Изменениям, которые ждут выпускников текущего учебного года, посвятили пресс-конференцию в островном министерстве образования. На встречу с журналистами вышла руководитель ведомства Наталья Мурашова и её первый заместитель Светлана Мирова.

Кардинально, отметили представители минобра, в процедуре проведения выпускных экзаменов в 9 и 11 классах ничего не изменится. Однако теперь участники ЕГЭ по математике могут выбрать только один уровень – базовый или профильный. Первый пригодится тем, кто собирается поступать в СУЗы или идти на высшее образование, не связанное с точными науками. Соответственно, профильный экзамен пригодится тем, кому математика нужна для дальнейшего поступления в ВУЗ. А если первая попытка сдать ЕГЭ обернется неудачей, то при пересдаче можно будет изменить профиль, выбранный ранее.

Однако такое новшество действует только для выпускников этого года. Тем, кто окончил школу в прошлом и планируют сдать ЕГЭ сейчас, после получения среднего профессионального образования, предстоит справиться только с профильным уровнем.

Список иностранных языков, по которым можно сдать единый госэкзамен, расширился. К английскому, немецкому, испанскому и французскому добавили первый восточный язык – китайский.

Необычное изменение претерпел экзамен по русскому языку для 9 классов. Теперь, чтобы попасть на сам экзамен, школьникам придется сначала пройти итоговое собеседование, состоящее из 4 заданий: выразительного чтения вслух научно-публицистического текста, пересказа текста с привлечением дополнительной информации, тематического монолога-высказывания по выбранной теме и участия в диалоге. Примеры таких заданий уже есть на официальном сайте ФИПИ.

Справиться с собеседованием нужно будет за 15 минут. Единственное исключение – для детей с ограниченными возможностями здоровья, на выполнение четырех заданий которым отведут до получаса. В 2019 году такие собеседования проведут в три дня – 13 февраля, 13 марта и 6 мая. Те, кто не сможет получить заветный «зачет» в феврале, получат возможность пройти собеседование в марте и мае.

Периоды проведения итоговой аттестации уже определены:

Досрочный – с 20 марта по 10 апреля

Основной – с 27 мая по 1 июля

Дополнительный — с 3 по 20 сентября

Для девятых классов это расписание выглядит иначе:

Досрочный – с 22 апреля по 14 мая

Основной – с 24 мая по 2 июля

Дополнительный – с 3 по 21 сентября

Кроме того, для школьников и их родителей действует горячая линия по вопросам, связанным с ЕГЭ. Информацию для 11 классов можно получить по номеру 8 (4242) 465960, для 9 классов – 8 (4242) 465993.

После основной части, посвящённой изменениям в процедуре аттестации, конференция перешла в формат диалога. И некоторые из вопросов журналистов для выступающих стали неожиданностью. Однако здесь стоит сделать небольшую ремарку.

Проведение ЕГЭ в любом регионе России, в первую очередь, ложится на плечи предметных комиссий. Это команда экспертов по каждому из сдаваемых предметов, которая в итоге и оценивает знания школьников, проверяет и оценивает ответы выпускников, а затем направляет в государственную экзаменационную комиссию итоговый отчет.

Каждый год итоги работы предметных комиссий оценивают на федеральном уровне – за этим строго следит рособрнадзор, ведь от квалификации сотрудников комиссии зависят судьбы десятков тысяч выпускников по всей стране. И в этом году Сахалину есть чем гордиться. По имеющейся в редакции «Советского Сахалина» информации, островные русоведы стали вторыми в стране по согласованности работы предметных комиссий.

Показатель согласованности говорит не только об умении проверять результаты ЕГЭ на местах. В России в последние годы существует практика, когда предметная комиссия одного региона проверяет работу коллег из другого субъекта страны. И с такой ответственностью островные педагоги справились на «отлично». Не отстали и другие сахалинские предметные комиссии – по истории, обществознанию, литературе и информатике. Все они расположились в зеленой зоне федерального рейтинга, а значит – справились с работой. Отстает регион, в основном, по точным наукам – математике, химии, биологии, географии, а в особенности физике. Это может быть связано с недостатком квалифицированных специалистов, отмечают эксперты в области образования.

Тем не менее, о выдающихся результатах региональных комиссий на конференции не упомянули. Получить комментарий от Натальи Мурашовой удалось только после нескольких наводящих вопросов.

 — Перед началом государственной итоговой аттестации в регионе разрабатывается ряд серьезных нормативно-правовых документов, — начала издалека сахалинский министр образования. – Есть документы, которые утверждаются на уровне федеральной службы рособрнадзора. Проходят обязательное согласование председатели предметных комиссий, потому что они все должны быть проучены. Усиленно, начиная практически с сентября, рособрнадзор проводит обучение для предметных комиссий. Мы стараемся отправлять туда не только новичков, но и, как мы говорим, старичков, которые тоже должны работать.

Не то чтобы я хочу похвастаться, но все же немножко хочу, наверное. В октябре было серьезное совещание в рособрнадзоре, когда приглашаются все субъекты РФ и когда, с одной стороны , мы отчитываемся о результатах государственной итоговой аттестации, а рособрнадзор со своей стороны дает нам оценку. Они мониторят ситуацию – как работали предметные комиссии, были ли нарушения во время экзамена, насколько слаженно работает предметная комиссия, сколько появилось работ для проверки третьим экспертом и так далее – все моменты, которые только можно, они мониторят. Оценка Сахалинской области, которая прозвучала на этом совещании, была «отлично», и мне, как министру, не было задано ни одного вопроса.

Я очень благодарна той команде, которая есть. Не только команде министерства, это команда и преподавателей института развития образования и, прежде всего, команда на местах, в каждом муниципалитете, в каждом образовательном учреждении. Это оценка труда всех этих людей, в том числе, и работы предметных комиссий.

Для нас самый главный, наверное, результат работы предметной комиссии – чем меньше работ идет на третью перепроверку, тем слаженнее работают эксперты.

Как мы благодарим людей? У нас все, кто задействован в государственной итоговой аттестации, получают определенную денежную компенсацию. Эти деньги заложены в бюджете Сахалинской области. Понимаете, когда мы только начинали, говорили только: «Спасибо за работу». А сейчас люди за свой труд получают соответствующим образом.

Расспросить руководителей министерства подробнее не вышло, ведь у других журналистов тоже были свои вопросы. Поэтому причину «проседания» островного региона в точных науках теперь можно будет выяснить только весной, на следующей конференции регионального минобра, посвященной ЕГЭ.