В Южно-Сахалинске открывается персональная юбилейная выставка «Цвет земли родимой» живописца Надежды Троегубовой

35
Надежда Троегубова.

Экспозиция такого уровня для каждого художника – это и знаменательное событие, и повод оглянуться на пройденный путь, оценить сделанное, наметить траекторию творческого развития. 
Надежда родом из Кемерово – центра шахтерского Кузбасса. Росла в хорошей семье, обласканная родительским вниманием. В детстве любила рассматривать картинки в журналах и книжках и срисовывать их в свой альбом. Заметив это, старший брат Юрий, который учился в изостудии, привел сестру в художественную школу.

Надежда Викторовна с улыбкой говорит о первом своем натюрморте, в котором черным цветом она старательно выводила ободок зеленой эмалированной кружки, стоявшей на мраморном столике. А еще ей было интересно писать отражение натюрморта на его поверхности. 
В Кемеровском художественном училище Надежда познавала основы и особенности литографии, офорта, линогравюры, монотипии, шрифта. Училась мастерству у педагога Владимира Бурмакина – ученика профессора Дальневосточного института искусств Кирилла Шебеко. Было немало интересных открытий в работе маслом, темперой, сангиной, пастелью, тушью. 

Надежда Троегубова. «Маки Сахалина».

На третьем курсе зачет по узкой специализации Надежда получила за экслибрис «Рыба», выполненный в технике офорта. Позже в этой работе ей увидится своеобразный символ будущей жизни на Сахалине, очертаниями очень похожем на рыбу. Остров впоследствии стал для нее и домом, и творческой лабораторией.

В 1978-м дипломированный художник-оформитель начинает трудовую деятельность на рекламно-производственном комбинате Кемерово. Работа сводилась к написанию лозунгов, плакатов, портретов руководителей страны в канун праздничных демонстраций и к выполнению трафаретных табличек, текстов и схем к городским мероприятиям. Это было неинтересно, трудоемко и лишено всякого творчества.

Через год Надежда решилась оставить родительский дом, чтобы во Владивостоке поступить в Дальневосточный институт искусств. У абитуриентов живописного факультета (в их числе оказались Сергей Червов и Олег Папузин) было страстное желание стать студентами. И они оттачивали мастерство рисовальщика и живописца в набросках и этюдах старинных улочек и широких проспектов города. Рисовали везде: на пляже, вокзалах, в скверах, общежитии, позировали друг другу. 

Осень 1979 года для Надежды Троегубовой и ее друзей стала победной. Их приняли на живописный факультет, в мастерскую того самого профессора Кирилла Шебеко, который в совершенстве владел основами русского реалистического искусства и стремился научить студентов видеть, чувствовать натуру, пользуясь цветом, линией, формой, перспективой.

В олимпийском 1980 году первокурсница Троегубова заняла третье место на всесоюзной выставке «СССР – страна спорта» в Ленинграде. Там экспонировалась ее большеформатная картина «Весна на стадионе». В центре композиции – двое влюбленных на зрительских трибунах. Весь сюжет просматривается через цветущие ветви деревьев переднего плана. Картина полна романтики, чистоты и весеннего настроения.

Курс, где училась Надежда, был сплоченным, дружным коллективом. Студенты усердно познавали основы изобразительной грамоты, открывая для себя возможности цвета, линии, штриха. Особенно интересными были пленэры – в быстрых этюдах необходимо было передать состояние природы: утро, туман, вечер, сумерки или солнечный день. В таких работах Надежда всегда была убедительной, эмоциональной, чувственной. Краски на картон ложились уверенно, быстро и сочно.

Первое знакомство Троегубовой с Сахалином произошло на пленэре в Охотском летом 1981-го. А через четыре года дипломированные живописцы и супруги Надежда Троегубова и Олег Папузин оказались на острове, получив распределение в художественно-оформительские мастерские Невельска. 

Невельский творческий период длиною в двенадцать лет определил стиль и почерк будущих произведений Надежды. Жажда познания и открытия новых мест влекла молодую художницу в поездки по югу острова. В ее пейзажах, этюдах и зарисовках преобладают морские просторы, закаты и восходы, ритмы прибрежных валунов, пестрая палитра осенних красок сопок и трав, цветущие ирисы, иван-чай, золотые шары и тюльпаны. 

В фондах областного художественного музея хранятся две картины невельского периода Троегубовой – «Туман» и «Летний вечер». В них еще угадывается школа большого мастера Кирилла Шебеко, но уже проявлена самобытность автора. 

Преподавала Надежда и в местной детской художественной школе. По просьбе губернатора Игоря Фархутдинова подготовила необходимые документы для открытия в Невельске детской школы искусств, на художественном отделении которой в дальнейшем продолжила работу. В те же годы семейный и творческий союз Троегубова – Папузин становится активным участником и организатором городских и областных выставок. 

С переездом в Южно-Сахалинск у живописцев появляются новые возможности и достижения. Надежда Викторовна преподает в училище искусств. Вспоминая свой первый опыт работы с акварелью, непременно предлагает первокурсникам выполнить натюрморты с отражением. Всегда с особой теплотой говорит о своих студентах. Им на протяжении многих лет она раскрывает тайны творчества и открывает дорогу в самостоятельную жизнь. 

Работу в колледже искусств Троегубова успешно сочетает с творческими поездками по России. В них она черпает вдохновение, создавая удивительные по красоте этюды, на основе которых впоследствии пишутся картины. А еще член Союза художников России с 20-летним стажем участвует в зональных и региональных выставках в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском. В каждой ее картине, будь то «Зима в поселке Бамбучки», «Птичий базар», «Ягодники», «Вечереет», «Маки Сахалина», «Свиристели прилетели» или другие, господствует жизнь, полная света, воздуха и птичьего гомона. 

Особенно плодотворными для художницы стали лето и осень 2014 года. В поездке на Алтай вместе с Сергеем Червовым и Олегом Папузиным Надежда открыла для себя вечную красоту гор, ущелий и рек. Алтайские зарисовки и этюды передают уникальность, суровость и удивительную притягательность здешней природы – величавые горные массивы, размеренное течение Катуни… 

Пять лет назад на международном пленэре на Камчатке Троегубова работала вместе с художниками российского Дальнего Востока и Китая. Ее этюды полны солнечного света, воздуха и красоты.

«Возможно чудо» – так назвала она утренний этюд, в котором вершина вулкана царит над рваными облаками, готовая вот-вот сбросить со своих склонов их плотную белую вату и открыть взору величие и неприступность Ключевской сопки.

За впечатлениями сахалинка готова отправиться на поиск самых потаенных мест в природе Байкала. Небольшие этюды на острове Ольхон пишутся живой кистью и передают свежесть и непосредственность первого впечатления. После творческих экспедиций в Охотское, Таранай, Стародубское Надежда вновь встречается с Алтаем и увлеченно работает на всероссийском пленэре в Республике Хакасии. Ее этюды «Тагарские курганы», «Ширинские покосы», «Тропою предков» написаны легко и смело, они насыщены осенним теплом и светом.

Летом 2017-го Троегубова с этюдником едет в Биробиджан, где принимает участие в выставке XIII фестиваля еврейской культуры. А через год в Петропавловске-Камчатском экспонирует две свои работы «А жизнь продолжается» и «Тишина на реке Найба». Они полны трепетной любви художника к Сахалину и его уникальной природе. И сегодня Надежда Викторовна в творческом полете и постоянном поиске новых впечатлений. 

Раиса Горохова, искусствовед.

P. S. 
Торжественное открытие персональной юбилейной выставки «Цвет земли родимой» Надежды Троегубовой состоится 13 марта в 18.00 в выставочном зале по ул. Вокзальной, 5а.