Слово «Хабомаи» сегодня прочно закрепилось в повестке федеральных СМИ, так что группу незаселенных курильских островов теперь знает, пожалуй, вся Россия. Со дня на день это название наверняка прозвучит и в сердце российской столицы – московском Кремле. Территориальный вопрос должен стать основным на предстоящей встрече премьер-министра Японии Синдзо Абэ и Владимира Путина. Впрочем, судя по риторике выступлений первых лиц в последние дни, ожидать громких решений и передачи островов в обозримом будущем не стоит. Даже если допустить возможность лишения Хабомаи, Россия точно не намерена расставаться с Шикотаном – одним из немногих заселенных островов гряды. Это было бы масштабным стратегическим просчетом. В то же время Япония для подписания мирного договора как минимум настаивает на этих двух территориях.

Тем не менее, для того чтобы позиция России по Курилам была более прочной, необходимо решить ряд актуальных для региона проблем. На первый взгляд, острова гряды в Тихом океане не обделены вниманием. На их развитие направлены сразу две целевые программы: федеральная и региональная. До 2025 года в это направление вложат свыше 80 миллиардов рублей. К тому же, на Курилах действует одноименная территория опережающего развития, в которую уже входит рыбокомбинат «Островной», а в планах – ещё несколько компаний, завязанных на туризме и энергетике.

Однако есть на островах гряды и несколько нерешенных вопросов, которые в ближайшей перспективе могут дать о себе знать. И если из Москвы, выделяющей деньги по федеральной программе, эти проблемы не видны, то на местном уровне заметны невооруженным глазом.

Простой пример – все тот же Шикотан. Именно вокруг него и существует упомянутая ТОР. Сейчас ряд региональных министерств прорабатывают важное для региона решение – строительство двух взлетно-посадочных полос, одна из которых должна появиться как раз на Шикотане, а вторая – на Парамушире. На северном острове площадка под этот проект уже найдена. А вот на южном могут возникнуть проблемы.

Параллельно в правительстве региона работают над двумя схемами. Первый вариант предусматривает закупку самолетов Bombardier. Эти воздушные суда сегодня летают не только на Курилы, но и на других внутренних воздушных маршрутах области. Купить ещё несколько DSH-6 было бы рационально. Они берут на борт до 19 пассажиров и рассчитаны для работы на грунтовых взлетно-посадочных полосах. А для оптимальной работы им хватит 800-метровой взлетки. Обустроить такую площадку на Шикотане вполне возможно.

Тем временем на федеральном уровне продвигают идею импортозамещения. Рекомендованный вариант, который назидательно советуют изучить и сахалинским проектировщикам — чешские Let L-410. Что означает перестройку уже налаженной базы по содержанию техники и строительству транспортной инфраструктуры. Чешские самолеты капризней канадских, для них требуется уже 1200 метров взлетно-посадочной полосы, и такую площадку на Шикотане построить намного сложнее.

И это только один из примеров, связанных непосредственно с Шикотаном. Остров в целом является проблемным для развития, ведь большая часть его территории — федеральный государственный природный заказник, земли которого являются неприкосновенными.

Наличие такого заказника делает невозможным многие направления. Модернизация существующей дорожной инфраструктуры, эксплуатация месторождения строительного камня, песка, без которых любая стройка на Шикотане влетает в копеечку. О возведении туристических объектов и развитии аквакультуры говорить тоже не приходится. Хотя, отмечают эксперты по курильскому вопросу, заказник не охраняет отдельный вид животных или растений, а носит статус «ландшафтного». Поэтому сейчас островные власти готовят обращение к федеральным коллегам с предложением изменить режим и границы заказника.

Если в Москве прислушаются к предложению, то решить этот вопрос можно будет быстро. В отличие от других курильских проблем, которые делают почти невозможным развитие совместной российско-японской деятельности на гряде. Например – невозможность использовать рыбопромысловый участок для рыбоводства.

Последние 2,5 года на федеральном уровне эту проблему решить не могут. Тем временем участки акватории, пригодные для развития аквакультуры, простаивают. Бизнесмены не рискуют связываться с юридической ловушкой, ведь могут остаться не у дел. В то же время в Китае, где формальные вопросы решены, до 40% морепродуктов выращивают самостоятельно в прибрежных водах. И подобных юридических недочетов на Курилах много.

Ещё один пример. На севере гряды есть компания-оператор, которая выиграла аукцион на аренду гидротехнических сооружений и должна реализовать там свою инвестиционную программу. В эти работы входит обновление самих сооружений, дноуглубительные работы и прочая модернизация. Однако федеральная антимонопольная служба уже больше полугода не может даже утвердить решение о тарифном регулировании этой компании. При этом ФАС находится в своем праве: гидротехнические сооружения существуют в единственном экземпляре, и владение ими является естественной монополией. А предприниматели, которые выиграли аукцион и уже модернизируют объект, вынуждены платить за это штрафы, оказавшись между бюрократическими Сциллой и Харибдой.

Отдельного внимания заслуживают и пункты пропуска через российскую границу, которые есть почти на каждом населенном курильском острове. Кроме Шикотана, где пункт пропуска как раз необходим, ведь чтобы получить разрешение на выход за границу, рыбакам приходится тратить самый ценный ресурс – время. Отправляться на соседний Кунашир для разрешения выхода в море, а затем снова делать крюк на обратном пути. К тому же, сложилась проблема и по существующим пунктам пропуска – федеральные власти не спешат платить за их содержание, а региональные не могут сделать этого юридически. Поэтому пункты пропуска через российскую границу время от времени рискуют остаться без света, тепла и воды. И решение этого вопроса полностью зависит от профильных структур: министерства транспорта, росграницы и других. А пока проблема остается нерешенной, невозможно и выполнить указ президента, который поручил увеличить в 1,5 раза объем экспорта в стране.

Пока все эти и многие другие вопросы не будут решены, говорить о полноценном развитии Курил будет сложно. Поэтому властям на федеральном уровне следовало бы заняться не только внешнеполитическими проблемами, связанными с далеким от Москвы рубежом, но и внутренними.