Полвека под вечным двигателем. На Сахалине в конце 1960-х зародился парусный спорт

92
Мастер спорта СССР, яхтенный капитан ихаил Хайретдинов готов в свои 83 года к парусной регате.

В декабре 1968 года на задворках шлюпочной базы Сахалинского мореходного училища в Холмске обнаружились изрешеченные падающими с крыши льдинами три корпуса швертботов национального класса «М». Их состояние было катастрофическим.

Стальные тросы стоячего такелажа крошились в руках, словно печенье, не осталось никакой оснастки. Сохранились лишь паруса. Потребовалось полгода напряженного труда энтузиастов, чтобы швертботы смогли выйти в море.

28 июня 1969 года на причале шлюпбазы наблюдалось заметное оживление. Яхтсмены готовились к первым спортивным гонкам. Девять экипажей из Холмска, Южно-Сахалинска и Корсакова по жребию разбились на три группы. Каждая провела по три гонки.

Соревнования выиграл дружный экипаж курсантов из Холмска под руководством Славы Белькова. Второе и третье места заняли экипажи яхтенных рулевых Юрия Кузьмина и Анатолия Дрогваля из Южно-Сахалинска.

В тот же день на общем собрании создали областную федерацию парусного спорта во главе с Леонидом Шамраевым. Через пару лет председателем федерации избрали автора этих строк и, как оказалось, на 36 лет.

Со временем появилось желание помериться силами с приморцами. Требовалось безопасное судно с хорошими мореходными качествами. Но какой тренер или директор отдаст яхту чужаку, отстранив своего гонщика от соревнований? Путь один: на задворках яхт-клуба среди хлама найти старый парусник и много дней в поте лица доводить его до кондиции.

Порой не оставалось времени для пробного ознакомления с дистанцией и иных приготовлений к состязаниям. Все это, как и отсутствие опыта участия в крупных соревнованиях, не позволило во Владивостоке добиться желаемых результатов. Но уже через год сахалинские яхтсмены приняли участие в летней спартакиаде народов РСФСР в Ленинграде.

Спортсмены города на Неве в регате не участвовали, так что удалось договориться с ними о безвозмездной аренде трех отличных парусников и успешно выступить в двух классах яхт. В Ленинграде смогли договориться о передаче Сахбассовету «Водник» трех подержанных швертботов класса «Финн» и одного — класса «Летучий голландец».

Годом раньше на задворках порта Ванино мы приметили корпуса двух заброшенных килевых яхт класса «Дракон». При содействии руководства Сахалинского морского пароходства их перевезли в Холмск и передали Сахбассовету ДСО «Водник».

Кажется, чего проще — заплатил и купил новую яхту. Но в огромной стране было всего две небольших верфи спортивного судостроения. А очередь желающих приобрести яхты — на годы вперед. Так что вопросы пополнения флота часто решались в московском ресторане «Прага» при помощи рыбы и икры. Эти мероприятия оставляли большие бреши в семейном бюджете, но других источников финансирования не было.

Все видавшие виды яхты и швертботы мы привели в мореходное состояние. Весной 1971-го на двух судах класса «Дракон» совершили первое в истории Сахалина дальнее спортивное плавание под парусами по маршруту Холмск — Корсаков — Холмск, посвященное Дню Победы. Экипаж южносахалинцев возглавил ведущий специалист авиатехнической службы Южно-Сахалинского аэропорта Сталий Коняшов, а экипаж холмчан (как и руководство походом) — автор этих строк.

Вскоре мы получили и передали в Корсаков пять новых швертботов класса «М». Еще раньше туда же с озера Тунайча перебросили три туристических швертбота класса «Т». В Холмск пришли две новые килевые яхты класса «Дракон».

С 1969 года в яхт-клубе проводились регулярные занятия, тренировки, соревнования разного уровня, часто с выездом в Корсаков и за пределы области. Занимались мы и неотложными хозяйственными делами. И все — на общественных началах. Только в 1981-м директором яхт-клуба стал Валерий Деменчук.

В полной мере энтузиазм любителей парусного спорта проявился при строительстве яхт-клуба в Корсакове. В 1970-м Сталий Коняшов обнаружил заброшенный брусовый сруб. После оформления документов его разобрали и перевезли в Первую Падь Корсаковского района.

Главный хирург областной железнодорожной больницы Юрий Кенсицкий решил вопрос с выделением участка под яхт-клуб. Ведущий специалист института «Сахалингражданпроект» Леонид Шамраев спроектировал двухэтажное здание. Главный инженер судоремзавода Юрий Кузьмин изготовил и доставил трубный кабельный переход через речку и другие металлические поделки для строительства.

С подачи начальства Сахалинского пароходства руководство Корсаковского морского торгового порта выделило материалы для достройки здания и плотника-инструктора, руководившего добровольцами. Директор яхт-клуба Василий Лисогрудов нередко ночевал на стройке, координируя работу и обеспечивая доставку материалов.

Запомнился такой эпизод. Остро встал вопрос электроснабжения. Организовали субботник, чтобы пробросить кабель до икорного цеха. 13 декабря 1971 года с утра валил густой мокрый снег, а работа кипела. Прокопали 130-метровую траншею, установили металлический переход для кабеля через речку шириной более 15 метров, уложили кабель. А снег валил, все были мокрые насквозь, грязные с ног до головы. В местном магазинчике старушки рассказывали о бедных бесконвойных заключенных, работающих в нечеловеческих условиях…

Здание получилось замечательное. С мастерской, где одновременно можно было ремонтировать корпуса двух яхт и мачту любой длины,  в нем были учебный класс и кают-компания. На втором этаже — пять четырехместных жилых кают, два десятка рундуков для хранения яхтенного имущества. На сквозном балконе после гонок можно было спокойно посидеть, обсудить планы, полюбоваться на закатные анивские дали.

21 мая 1972 года на открытие яхт-клуба в Первую Падь приехали почти все яхтсмены области. Через пару часов был дан старт первой в истории клуба спортивной гонке.

С пополнением нашего парусного флота появилась возможность проводить полноценные крейсерские соревнования. Первые гонки прошли в июне 1974-го по маршруту Холмск — Корсаков – Холмск. Преодолев 260 миль, победил экипаж парусника «Бриз». Так было положено начало традиционным соревнованиям «Малый кубок Сахалина». О жарких схватках тех дней напоминают 20 гравировок на невзрачном кубке с названиями яхт-победителей.

Новички (от юного рулевого до яхтенного капитана) обучались по программе, утвержденной спорткомитетом СССР. Они изучали основы устройства яхт, управления, лоции и навигации, судовых и такелажных работ, сигнализации и связи, медпомощи, сдавали экзамены по теории и практике.

В 1975-м на острове появилась первая яхта открытого моря — «Фрегат». Район плавания яхтсменов резко расширился. Начались дальние походы с заходами в соседние порты, в том числе во Владивосток, плавание вокруг Сахалина, на Курилы.

 В 1979-м, получив на верфи две пробные яхты «Бриг» для Холмска и «Сахалин» для Корсакова, участвовали в гонках «Кубок Балтики». 103 парусника стартовало по маршруту Ленинград — Таллин — шведский островок Букшер — Вентспилс — Рига — Таллин — Ленинград. Обе сахалинские яхты вошли в десятку лучших.

Вскоре еще два судна подобного типа появились в Корсакове — «Океан» и «Анива». В 1972-м холмчане получили океанскую крейсерско-гоночную яхту «Лидер», а в 1984-м — океанскую крейсерскую яхту «Флагман». В это же время на острове появилось восемь яхт четвертьтонного класса. Стало возможным проводить соревнования любого уровня. Так возникла идея «Большого кубка Сахалина».

В 1980-м прошла первая гонка по 600-мильному маршруту Холмск — Александровск-Сахалинский — Де-Кастри — Ванино — Холмск. В тройку лидеров тогда вышли «Бриг», «Фрегат», «Сахалин».

Во второй гонке в 1981-м по маршруту Холмск — о. Монерон — ковш Атласово — Корсаков — Холмск протяженностью 290 миль лучшие результаты показали «Фрегат», «Сахалин», «Бриг».

Третья гонка в 1500 миль по маршруту Холмск — Корсаков — бухта Пластун — Владивосток — Преображение — Ванино — Холмск в июле 1984-го выявила сильнейшие экипажи парусников «Лидер», «Бриг», «Фрегат».

Август 1987-го запомнился гонкой по 1400-мильному маршруту Холмск — залив Рында — Владивосток — бухта Пластун – Холмск. Ее выиграли «Бриг», «Лидер» и «Океан».

После похода вокруг Сахалина. 1987 год.

Были предложения организовать «Сахалинскую кругосветку» или «Кубок Тихого океана» со стартом и финишем во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском. Но появилась возможность ходить в южные моря, и ею воспользовались. Больше всех в этом преуспела яхта «Лидер». Около 20 раз она с деловыми и спортивными визитами посетила порты Японии и Южной Кореи. В международных регатах в Стране восходящего солнца эта яхта, как правило, не опускалась ниже четвертого места.

А первый визит с официальной делегацией Невельска на борту был в город-побратим Вакканай. Через год делегация Холмска направилась в город-побратим Кусиро. Еще через пару лет восемь юных яхтсменов вместе с «Флагманом» участвовали в Отару в детских международных соревнованиях. Пятеро островитян вошли в десятку сильнейших, а шестиклассник Коля Кравченко стал победителем. Еще дважды «Лидер» с юными спортсменами на борту ходил на соревнования в Японию. В одном из них юная холмчанка Дарья Майер показала третий результат.

На соревнованиях самое трудное, когда часть олимпийской дистанции парусники трижды проходят против ветра. В этом случае рулить надо так, чтобы при максимальной скорости яхта проходила минимальное расстояние, т. е. обладать чувством ветра. По моему мнению, лучшим обладателем такого чувства в нашей области является холмский спортсмен Михаил Смоляков. Еще подростком он стал чемпионом региона почти во всех классах юношеских швертботов. Неоднократно выходил победителем на дистанциях «Малого кубка Сахалина». Год за годом занимал лидирующие места в классах «Кадет», «420», «470». Будучи капитаном «Лидера», участвовал в международных соревнованиях в Японии и завоевывал призовые места, включая первые.

Есть достижения и у других сахалинских яхтсменов. Невельчанин Владимир Кашин — победитель дальневосточной парусной регаты в классе швертботов «Финн». Экипаж Константина Кривова одержал победу на престижной регате в Хабаровске в классе швертботов «Кадет». Школьник из Холмска Саша Григорьев показал четвертый результат на зимней регате школьников в Туапсе.

Вот подтверждение тому, что в регионе росла популярность парусного спорта. На открытом первенстве Сахбассовета ДСО «Водник» в августе 1983-го в Корсакове на 58 швертботах соревновались 74 яхтсмена из Макарова, Южно-Курильска, Южно-Сахалинска, Невельска, Корсакова, Холмска.

В многодневных гонках на «Малый кубок Сахалина» протяженностью более 400 миль в июле — августе 1988 года по маршруту Холмск — Неводское — Холмск — о. Монерон — ковш Атласово — Корсаков — Холмск участвовало шесть яхт четвертьтонного класса. При этом команды на 60 проц. состояли из учащейся молодежи.

Яхты «Жонкиер» и «Флагман» в акватории Холмска.

Летом мы проводили 6 — 8 соревнований в честь красных дней календаря и других знаковых событий. В 1987 году посвятили юбилею Великого Октября поход «Флагмана» с капсулой земли с Марсового поля и агитбригадой обкома комсомола.

К 1990-м в области насчитывалось около 250 яхт. Но настали черные времена — сгорел яхт-клуб в Невельске вместе со швертботами. Огонь уничтожил и наш любимый яхт-клуб в Корсакове, и тоже с большой частью парусников. В Холмске после ликвидации Сахбассовета ДСО «Водник» ушел директор яхт-клуба. Пришлось автору этих строк на безвозмездной основе взять на себя обязанность по сохранности миллионного имущества.

Но тренировки продолжались, проводились соревнования. Когда через год яхт-клуб принял под свое крыло горспорткомитет, Валерий Деменчук вновь стал директором. Все имущество в целостности и сохранности было передано ему. Сейчас яхт-клубом руководит кандидат в мастера спорта СССР, яхтенный капитан Михаил Смоляков. Радует, что набирает силу восстановленный яхт-клуб в Невельске, где работают неравнодушные люди.

Занятия парусным спортом не ограничиваются только летним временем. Зимой на лед выкатываются буера класса «ДН». Зарегистрированный рекорд их скорости — 124 км/час. Солидный флот в 13 единиц позволил провести пять первенств области. И все это благодаря финансовой и организационной поддержке руководителя Сахалинского ордена Трудового Красного Знамени морского пароходства Сергея Камышова, президента Союза российских судовладельцев Михаила Романовского, начальника Корсаковского морского торгового порта Александра Носкова, председателя Сахалинского бассейнового совета ДСО «Водник» Виктора Полещука.

Сейчас яхтсмены острова живут в предвкушении летних походов и соревнований под парусом. Ведь он дарит ни с чем несравнимое чувство радости, свободы и спортивного азарта.

Михаил Хайретдинов, председатель областной федерации парусного спорта 1972 — 2008 гг., мастер спорта СССР, яхтенный капитан. =8: