На Сахалине множество удивительных явлений и мест, но главное его достояние – люди, которые эти места и явления знают. Время от времени такие активные островитяне объединяются в коллективы. Так появилась на свет и сравнительно молодая турфирма «Друзья-походники». Журналисты «Советского Сахалина» пообщались с руководителем и главным идейным вдохновителем друзей – Екатериной Гейлс. Тем более, что впереди затяжной зимний сезон, в котором гостям и жителям острова тоже будет чем заняться. Например – поездками на снегоходах.

Этим направлением «Друзья-походники» занимаются уже третий год. Ещё в прошлом году в распоряжении туристов было три снегохода, в этом — количество двуместного транспорта выросло до 5 единиц. Канадская техника создана с заботой о людях: комфортные сидения, подогрев ручек и другие атрибуты для удобства использования. Но главная особенность таких снегоходов – их утилитарность. Этот критерий для сахалинских реалий. Техника одинаково хорошо тянет и по прямой, и в горку, а в то же время безопасно.

Среди зимних снегоходных туров «Друзей-походников» — мысы Великан, Евстафия и поездки на ледопады в бухту Тихую. Летом до этих мест можно доехать на машине, но снежная сахалинская зима вносит в маршруты свои коррективы, поэтому покорить их возможно только на проходимой гусеничной технике. И снегоходы – отличное решение для таких путешествий. А чтобы поездка не ударила по бюджету туристов, в компании нашли ещё один неординарный выход. Одиночная поездка даже на двухместном снегоходе обошлась бы дороговато, а политика «Друзей-походников» — это доступные туры по Сахалину. Поэтому туристов собирают в большие группы и крепят к двухместному транспорту сани-волокуши. Последние для удобства оборудованы мягкими диванчиками. Каждые такие сани могут принять на борт до 4 человек. Главное – одеться перед поездкой потеплее. А лучший способ, испробованный на себе организаторами тура – облачиться в спальник и с максимальным комфортом любоваться проплывающими мимо зимними пейзажами.

Когда группа заполнена, снегоход напоминает локомотив поезда, за которым через зимнюю тайгу тянутся вагоны-сани. За один раз на природу таким образом может выехать до 23 человек, одному из которых достанется место позади инструктора-водителя.

В прошлом году такие туры пользовались большой популярностью – свободных мест в группах практически не было. Низкая цена и оригинальный подход к путешествиям сделали свое дело и в эту зиму – уже сейчас любители снегоходных прогулок активно записываются на предстоящий январь и февраль. Для их удобства на сайте «Друзей-походников» есть график будущих экспедиций. И полноценное описание каждого тура. Вот так, например, описывают предстоящую поездку на мыс Великан:

«Предлагаем Вам с ветерком прокатиться в снегоходных санях в мир каменных исполинов мыса Великан, который зимой еще более великолепен, чем летом. Огромные сосульки, свисающие с каменных глыб, замерзшие водопады, а ныне ледопады, поражающие своим великолепием, плавающие в море льдины.

Мыс «Великан» — памятник природы, наверное, самое впечатляющее место на побережье Сахалина. Этот памятник природы, получивший свой статус в 1990 году, расположен в Корсаковском районе на восточном побережье Тонино-Анивского полуострова.

Вдоль всего побережья от мыса Птичий до мыса Великан находится множество созданных ветром и морскими волнами гротов, стоящих прямо в море пещер, арок и столбов, на которых располагаются колонии птиц.

Эти каменные исполины расположились в уютных бухтах, песчаная полоса берега которых упирается в скалы, поросшие сплошной непроходимой тайгой.

Считается, что название мысу дал Иван Крузенштерн. На своем корабле «Надежда» он исследовал юго-восточное побережье Сахалина, вел съемку берега. Проплывая мимо мыса Великан, Крузенштерн был восхищен красотой и величием скал, дав им соответствующее название. По другой версии, название произошло от трансформации японского слова «уэрикан». Именно так во времена оккупации юга острова японцы называли данный мыс».

А вот так зазывают новых друзей-походников на экскурсию в бухту Тихую:

«Предлагаем с ветерком прокатиться в санях снегохода, а также насладиться видами великолепных ледопадов бухты Тихой.

Бухта Тихая — в свое время любимая бухта сахалинских художников. Красота этого уголка острова впечатляет, могучие скальные образования, прозрачная вода Охотского моря, причудливые скульптуры, созданные морем и ветром, побуждали людей браться за краски и холст. Вид горных хребтов, открывающихся с пика Смелый, возможно откроют художника и в каждом из нас. В бухте гордо расположился отдельно стоящий остров Заметный. На этом маленьком скальном острове расположился птичий базар, и поэтому неофициальное название его — остров Птичий. Бухта Тихая — великолепный оазис для полноценного отдыха.

Особенность этих мест в том, что зимой воды мелких ручьев, стекающих с крутых склонов хребта Жданко и падающих с высоты, замерзают, образуя великолепные зрелищные картины – большие и маленькие сосульки высотой до 30 метров в виде разнообразных застывших ледопадов. Зимний маршрут вдоль побережья от мыса Тихий до мыса Бурунный – это зимняя сказка и бескрайние просторы замерзшего Охотского моря. На пути маршрута из застывшего моря виднеется множество красивых скал, кекуров, гротов и бесчисленное количество ледопадов. Зимой эти места особенно популярны у любителей ледолазания. Благодаря ледопадам этих мест уже более 10 лет на Сахалине активно развивается ледолазание. Ежегодно зимние ледопады хребта Жданко собирают множество любителей-туристов и альпинистов.

Едем на авто до Бухты Тихой, пересаживаемся в снегоход с санями, едем несколько километров по снежному красочному лесу и любуемся ледопадами».

Помимо яркого художественного описания, на странице каждого тура есть и более практичные уточнения. Для зимних экспедиций они похожи: туристам советуют запастись едой на день, прихватить с собой чай и воду, обзавестись теплой одеждой и стельками-самогревами. В стоимость экспедиции входит трансфер и услуги инструктора-переводчика. Кроме того, на сайте можно узнать точное время и место отправления, возвращения и уточнить протяженность маршрута.

Самым популярным туром, отмечают организаторы поездок, стали поездки на мыс Великан. В 8 утра группу встречают на доме культуры «Железнодорожников» в областном центре и везут в Охотское, до одной из рыболовецких баз. Там с прицепов спускают снегоходы, подготавливают сани и раздают всем участникам экспедиции шлемы – безопасность превыше всего.

Затем через лес импровизированный поезд отправляется к долгожданному Великану. Маршрут трудный, часто места бывают непроходимыми, но снегоход в опытных руках проводника справляется с этим даже после большой метели. Возвращаются домой уставшие, но довольные туристы уже к 19:00.

Для тех, кто не любит долгие поездки на природу, предусмотрен и другой вариант. Среди друзей-походников его называют «покатушками». Снегоходы можно снять напрокат, за почасовую оплату. Такой вид услуги тоже пользуется популярностью. База компании расположена в районе Елочек. Туда можно приехать, оставить машины, пересесть на снегоход и отправиться в часовое путешествие за рулем гусеничного транспорта. На отдельном снегоходе такие поездки все равно будет сопровождать инструктор, чтобы в случае чего прийти на помощь, достать из-под снега или починить транспорт. Час такой поездки обойдется в 3 тысячи рублей, которые водитель и пассажир могут разделить пополам. А сама поездка рассчитана не только на знакомство с техникой.

Путь для таких самостоятельных прогулок проходит через множество исторических памятников. На такой экскурсии можно доехать до японских тоннелей времен Карафуто и увидеть огромные пятиметровые сосульки. На этом часовая поездка подойдет к концу, поэтому «Друзья-походники» советуют брать в прокат технику сразу на два часа. В таком случае после тоннелей можно прокатиться по Мицульскому хребту в горы, откуда открывается живописный вид на Южно-Сахалинск: широкая панорама позволяет в хорошую погоду охватить взглядом сразу весь город. На обзорной площадке можно устроить фотосессию и перекусить, если заранее взять с собой еду и термос с горячим чаем или кофе.

При желании в такой тур можно отправиться втроем, один человек разместится на снегоходе инструктора за небольшую доплату. С собой в экспедицию советуют взять балаклаву и горнолыжные очки. А если таких вещей под рукой нет, взять их также можно в аренду.

 — Изначально мы создавали нашу туристическую компанию в первую очередь для морских туров, — рассказала Екатерина Гейлс. – То есть летом мы активно возим людей на лодках на маяк Аниву, мыс Крильон. Но зимой тоже надо чем-то заниматься. Мы рассматривали разные варианты. Например – пешие походы в горы. Это всегда актуально, но не совсем выгодно, ведь нужно платить зарплату, обслуживать технику. К тому же у всех нас есть права снегоходные, категории А1. Так и пришли к этому решению. Три года назад купили первый снегоход и попробовали отработать на нем сезон. В прошлом году взяли ещё 2 транспорта и ещё 2 в этом году. Зарабатываем летом, вкладываем в зиму. А какие-то берем в кредит – техника дорогостоящая. Так постепенно и наращиваем техническую базу.

Хорошо, что до того, как мы закупили снегоходы, у нас уже была наработанная база постоянных клиентов – тех, кто с нами катался летом на морских и автомобильных турах. Поэтому давать рекламу не пришлось, сработало сарафанное радио – люди пошли активно. К тому же у нас в наличии есть подарочные сертификаты на любую сумму. Очень удобно – купил такой сертификат, на Новый Год подарил и в праздники можно всей семьей покататься.

Пока маршрутов немного – Евстафия, Великан и Тихая. Но есть и альтернатива – пешеходные туры, от которых мы не отказываемся. На снегоступах поднимаемся на горы Майорскую, Российскую, ходим на пик Чехова и гору Быкова. Есть и смешанный снегоходно-пешеходный тур на Ведьмин и Чертов мосты. И организация подледной рыбалки.

К тому же мы задействуем снегоходы не только на таких туристических вылазках. Набирает популярность и другое направление – праздники на природе. Корпоратив, день рождения и многое другое. Для таких мероприятий мы у себя за Елочками ставим большой шатер, который отапливается дровяной печкой либо тепловой пушкой – кому что больше по душе. Но чаще, конечно, выбирают печку, чтобы дрова потрескивали в огне —  такая походная романтика. Там же мы для них жарим мясо, люди отдыхают, кушают и катаются на снегоходах. Подойдет для компании до 30 человек – шатры у нас есть большие.

А в планах на будущее – строительство полноценной турбазы. Чтобы люди могли не просто добраться до определенного места, но и иметь возможность погреться в теплом помещении, перекусить в кафе, выпить глинтвейна безалкогольного.

Год от года количество клиентов растет. В прошлый зимний сезон мы организовали туры  примерно для тысячи человек. Люди любят проводить время на природе, выезжают с детьми, отдыхают. Поэтому наша главная задача – сделать такие семейные, коллективные туры доступными, чтобы познакомить как можно больше людей с потайными местами Сахалина, с его богатой флорой и фауной, подарить людям летние и зимние пейзажи.

Летом наша занятость становится ежедневной. Основной наплыв приезжих туристов приходится именно на этот сезон. Да и местные жители активизируются. Самые популярные направления летом – морские прогулки. Потому что такой тур – это не просто прогулка на лодке. По дороге очень часто попадаются дельфины, касатки, сельдевые акулы – это очень круто увидеть. Во время швартовки можно искупаться, всегда находятся желающие. Самое популярное направление, конечно, это маяк Анива.

Это — одна из наиболее ярких экскурсий на острове. Расположенный на одноименном мысе, маяк Анива – это крайняя юго-восточная точка острова.

Масштабное сооружение установлено японцами в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса. Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками.

Высота маяка 31 метр, а огня 40 метров над уровнем моря. Башня имеет 9 этажей. Проблесковый осветительный аппарат третьего разряда приводился в движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник — гиря весом 270 килограммов, — заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили.

Сегодня маяк уже давно не работает на основной должности, на заслуженный отдых он отправился десятки лет назад. Теперь он живет второй жизнью – как туристический объект.

При отсутствии шторма мы делаем высадку на маяке Анива с экскурсией и фотосессией внутри, а на обратном пути смотрим великолепные водопады, мыс Три Камня, делаем остановку — отдых на мысе Белый камень. Главное – взять с собой резиновые сапоги или арендовать у нас. Все остальное – спасательные жилеты и дождевики – входят в стоимость экскурсии.

Кроме маяка Анивы мы возим на мыс Крильон. Есть два варианта – с ночевкой и без. Мыс Крильон — самая крайняя юго-западная точка острова Сахалин. Он был назван в честь французского военачальника Луи-Бальбес де Крильона великим французским мореплавателем Жаном-Франсуа де Лаперузом.

Крильон называют «Музеем под открытым небом». Главная достопримечательность мыса – одноименный маяк, который был построен в 1883 году и работает по сей день. На нем установили французскую линзу 19 века, она функционирует и сейчас. Также там находятся остатки советского укрепрайона. Это ДОТЫ, сеть подземных ходов, предназначенных для обороны южных рубежей острова.

На Крильоне сохранилась старая русская сигнальная пушка, здание из красного кирпича еще дореволюционной эпохи, действующая войсковая и пограничная части, метеостанция весьма оригинальной постройки — здание с водозабором дождевой воды.

На самой крайней точке мыса находится братская могила семерых десантников, погибших во время Второй Мировой войны при освобождении острова от японских милитаристов.

Изюминкой данного маршрута является то, что мы проходим по обоим побережьям полуострова Крильон, где смотрим мыс Анастасии, мыс Виндис и, в частности, гору Коврижку, мыс Кузнецова, водопады Замирайлова Голова, Старый корабль, Вековую марку, Камень Опасности.

А ещё морские круизы – это рыбалка. Камбала, терпуг. Возим в район Стародубского за крабами. Для любителей сухопутных путешествий у нас летом есть автомобильные туры. Они дублируют путешествия на снегоходах, ещё возим на север.

Очень популярны у нас гастрономические туры. Пожалуй, даже самые популярные. Люди любят не просто отдохнуть, но и попробовать местные деликатесы. Мы отправляемся в красивые места и начинаем готовить. Палтус горячего копчения у нас очень вкусный, туристам нашим нравится. В минувшую субботу готовили крабовый суп. Особенно приходится по душе приезжим туристам.

В общем – нам есть что предложить, туры найдутся на любой вкус и цвет.

Если говорить о нашей аудитории, то летом основной костяк туристов составляют гости с материка. На первом месте Москва, на втором Санкт-Петербург, Дальний Восток, а вообще приезжают со всех уголков страны. Тем, кто приезжает на Сахалин, в первую очередь хочется увидеть в своем туре море, а ещё горы и третьим пунктом обязательно идут морепродукты. Вот эти три пункта – основные в пожеланиях большинства приезжих туристов: из-за них к нам приезжают большинство представителей центральной России. И мы в состоянии все это предложить, разрабатываем специальные маршруты, в том числе, по формату «все включено», есть у нас недельный тур, который расписан буквально по часам. За 7 дней мы успеваем познакомить гостей и с историческим наследием областного центра, и с местной кухней, провезти по всему острову и показать все наши основные достопримечательности – как природные, так и рукотворные.

Прошлым летом, например, с материка к нам приехало больше 500 человек. В будущем году мы тоже рассчитываем на большой наплыв гостей – уже есть первые звонки и бронь на различные программы. А вот зимой туристов с материка меньше – они приезжают в основном на «Горный воздух» и обращаются к нам только когда всласть накатаются на лыжах и сноубордах, в последние дни своего визита.

Немало обращается к нам и иностранцев. В эту субботу, например, одна из участниц поездки на Великан приехала на Сахалин из Европы, точнее – из Амстердама. Зовут её Аделин, она путешественница. Рассказала, что из всей России хотела побывать именно на Сахалине, захотелось прочувствовать романтику и особую атмосферу такого отдаленного острова на краю света. И о своем выборе она не пожалела, так что теперь ждем и других европейских гостей у нас.

Кстати, из Амстердама были у нас ещё двое ребят, теперь их фотографии украшают наш сайт в разделе «Галерея». На Сахалин они приехали по работе, на шельфовые проекты. И когда все дела были завершены, у них оставалось буквально два дня на знакомство с островом. Тогда у нас как раз была метель, они впервые увидели такое количество снега. Эти парни выбрали маршрут на снегоходах на мыс Великан и увезли с собой весь спектр впечатлений. У них застревали снегоходы, но ребята оказались выносливыми – сами их откапывали и ехали дальше. В некоторых местах останавливались, чтобы полюбоваться местностью и с непривычки уходили по грудь в снег, приходилось уже их самих доставать. Но все эти испытания им очень понравились, мы даже сняли видео, где они на русском кричали: «Мыс Великан, ура!». Теперь списываются с нами, очень хотят приехать ещё, попробовать и другие туры.

Амстердамские туристы

Так со многими приезжими – сначала приезжают в одиночку или вдвоем, а потом рассказывают друзьям и знакомым, а те связываются с нами и просят организовать тур. Есть и постоянные клиенты.

Вот, например, каждый год в сентябре у нас на Сахалине проходит консилиум врачей-ортопедов. И среди них есть видный профессор из Германии, который в свое время делал операцию Марадонне на колене. В одной группе с ним приезжают врачи из Казахстана, они все проводят в областной больнице нашей показательную операцию, а после завершения работы уже третий год подряд обращаются к нам за оздоровительным отдыхом. Мы их возили на гребешка, они сами его собирали, а мы учили готовить и есть в сыром виде. Ездили на Буссе с экскурсией и на речную рыбалку.

Так что развиваем на Сахалине и международный туризм. Благо, для этого у нас тоже все есть – большинство наших гидов, в том числе, и я сама, говорим по-английски, есть также переводчики с корейского. Да и сайт наш работает в двух версиях – на русском и английском языках.

И в итоге

Уникальные и в меру экстремальные туры – как раз та самая фишка, которая притягивает туристов на Сахалин. Во всяком случае, такая тенденция складывается в последние годы. И тем приятнее, что многие местные туроператоры стараются совместить в своих программах природное богатство региона и одновременно его культурное наследие.

Разумеется, на островах смогут найти занятия по душе и те, кто предпочитает размеренный «городской туризм». Только в областном центре сегодня существуют десятки музеев, в которых сплелись воедино архитектурные и культурные наследия разных эпох. Сегодня музеи островной столицы по праву считаются одними из лучших на всем Дальнем Востоке, они уникальны и разнообразны. Исторический парк «Россия – моя история», например, удивит даже самых искушенных любителей интерактивных экскурсий и современных технологий, поставленных на службу музейному делу. Расположенный по соседству музейно-мемориальный комплекс «Победа» с помощью масштабных панорам и уникальных экспозиций познакомит гостей с настоящей историей окончания Второй Мировой войны и сражениями других периодов. Удивит посетителей и один из символов региона – областной краеведческий музей. Расположенный в здании бывшей резиденции японского губернатора, он по праву считается одним из самых колоритных в России. А для любителей художественного искусства распахнут свои двери современный музей книги Чехова «Остров Сахалин» и областной художественный музей. В первом можно всегда познакомиться не только с произведениями изобразительного искусства, но и литературными шедеврами, а также окунуться в атмосферу каторжного Сахалина, каким его видел в своем путешествии Антон Павлович. А во втором собраны уникальные экспозиции художественного искусства со всего мира.

Все это и многие другие артефакты истории и культуры жители и гости острова смогут найти без помощи. Однако множество памятников скрыты от посторонних глаз непроходимыми, на первый взгляд, дорогами и тайными тропами. Мосты, дзоты, сооружения разных эпох, народов и культур – все это помогают объединить небезразличные жители региона, знатоки своего острова, готовые сопроводить гостей и показать его уникальность всем желающим.