатель неординарной туристической компании, о которой мы напишем в следующем материале. Серебро номинации досталось Кириллу Кулагину, представителю ещё одной турфирмы.

А лавры победителя в этом году достались единственной девушке в номинации, которая представляла не туристическую компанию, а главный горнолыжный комплекс региона. «Лучшим менеджером по въездному и внутреннему туризму» стала Дарья Гежина. Именно её видеоролик открывал церемонию подведения итогов на правах лучшего. Помимо диплома и заслуженной статуэтки с цифрой «1»,Дарья получила в подарок именную ручку «Parker». А после церемонии награждения поделилась впечатлениями о своей победе.

  — Решение участвовать в конкурсе далось мне сложно, — рассказала Дарья Гежина. – На одном из рабочих совещаний, как раз накануне состязания, мне предложили попробовать свои силы в этой номинации. Было страшно, но я согласилась. Поначалу думала: «Что же делать? Я ничего не знаю». Но волнение прошло, поддержали коллеги. Я начала собирать информацию, поднимать всю историю конкурса, усиленно готовиться к тестам – это было очень тяжело, думала, что ничего не запомню, ведь вопросы в тесте были не только по «Горному воздуху», который я знаю. Вопросы были по всей Сахалинской области, например: «В каком году был построен маяк Анива?» и другие.Подготовилась, написала, все прошло хорошо.

Затем появилась другая проблема – что снимать для презентации? Я долго думала над этим, уже не знала – что показывать в видео. Но, посовещавшись с товарищами по работе, решили сделать то, что знаем и любим – о нашем горнолыжном курорте. Это было самым сложным, нужно было донести зрителю, что у нас классно, что мы любим свою работу и хотим поделиться со всеми окружающими и привести их к нам,показать комплекс во всей красе.

Надеюсь,что это у нас получилось. Все, с кем я разговаривала в вечер награждения, сказали, что вышло очень душевно. Говорили, что было мило на меня смотреть в этом видео. Хотя на съемках было очень холодно и далеко не все удавалось сказать с первого дубля, поэтому я в ролике замерзшая. Мне приятно, что все старания были не напрасными.

Вовремя вручения я не чувствовала ничего, кроме волнения. Но сейчас, спустя время, я испытываю гордость оттого, что я все-таки это сделала и у меня получилось. Хотя расслабляться и купаться в лаврах некогда – впереди наш самый активный сезон, зима, работы много. А ещё впереди российский финал конкурса,где мне предстоит защищать честь островного региона. Сказали, что он пройдет в августе 2019 года, предварительно – в Москве, хотя место может поменяться,точно узнаем чуть позже. Хорошо, что есть время подготовиться у меня и победителей в других номинациях. Мы вчера познакомились, будем поддерживать связь и стараться забрать все награды российского конкурса.

Вторая номинация на конкурсе стала самой малочисленной– всего двое претендентов нашлось на роль «Лучшего работника службы приема и размещения гостиницы или иного средства размещения». Несмотря на то, что в островном регионе сегодня существует 113 мест коллективного размещения и только в областном центре насчитывается свыше 40 гостиниц. Поэтому проигравших среди представителей сервисных профессий не нашлось.

А самой многочисленной номинацией стал «Лучший экскурсовод/гид». На эту компетенцию заявились сразу 8 участников из 4 различных компаний. Эксперты считают эту номинацию одной из самых интересных, ведь настоящий гид должен быть не только экскурсоводом, но и историком,культурологом, музейным работником, этнографом, и все это в одном лице.Универсальные бойцы в сфере туризма также отвечали на вопросы теоретической части, а затем готовили презентацию – на этот раз самых удивительных экскурсионных находок. Теперь по каждой из таких визиток, отметили эксперты конкурса, можно создавать отдельный тур.

Награды в этой номинации вышли вручать сразу трое участников конкурсной комиссии. Первой к участникам обратилась Тамара Талагаева, опытный экскурсовод и преподаватель южно-сахалинского педколледжа.

  — Я поздравляю вас с победой, потому что это– победа каждого. Вы боролись с собой, поверили в себя и победили, — отметила Тамара Талагаева. – А впереди новые высоты, новые Жданко, и вы будете туда снова карабкаться. Дорогие коллеги, я вам завидую, потому что все лучшее у нас впереди. Дороги, лучшие туристы, лучшие маршруты, и все в ваших руках. Нас не заменят ни компьютеры, ни роботы. Туристам нужны наши глаза,наши голоса, наши знания, поэтому желаю вам всем работать, работать и ещё разработать. Нужно почаще собираться вместе, делиться информацией, опытом, ведь от этого выиграем и мы, и наш турист, чего я вам и желаю.

 — Вот уже 18 лет в нашем главном ВУЗе действует факультет, где мы обучаем ребят сервисным и туристским специальностям, — добавила Елена Казанцева, директор ЮСПК СахГУ. – И я хочу поблагодарить всех работодателей, которые здесь присутствуют, за то, что вы принимаете наших студентов на практику. Хочу поблагодарить коллег, которые преподавали и преподают в нашем университете. И мне очень приятно видеть здесь наших выпускников среди участников и победителей. Спасибо вам огромное.Замечательно, что есть такой конкурс, такой формат, предусматривающий профессиональное общение. За это спасибо большое организаторам. Благодарю за сотрудничество, ведь только вместе мы можем сделать такое большое общее дело.

Добавлю,Сахалин хочет выступить перед руководством движения World Skills в Москве с инициативой создания ещё одной компетенции по экскурсионному обслуживанию. Я думаю, что мыс коллегами это сделаем в ближайшее время.

 — Эта номинация, «Лучший гид/экскурсовод»,была очень интересной, — подытожил череду выступлений Дмитрий Лысак, заместитель директора по развитию авиакомпании. – Всё, что было представлено, действительно отличалось. И честно, коллеги, я вам просто завидую– у вас такой стиль подачи, слог, тембр голоса, вы так выстраиваете композицию и ведете за собой, что это потрясает воображение. Нам было сложно, скажу честно.Кто такой экскурсовод? Это тот человек, с которым интересно, он должен сделать каждый маршрут насыщенным и многогранным, повести за собой. И выбрать среди вас лучшего было очень сложно. Поэтому огромное спасибо участникам за вашу работу.

Среди участников компетенции «Лучший гид/экскурсовод»места распределились необычным образом. Жюри посчитало, что сразу два участника заслужили серебро компетенции, поэтому третье место решено было упразднить. А вторую строчку пьедестала почета поделили между собой Сергей Качанов и Денис Мамыркин– новое поколение экскурсоводов, специализирующихся на экстремальных турах. Взобраться на заснеженные вершины островных гор или уехать на снегоходах к мысу Великан, проложить маршрут к маяку Анива или вывести подопечную группу к знаменитому Ведьминому мосту для них не составляет труда. К тому же парней объединяет поэтический подход к своим экскурсиям. Во всяком случае, если верить видеопрезентациям, то за суровой нордической внешностью этих экскурсоводов скрывается душа романтиков и созерцателей. А чтобы герои не заплутали во время своих путешествий, им, обладателям второго комплекта серебряных наград, помимо дипломов и статуэток вручили именные компасы.

А вот именной «Parker» в этой номинации забрал Федор Поволкович, ещё один гид на экстремальных островных маршрутах. В своей презентации он рассказал о путешествии на хребет Жданко.

Видеопрезентация Федора Поволковича

Впереди у троих победителей регионального конкурса есть почти полгода, чтобы подготовиться к предстоящим состязаниям на федеральном этапе. Если верить статистике этого года, то соревнования обещают быть сложными.

А для получения дополнительных знаний в конце церемонии награждения всех участников мероприятия пригласили на специальную образовательную программу, которую организовали представители Сахалинского туристско-информационного центра совместно с региональной общественной организацией по туризму «Адреналин». С 7 по 12 декабря в областном центре проходят занятия по обучению гидов-проводников, лектором на которых стал директор «Центра туризма и экскурсий» Краснодарского края, чемпион России по спортивному тризму, Константин Мержоев. Впрочем, пообщаться с опытным специалистом в неформальной обстановке многие смогли в тот же вечер, а на саму программу к моменту публикации статьи уже записались 35 человек.

Тем временем в России.

Победителей федерального этапа этого года назвали 2 ноября в Москве. Лучших по профессии в индустрии туризма наградил заместитель руководителя профильного федерального агентства Николай Королёв.

Состязания проходили в 62 субъектах Российской Федерации. За шесть лет с первого конкурса количество участников увеличилось больше, чем в 5 раз. В этом году состязание традиционно проходило в 2 этапа: сначала на уровне субъектов РФ, а также отраслевых объединений, затем на федеральном уровне. Участниками стали сотрудники ресепшен гостиниц, горничные,менеджеры туристических агентств, гиды. Кроме того, в отличие от сахалинского конкурса, на федеральном уровне ввели три специальные подноминации. В них состязались менеджеры по детско-юношескому туризму, специалисты в сфере доступного туризма и гиды-переводчики. В федеральном этапе приняли участие 110 специалистов из 40 регионов России.

И, судя по результатам конкурса, у российского туризма женское лицо. Для примера возьмем хотя бы те номинации, которые были на сахалинском конкурсе. Победителем в номинации «Лучший менеджер по въездному и внутреннему туризму» стала Екатерина Сизова из Вологодской области. На втором месте оказалась Мария Голынская из Карелии. Замкнула тройку лидеров Наталья Шанина из Томской области.

 «Лучшим экскурсоводом (гидом)» стала Елена Ахматовская из Москвы. Второе место досталось Юлии Шаталиной из Краснодарского края. И только на третьем месте в этом списке впервые оказался парень — Егор Пронин из Тульской области.

Впрочем, в оставшейся номинации призовые места вновь разделили представительницы прекрасной половины человечества. «Лучшим специалистом службы эксплуатации номерного фонда (горничной)» стала Ирина Гришина из Татарстана. Второе место забрала Татьяна Данилова из Иркутской области. А на третьем месте оказалась Наталья Хубалиева из Свердловской области.

Часть призовых мест в этом году досталась тем, кому довелось поработать с главным туристическим событием страны в 2018 – чемпионату мира по футболу, который затронул многие города центральной и западной части России. Отток туристов отмечали на церемонии награждения и сахалинские эксперты– спорить с мундиалем оказалось сложно. Однако в следующем году все участники смогут состязаться на равных, а потому шанс островной команды на победу есть.Особенно, если островитяне будут болеть за земляков.

Автор: Данил Паршуков

Фотографии: Анна Сорокина