В прошлом году в районе с. Палево Тымовского района сахалинские активисты «Поискового движения России» благодаря местным жителям обнаружили фрагменты фронтового бомбардировщика Ил-28. Части крыльев, хвостового оперения лежали на поверхности и под зарослями багульника, в стороне детали реактивного двигателя ВК-1, гильзы от 23-миллиметровых снарядов, кресла пилота и штурмана, замки и пряжки парашютной системы. На крупных обломках сохранился заводской номер самолета 36603904. В этом месте растут высокие ели, верхушки их срезаны, видимо, при падении военной машины.

В архивах министерства обороны удалось найти данные о катастрофе Ил-28. 10 декабря 1953 года экипаж Ил-28 970-го бомбардировочного авиаполка 162-й бомбардировочной авиадивизии выполнял тренировочный полет в закрытой кабине. Летчик на высоте 2000 метров запросил выход на приводную и доложил, что лег на посадочный курс. После этого связь с самолетом прекратилась.

Установлено, что бомбардировщик планировал с нормальным углом, не долетев до аэродрома 8 – 10 километров, с выпущенными шасси приземлился в лес, превышающий уровень аэродрома на 180 метров.

От удара о лес самолет прорубил просеку до 300 метров, разрушаясь о деревья, врезался в землю и сгорел. Экипаж погиб. В 15 метрах от места удара о деревья найден люк штурмана. Очевидно, штурман видел, что воздушное судно садится на лес, сбросил люк аварийно.

Самолет изготовлен в августе 1953 года на заводе № 166.

970-й бомбардировочный авиаполк дислоцировался в пос. Зональное.

Место катастрофы находится в 7 километрах западнее посадочного курса на аэродром Зональное, в 10 километрах от взлетно-посадочной полосы.

За штурвалом Ил-28 находился 26-летний старший лейтенант Петр Федорович Овчаренко. Штурман старший лейтенант Исаак Моисеевич Кац – одногодок командира. Третий член экипажа – воздушный стрелок-радист рядовой Семен Филиппович Данилов. Родился в 1931 году.

– В селах Кировское и Зональное в свое время стояли бомбардировочные полки и дивизии. Только в 2018 году мы работали на пяти местах авиакатастроф. В трех из них это были самолеты Ту-2.

За межсезонье благодаря сведениям местных жителей предварительно установлены еще три места, где ранее были обнаружены фрагменты «больших» самолетов, – рассказал руководитель регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура. – Как только сойдет снег, отправимся на их поиски. Также предстоит найти захоронение экипажа самолета Ил-28, в архивных документах это почему-то не отразилось. 

В центральном архиве министерства обороны сахалинским активистам удалось найти сведения на погибших в 40-е годы на Северном Сахалине летчиков, о которых ранее не знали. Сейчас поисковики пытаются отыскать обстоятельства их гибели. Среди них есть и один пропавший без вести, штурман экипажа самолета Ту-2. 

Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков в 2019 году проводятся в рамках проектов «Небо Родины» и «Вечный полет» на средства президентского гранта.
Виктор МАЛЫШЕВ.

Справка
Ил-28 (по кодификации НАТО: Beagle — «Гончая») — первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик. Экипаж составлял 3 человека, летчик и штурман сидели в передней части самолета, а стрелок-радист в герметичной кабине в корме бомбардировщика.

Самолет считался очень надежным, прощающим ошибки и «хулиганство» летчика. Катастрофы случались в основном из-за ошибки экипажа или сложных метеоусловий.