Госдума РФ подтвердила правоту сахалинских законодателей

46

Госдумой РФ в первом чтении приняты поправки к федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Сахалинцам об этом первым сообщил депутат нижней палаты парламента, наш земляк Георгий Карлов.

Если коротко, речь идет о вариативности подходов к осуществлению местного самоуправления с учетом особенности территорий. В частности, перечень видов муниципальных образований дополняется муниципальным округом, что дает возможность консолидации представительных и административных ресурсов (в том числе на сельских территориях) в целях оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления посредством создания одноуровневой системы – там, где это целесообразно.

Собственно, именно это право – на выбор модели – в свое время сумела отстоять администрация Сахалинской области, дойдя до Верховного суда РФ. 

Детали этой необычной для РФ борьбы хорошо помнит Александр Романов, работавший в то время заместителем руководителя, руководителем аппарата администрации области. Вышеупомянутый федеральный закон, говорит он, был принят в октябре 2003 года, в его основе лежала Европейская хартия местного самоуправления, цель – как можно быстрее встроиться в мировой опыт. 

Но закон, по словам Романова, был очень сложный, несовершенный, его нормы входили в противоречие друг с другом, о чем свидетельствует и такой факт: закон вступил в силу с 1 января 2009 года, и за 2004 – 2008 годы было принято более 30 законов с десятками поправок в этот закон.

Тем не менее центр требовал исполнения. 
Ответственность за реформу местного самоуправления была возложена на вице-губернатора Георгия Карлова, он и возглавил соответствующую комиссию (заместитель – Александр Кислицин, заместитель председателя облдумы). 

– Сразу стало понятно, что реализация закона – настоящая беда для страны в целом и области в частности, – вспоминает Александр Григорьевич. – Предписывалось создать двухуровневую систему местного самоуправления, на наших островах это организация 158 муниципальных образований, то есть 158 мэров, 158 депутатских собраний с председателями, замами. В итоге – потеря вертикали управления. Это вечные выборы, которые требуют огромных финансовых затрат. Это дополнительные средства на содержание аппаратов органов местного самоуправления – при дотационности местных бюджетов! 

С января по июнь 2004 года мы провели более 300 собраний на территории области. Подавляющим оказалось мнение о том, что нам не нужно такое «дробление», нас устраивает существующая система. Убедившись в поддержке населения, мы внесли в облдуму закон, которым предполагалось все 18 районов сделать городскими округами. То есть, по сути, обойтись без реорганизации.

По словам Романова, региональный законопроект вызвал резонанс во властных структурах, поскольку ход реформы отслеживался тщательно. Обладминистрация попала под пресс, ее обвиняли в саботаже, поступали жалобы от некоторых депутатов, граждан. Был проигран суд на местном уровне – прокуратура требовала безусловного исполнения федерального законодательства. Давление шло и на Карлова. 

– Но у нас сложилась крепкая рабочая команда, – продолжает Романов. – Это, прежде всего, Георгий Карлов (стоял как скала), часть депутатов областной думы, Павел Сиваконов, руководитель главного правового управления областной администрации, сотрудники управления по местному самоуправлению области во главе с Тамарой Кузнецовой. Нашу позицию единодушно поддержали все главы муниципальных организаций.

Свою позицию мы все же сумели защитить в Верховном суде РФ, доказав, что разработчики закона не учли главного: огромную страну со столь разными регионами нельзя насильно загонять в жесткие рамки. Кстати, в Европейской хартии местного самоуправления четко обозначены два важнейших фактора организации местного управления. Первое – желание и воля людей, проживающих на территории. Второе – наличие экономических возможностей для обеспечения местного самоуправления, то есть налогооблагаемой базы. Чего не было в вышеупомянутом законе. 

Да, нам все-таки пришлось временно пойти на организацию двухуровневого управления в муниципальных районах – Углегорском, Невельском. Но жизнь показала, что эта модель неконструктивна, все вернулось (по настоянию населения) на круги своя. И то, что Госдумой в первом чтении приняты поправки к федеральному закону, – великое дело и доказательство нашей правоты. 

Лариса ПУСТОВАЛОВА.