В Год театра незабываемые встречи с высоким искусством дарит островитянам театральный фестиваль

32
К зрителям на поклон. Артисты театра «Мастерская П. Н. Фоменко» после спектакля «Волки и овцы» по пьесе А. Островского.

Как и пять лет назад, на остров приехали лучшие театральные коллективы России, работы которых отмечены престижными профессиональными наградами. Для островитян это уникальная возможность в рамках фестиваля «Золотая маска» на Сахалине» увидеть спектакли московских артистов, признанные шедеврами не только зрителями, но и профессиональными критиками. 

На сцене международного центра им. А. П. Чехова с аншлагом прошли постановки театра «Мастерская П. Н. Фоменко» («Волки и овцы» по пьесе Александра Островского) и Московского театра им. А. С. Пушкина («Обещание на рассвете» по пьесе Ромена Гари). 

26 апреля на главной сцене области развернутся «игры детских человеков или взрослых детей для детей и взрослых», как каламбурно сказано в анонсе. Российский академический Молодежный театр представит юному зрителю «Сказки на всякий случай» по пьесе Евгения Клюева. А завершит фестиваль своеобразная семейная сага – «Русский роман». Это вариация режиссера-постановщика Марюса Ивашкявичюса на тему романа «Анна Каренина». В ней Лев Николаевич Толстой предстает не только автором своего литературного шедевра, но и автором своей же семейной драмы. 

«Русский роман» театра им. Вл. Маяковского в 2017 году был отмечен национальной премией «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в драме, большая форма». А премию за «Лучшую женскую роль» получила артистка Евгения Симонова. Мастера театрального искусства считают эту постановку эталонной для современного русского драматического театра. И прибывшие на Сахалин артисты едины во мнении: увидеть такой спектакль – редкая удача и большая радость.

Несомненно, зритель должен знать, кто подарил ему счастливую возможность встречи с прекрасным. Это компания «Сахалин Энерджи», недавно отметившая свое 25-летие. По такому праздничному поводу она выступила генеральным партнером «Золотой маски» на Сахалине» и решила, что один из показов спектакля «Сказки на всякий случай» будет благотворительным для детей из более чем десяти реабилитационных центров и детских домов области.

Кстати, «Золотой маске» в этом году тоже исполнилось 25 лет, о чем сообщил президент одноименного фестиваля народный артист РФ Игорь Костолевский.

– Я очень рад нашей встрече на сахалинской земле, – с этих слов он начал пресс-конференцию. – У нас впереди поездки со спектаклями в восемнадцать городов, но мы начинаем с Южно-Сахалинска. Еще в первый свой приезд в 2014 году мы запомнили вашу публику – отзывчивую, теплую, благодарную. Отправляясь в регионы, мы всегда выбираем лучшие работы лауреатов или номинантов «Золотой маски». Вы увидите настоящие жемчужины.

Об одной из них – постановке «Обещание на рассвете» – рассказал художественный руководитель театра им. А. С. Пушкина Евгений Писарев:

– Это спектакль непростой, но счастливой судьбы, рождался он сложно. Он о материнской любви, безоглядной, огромной, иногда удушающей, но самой верной на свете. И постановку настолько полюбили и артисты, и публика, что она обрела новую жизнь и из малого зала филиала нашего театра вышла на большую сцену. С этой постановкой нас очень часто приглашают на гастроли. 

Как выяснилось, коллектив Московского театра им. А. С. Пушкина за всю свою 105-летнюю историю впервые прибыл на Сахалин. Впервые открыла для себя и Дальний Восток, и наш остров его артистка Александра Урсуляк, вдохновенно и экспрессивно сыгравшая в «Обещании на рассвете» роль матери.

– Сахалинским зрителям мы рассказали историю любви и жизни прекрасных героев из прекрасной книжки Ромена Гари, – сообщила Александра. – Драматургический материал замечательный, и для нас он в радость. 

Артист Андрей Заводюк добавил:
– Чтобы получился хороший спектакль, надо, чтобы все сложилось: хороший сценарий, мастерство актеров, талант режиссера.

Последний в современном театре играет главную скрипку. 

Народный артист РФ Игорь Костолевский два года возглавляет фестиваль «Золотая маска», сменив на этом посту ушедшего из жизни Георгия Тараторкина. На пресс-конференции он сообщил, что свою задачу видит в том, чтобы сохранить созданное его предшественником и генеральным директором фестиваля Мариной Ревякиной. 

И, надо сказать, популярность «Золотой маски» в стране стремительно растет. Театры большинства российских регионов (и Сахалинская область не исключение) стремятся стать номинантами престижной национальной премии. По словам Костолевского, только в этом году экспертный совет просмотрел уже более тысячи спектаклей по всей России. Лучшие работы включены в лонг-лист, он обсуждается жюри, состоящим из высококлассных профессионалов. А потом несколько месяцев уйдет на то, чтобы сформировать короткий список претендентов на награду. 

Несомненно, фестиваль создает отличные стимулы для творчества. Появляется дополнительное количество гастрольных проектов, когда театралы ездят друг к другу, имеют возможность обмениваться опытом, общаться. И, конечно же, радовать зрителей.

Московские гости отмечали, что довольны приемом и условиями, которые создали для них организаторы «Золотой маски» на Сахалине».

– Мы очень тщательно относимся к подбору площадки, на которой предстоит показать спектакль, – рассказал директор театра «Мастерская П. Н. Фоменко» Андрей Воробьев. – Я очень рад, что у Чехов-центра отличное здание, хорошее оснащение и блестящие условия для работы. У вас не хуже, чем в нашей «Мастерской».

Представители регионального министерства культуры и архивного дела, международного центра им. А. П. Чехова, компании «Сахалин Энерджи» выступили в роли не только организаторов театрального фестиваля, но и радушных хозяев. Они постарались, чтобы столь яркое событие в культурной жизни области подарило и гостям, и землякам истинное наслаждение от общения с прекрасным и надежду на новые встречи с лучшими образцами театрального искусства.

Людмила Степанец.

Справка
Министерство культуры РФ поддерживает программы «Золотой маски» в городах России с 2000 года. За это время реализовано более ста проектов. Публика ознакомилась с работами выдающихся современных режиссеров и художников, увидела как классические, так и неожиданные экспериментальные постановки, а театр обрел новых зрителей.