Ключи к разгадке тайны. Наш земляк предлагает читателям газеты свою версию трагедии на перевале Дятлова

164
Группа Дятлова выезжает на маршрут

2 февраля исполнилось 60 лет со дня гибели студентов и выпускников Уральского политехнического института, отправившихся в лыжный туристический поход на хребты Северного Урала. При странных и загадочных обстоятельствах группа, возглавляемая Игорем Дятловым, погибла в полном составе. 

Все эти годы и в прессе, и на телевидении выcказывалось множество версий (вплоть до мистических), предположений, мнений экспертов о случившемся. Правдивость показаний некоторых участников спасательной операции проверялась на детекторе лжи. Но это не приблизило исследователей к разгадке: что же произошло на перевале, где люди не раз видели полет огненных шаров? 

На конец марта – начало апреля съемочная группа телеканала «Россия-1» во главе с Андреем Малаховым, журналистами «Комсомольской правды» и сотрудниками прокуратуры запланировала экспедицию в район гибели туристов. Публикуя этот материал и направляя его участникам экспедиции-2019, надеемся, что версия Вячеслава Федорченко будет принята во внимание.

Игорь Дятлов.

Почему-то все искатели истины свои запросы о запуске ракет адресовывали Байконуру и получали ответ: «В названный вами период ракетные пуски с площадки Байконур не проводились». И это правда, там запускали готовое изделие другого класса. Кто же тогда мог проводить испытания?

На сайте www.makeyev.ru читаем: «ОАО «Государственный ракетный центр им. академика В. Макеева» – российский разработчик баллистических ракет для подводных лодок, один из крупнейших научно-конструкторских центров России по разработке ракетно-космической техники». Созданный в декабре 1947 года в г. Миассе Челябинской области, этот центр с середины 1950-х годов приступил к самостоятельной разработке баллистических ракет для подводных лодок. Ведомственным полигоном для отработки инженерных решений, технологий, систем управления стал ядерный полигон на Новой Земле с центром в Белушьей Губе.

Полигонная трасса (от рабочей площадки пуска ракеты до границ полигона «Новая Земля») проходит точно над перевалом Дятлова. Параллельно ей на удалении до 50 км располагались наблюдательные станции, в задачу которых входило слежение за траекторией полета ракет, снятие телеметрии. В случае отказа двигателя и ухода изделия от курса рассчитывалась точка падения.

Организаторы полигона провели комплекс мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций. Зону полета ракет объявили закрытой для полетов гражданской авиации. В частности, в 1958 году аэропорту «Ивдель» запретили полеты по северным маршрутам.

Были закрыты Няксимвольская, Усть-Маньинская и Тольинская экспедиции. 

Расстояние от г. Миасса до перевала Дятлова примерно 750 км. Район перевала находится в активной зоне работы двигателей ракет. Достигая этой точки, они имели остаток топлива примерно 2/3 от первоначальной заправки.

Члены группы Дятлова Людмила Дубинина, Рустем Слободин, Семен Золотарев, Зинаида Колмогорова.

На заводе-изготовителе в архивах должны сохраниться графики пуска ракет. С их помощью можно до минуты определить появление «летающих шаров», которые описывали свидетели, отмечая, что они всегда летят строго с юга на север. Если на карте взять среднюю точку полигона «Новая Земля», провести линию до перевала Дятлова и дальше на юг, то она укажет на г. Миасс.

Смоделируем картину тех трагических событий. По версии специалистов, изучавших все снимки участников похода, фотография, где туристы ставят палатку на перевале, сделана 2 февраля примерно в 17 часов. Предположим, что к 18.30 все находились в палатке без верхней одежды и обуви, готовились к ужину и сну. Волею случая планово запущенная ракета при отказе систем (двигателя) упала в том районе. Ночь, ярчайшая вспышка приземного взрыва, невообразимый грохот, рассеиваются остатки ракетного топлива… Ударная воздушная волна с учетом рельефа местности, температуры окружающей среды умножилась по своей мощности в 2,5 – 3 раза и накрыла палатку. Полотно палатки при быстро текущей ударной воздушной волне сработало как пресс-форма, нанеся туристам увечья различной степени тяжести. Но в то же время послужило своего рода амортизатором от барических травм, возникающих в результате резких перепадов атмосферного давления.

Боль и ужас вызвали у людей инстинктивное желание вырваться из палатки. Ее вспороли ножом и в чем были выскочили наружу. Бежали вниз, забрав раненых. 

Судебно-медицинская экспертиза, исследуя характер повреждений, нанесенных членам группы, пришла к выводу, что они «очень похожи на травму, возникшую при воздушной взрывной волне».

Однако следователи не смогли выяснить все детали: 28 мая 1959 года «сверху» поступила команда – дело закрыть, все материалы засекретить и сдать в спецархив. Так что итоговый вывод следствия оказался весьма туманным.

В связи с государственной важностью проводимых работ по разработке носителей для атомного вооружения подводных лодок степень секретности была наивысшей. Местное партийное руководство, по настоятельному требованию директивных органов, для сохранения государственной тайны поручило Свердловской прокуратуре принять в свое производство от военных следственных органов материалы предварительного расследования. Была дана установка: версию техногенной катастрофы не рассматривать, дело о гибели группы Дятлова закрыть в связи с отсутствием состава преступления.

Впоследствии в районе полигонной трассы поисковики находили фрагменты, характерные для ракет морского базирования (это были труба гофрированная, по которой подавалось топливо к рулевому двигателю; часть корпуса с вафельной структурой, кусок ракетной обшивки). 

Таинственные обломки(вероятно, ракетной обшивки) обнаружены в нескольких километрах от перевала Дятлова. Фото Александра Алексеенко.

Падение ракеты 2 февраля 1959-го зафиксировала наземная служба аэродрома «Ивдель». При летной погоде группа эвакуаторщиков остатков ракетной техники могла прибыть на место происшествия уже утром 3 февраля или 4 – 6 февраля (у вертолетчиков есть ограничения полетов по погоде, и выполняются они только в светлое время суток).

Таинственные обломки(вероятно, ракетной обшивки) обнаружены в нескольких километрах от перевала Дятлова. Фото Александра Алексеенко.

При облете района падения изделия была обнаружена палатка туристов. Руководитель поисковой группы обязан был доложить об этом своему руководству. Прибывшие в первые дни февраля эвакуаторщики (саперы) находились на месте трагедии до 15 февраля, затем их сменила группа военнослужащих. 

Министерство обороны информировало гражданские власти о произошедшем. Косвенно здесь просматривается вина охранников полигона, допустивших проникновение гражданских лиц в режимную зону. Но никто на себя брать ответственность не захотел.
Сенсация наступила при вскрытии тел: обнаружились обширные, совершенно несовместимые с жизнью телесные внутренние повреждения. Так, у Людмилы Дубининой справа были сломаны четыре ребра, а слева – шесть, один обломок проник в сердце. У Золотарева оказались сломанными пять ребер. И все эти жуткие травмы – без видимых телесных повреждений и наружных кровоподтеков. 

По официальному ответу судебно-медицинского эксперта доктора Возрожденного, все это очень похоже на травму, возникшую при чрезвычайно мощной воздушной взрывной волне. Далее эксперт пишет: «В момент воздействия силы, явившейся причиной смерти и травм, все погибшие члены группы Дятлова находились не только в разных местах, но и на довольно значительном расстоянии друг от друга». С этим нельзя согласиться и вот почему.

Поражение людей происходит как при непосредственном (прямом) воздействии воздушной ударной волны, так и косвенным путем. В первом случае причиной травм у людей является мгновенное повышение давления воздуха, что воспринимается человеком как резкий удар (обжатие). При этом возможны повреждения внутренних органов, разрыв кровеносных сосудов, сотрясение мозга, различные переломы. Кроме того, скоростной напор воздуха, обусловливающий метательное действие ударной волны, может отбросить человека на значительное расстояние и при ударе о землю нанести различные травмы.

Наиболее тяжелые поражения получают люди, находящиеся в момент прихода ударной волны вне укрытий в положении стоя. В этом случае площадь воздействия скоростного напора воздуха на человека будет примерно в шесть раз больше, чем в положении лежа. 

Все поисковики и судмедэксперты отмечают странный, красновато-багряный цвет кожи погибших участников группы Дятлова. Однако подлежит сомнению экспертное заключение 1959 года, что все студенты получили ожог-загар открытых участков кожи. Такой «загар» образуется при глубокой степени обморожения при жизни. 
Как известно, ветер усиливает ощущение холода. При безветрии и морозе в минус 29 градусов человеку, одетому по погоде, не угрожает опасность замерзнуть. Однако стоит подняться ветру хотя бы до 4 – 5 м/сек., и температура по ощущениям упадет до минус 44 градусов, при которых кожа замерзнет за 1 – 2 минуты. Если ветер усилится до 6 – 7 м/сек., эквивалентная температура составит минус 66 градусов. Это уже по-настоящему опасно, поскольку при таком морозе в течение 30 секунд замерзают ткани. 

Смерть от переохлаждения наступает уже при падении температуры тела человека до 29,5 градуса. Причем в мучительном приступе люди часто пытаются снять с себя одежду. Из-за этого феномена под названием «парадоксальное раздевание» тех, кто замерзает в городах, часто путают с жертвами сексуального насилия. Точного объяснения этому явлению нет, но скорее всего прямо перед потерей сознания суженные сосуды у поверхности тела внезапно расширяются, создавая резкий приток тепла к коже, и человек будто бы начинает гореть. 

Таким образом, многолетняя версия, что на перевале Дятлова туристы были убиты охраной полигона, является несостоятельной. Еще до прибытия эвакуаторщиков люди, получившие увечья, замерзли. Здесь нельзя не учитывать ветро-холодовой индекс, о котором шла речь выше.

Изучение документов, находящихся в открытом доступе, и практический опыт привели меня к следующим выводам.
Многолетняя версия, что на перевале Дятлова проводились испытания какого-либо оружия, является несостоятельной. Там в радиусе десятков километров нет для этого необходимой инфраструктуры: инженерных сооружений, дорог, линий электропередачи.

Перевал Дятлова никогда не являлся и не является полигоном для испытания какого-либо оружия. Это полетная трасса от рабочей площадки пуска ракеты до границ полигона «Новая Земля». К сожалению, принятые меры по созданию безопасной зоны оказались недостаточными.

Это трагическое событие является случайным. Следует признать, что причиной гибели туристов явилась совокупность техногенных и природных сил, предусмотреть и преодолеть которую люди были не в состоянии.

Об авторе
Южносахалинец Вячеслав Федорченко – профессиональный инженер-электрик. В прошлом – директор филиала Красноармейского научно-исследовательского института по поиску, обнаружению и утилизации обычных видов боеприпасов. Более двадцати лет занимался дистанционным зондированием Земли, был головным разработчиком системного проекта «Государственная система наблюдения и контроля 200-мильной экономической зоны России».
 

Пользуясь материалами, находящимися в открытом доступе (а в каждом из них, по словам Федорченко, есть необходимая крупица информации), он провел свое исследование трагических событий на перевале Дятлова в 1959 году.

Справка
Группа состояла из лыжников турклуба Уральского политехнического института (УПИ, Свердловск): пяти студентов, трех инженеров-выпускников УПИ и инструктора турбазы Семена Золотарева. Руководителем группы был студент V курса УПИ, опытный турист Игорь Дятлов. Остальные участники группы тоже не были новичками в спортивном туризме, имея опыт сложных походов. 

Первые дни похода по активной части маршрута прошли без каких-либо серьезных происшествий. Туристы продвигались на лыжах вдоль реки Лозьвы, а затем вдоль ее притока Ауспии. 1 февраля 1959 г. группа остановилась на ночлег на склоне горы Холатчахль (Холат-Сяхл, в переводе с мансийского — «Гора мертвецов») или вершины «1079» (на более поздних картах ее высота дана как 1096,7 м), недалеко от безымянного перевала (позднее названного перевалом Дятлова).

12 февраля группа должна была дойти до конечной точки маршрута — поселка Вижай, послать телеграмму в институтский спортклуб, а 15 февраля вернуться в Свердловск. Однако ни 15 февраля, ни в последующие дни туристы не вернулись. 

Поисково-спасательные работы были начаты 22 февраля, по маршруту направлен отряд. Вокруг на сотни километров нет ни одного населенного пункта, совершенно безлюдные места. 26 февраля на склоне горы Холатчахль была обнаружена палатка, присыпанная снегом, а позже в стороне и тела людей.