Все-таки волнительное это место – аэропорт. Даже если приехал сюда по будничным делам, невольно поддаешься всеобщему «чемоданному» настроению. Рев самолетных моторов, суетливость пассажиров. Ожидание встреч и разлук, смены обстановки, новых впечатлений.

На сей раз в рамках пресс-тура журналистам предоставили возможность выйти на летное поле и проводить дебютный в нынешнем году прямой рейс Южно-Сахалинск — Петропавловск–Камчатский.

Первого же встреченного (скажем так, нами) пассажира влекли, как оказалось, вовсе не природные красоты полуострова. Завершив временную работу на Сахалине, он не смог купить билет до Москвы, свободных мест нет, что позже подтвердил и зампред регионального правительства Сергей Олонцев. Пришлось незадачливому вахтовику, уроженцу Самары, искать дорогу ближе к дому сложным путем – через Камчатку.

Напряженная ситуация с вылетами в Москву. По договоренности с компанией «Россия» ежедневно в столицу отправляются два самолета (ряд из них повышенной вместимости), некоторые пассажиры выбирают окружные пути (ту же Камчатку, Благовещенск), но, к сожалению, ни во Владивостоке, ни в Хабаровске сегодня билетов на Москву нет. Продолжается работа с «Россией» (попытки увеличить количество бортов повышенной вместимости).

Но вернемся к строительству нашей воздушной островной гавани. Главная цель, по словам Олонцева, создание на базе Южно-Сахалинская «хаба» (есть такой термин), попросту современного, красивого, комфортного перекрестка – комплекса, обеспечивающего транспортную доступность в страны Юго-Восточной Азии, а самое интересное организовать еще и перелеты в Америку. Конечно, это случится, если рынок создаст приемлемые условия для прихода к нам компаний, хотя тут есть и нюансы. В частности, проблема «открытого неба», живем-то на рубеже Родины, свои требования и у пограничников, и у министерства обороны.

Недавно рассматривался и вопрос создания грузового хаба.

— Сюда бизнес может зайти совершенно осознанно, так как существует востребованность в таких перевозках, — сказал чиновник. – Это грузопоток и к нам с материка, и обратно (та же максимально быстрая доставка биоресурсов). Принципиально решен вопрос со строительством новой взлетно-посадочной полосы, мы должны быть готовы принимать все типы судов, включая самые широкофюзеляжные модели.

…Строительные работы на площадке шли и погожим воскресным днем. Уже «нарисовались» очертания зала ожидания и выхода на посадку с покрытой стеклом куполообразной галереей. Но сроки сдачи откладываются, минимум, на год. Чиновники объясняют это недостаточно качественной отработкой проекта. Кроме того, в ходе строительства произошли изменения на законодательном уровне в требованиях, предъявляемых к досмотровому оборудованию. Словом, нового терминала можно ожидать к концу 2020 года. Все это влечет удорожание объекта. Конкретной суммы не названо.

Генеральный директор АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» Никита Полонский рассказывал-показывал, как будет сочетаться строящийся терминал с новыми перронами (стройка идет и там).

Нужна, подтверждал, и новая взлетно-посадочная полоса, цена вопроса – примерно как и в случае ее капремонта (потребность в нем возникнет лет через 5 — 7) в пределах 12 — 13 млрд рублей. Что касается присвоения аэропорту имени Антона Чехова, особых затрат это не повлечет, вся документация останется прежней. Но упоминание о классике и других претендентах — вполне достойных участниках конкурса, найдут отражение в дизайн-проекте терминалов, как нового, так и действующего.

Представитель технического заказчика данного комплекса Константин Ольшин отчитался по объемам выполненных работ. По основному каркасу – 95 проц., все фундаменты комплекса завершены полностью, перекрытия – на 85 проц., остекление здания – от 40 до 70 и так далее. Ежемесячно, отметил он, проводятся проверки Ростехнадзором, все вопросы решаются в рабочем порядке.

Как потенциальный пассажир и пользователь терминала нового аэровокзала, уже после «экскурсии» по стройплощадке я донимала Ольшина, возможно, мелкими, с его точки зрения, вопросами. Будут ли эскалаторы, лифты, облегчающие передвижение «туда-сюда»? Успокоил: оборудование уже заказано, ждут поставки. А фонтанчики с питьевой водой – ну, как в аэровокзалах за рубежом? А душ – для уставших транзитных пассажиров? Открытая смотровая площадка, чтоб время ожидания скоротать? В Токио в аэропортах это одно из многолюдных месте, облюбованное фотографами, любопытствующими детками. С кафе на открытом воздухе. При длительных задержках рейсов вполне достойное развлечение. И прочее, прочее…

А почему бы и нет, если мы станем суперсовременным хабом?

Лариса ПУСТОВАЛОВА.