Новый глава регионального оператора — о ходе мусорной реформы на Сахалине

41
Стоит ли этот мусор таких денег?

С 1 июня нынешнего года у регионального оператора АО «Управление по обращению с отходами» новый руководитель. Им стал Александр Гришко, до последнего времени курирующий реализацию мусорной реформы в должности заместителя министра областного ЖКХ. Он как никто другой в курсе проблем, поскольку знаком с ними, так сказать, с обеих сторон.

А у читателей «Советского Сахалина» накопились вопросы по этой теме. На некоторые из них уже отвечали руководители контролирующих и надзирающих структур. Но ряд острых моментов все же остается вне поля зрения должностных лиц.

Жители частного сектора и маленьких поселков жаловались, что в их районах никогда не существовало такой услуги, как вывоз мусора. Ее нет и по сей день. В населенных пунктах нет даже площадок для накопления твердых коммунальных отходов, нет контейнеров. Но регулярно с февраля нынешнего года людям приходят счета за вывоз мусора. 

Непонятно, как можно было начинать реформу без подготовки? По идее нужно было сначала во всех больших и малых населенных пунктах провести ревизию: поставить мусорные контейнеры, где их не было, добавить их там, где было мало… И только потом выставлять счета.

Руководитель регионального оператора Александр Гришко пояснил, что никто не говорил, что реформа должна начаться на подготовленном плацдарме. Суть реформы – как раз построение всех элементов этого процесса, сроки которого определены до 2024 года. За это время и должна быть создана вся инфраструктура – от площадок для накопления мусора до строительства полигонов и мусороперерабатывающих заводов.

В 2018 году все были заняты подготовкой нормативной базы, чтобы регоператор мог с 1 января 2019 года начать работу. Инвентаризацию мест накоплений никто не проводил. Хотя это должны были сделать муниципальные образования. Но осенью 2018 года им было важнее обеспечить стабильный отопительный сезон.

В ноябре, когда МО начали передавать перевозчику данные о том, откуда забирать мусор, и выяснилось, что чем меньше населенный пункт, тем он в этом плане проблемнее. В малых селах и в частном секторе ничего не обустроено. Но у районов средств для подготовки мусорных площадок не было.

В этом году в области решено финансировать эти работы. Запросили глав администраций: «Сколько имеется мест накоплений и сколько надо еще?».

Оказалось, спрос настолько велик, что и выделенных средств хватит лишь наполовину.

До сентября этого года в районах пройдет работа по созданию новых контейнерных площадок, обновлению старых, закупке баков под мусор. Хотя денег, полученных районами на эти цели, недостаточно.
Сейчас уже и в Москве поняли, что нагрузка на муниципалитеты идет большая. Требуется софинансирование этой работы. Область свои предложения в Москву отправила, но помощь из федерального центра будет скорее всего не в этом году.

Однако, несмотря на трудности, процесс в области идет, рассказал Александр Гришко. Например, Южно-Сахалинск получил достаточно большие средства. И здесь появятся современные полузаглубленные или заглубленные мусорные контейнеры. Каждая капсула заменит четыре привычных бака. Горожане увидят в своих дворах и евроконтейнеры под навесом. К сожалению, эти новинки «поселятся» пока только в гостевом квадрате – акцент именно на эту зону. Но в течение трех лет зона расширится до окраин. Во Владимировке построены восемь цивилизованных площадок, на каждой по три контейнера.

Ну а теперь о незаконном выставлении счетов.
Руководитель регионального оператора подчеркнул: счет должен выставляться только за оказанную услугу. Если в каком-то населенном пункте работы не было, то никаких счетов!

Тем не менее эта практика сохраняется. Алла Полякова из маленького населенного пункта Фирсово – это Долинский район – недавно прислала письмо, где сообщала, что услуги по вывозу мусора по-прежнему нет, а счета по-прежнему идут. Наиболее здравомыслящие граждане, наверное, их не оплачивают. Но у нас в большинстве своем люди законопослушные, особенно пожилые.

Как бы в защиту регоператора Александр Гришко отметил что, по большому счету, все производят мусор. И если он не вывозится в законном порядке, то выбрасывается на стихийные свалки, которые убирает тот же регоператор. По факту сегодня идет массовое уклонение от уплаты за вывоз мусора юридических лиц, при заключении договоров они заменьшают объемы ТКО. «Излишки» подбрасываются в контейнеры соседей. Уклоняется от заключения договоров часть владельцев домов частного сектора.

Много жалоб сахалинцев, проживающих в частных домах, на то, что счета регоператор выставляет всем на условную площадь 100 квадратных метров. И владельцам жилья предлагается в случае несогласия ее скорректировать. Для людей это лишняя морока. Почему так делается?

Руководитель АО «Управление по обращению с отходами» ответил, что вопрос из той же серии, что и выставление счетов за неоказанную услугу. Регоператор не обладал необходимыми данными и не мог взять их из доступных источников. Поступил так, как было удобно и выгодно ему.

Но больше всего сахалинцы возмущаются тем, что в области принят не подушевой, а «площадной» принцип расчета платы за вывоз мусора. Его считают несправедливым подавляющее число граждан, и понятно почему. Мусор производят не квадратные метры, а люди.

Вопрос обсуждается, заверил Александр Гришко. С 1 сентября в четырех муниципальных образованиях заработают пилотные проекты – там начнут брать плату с количества проживающих в квартире или в доме.

Но переход на эту систему имеет свои сложности. Чтобы производить начисления, данные о проживающих должны постоянно обновляться. Люди уезжают, приезжают, рождаются, умирают. А отслеживать этот процесс очень сложно, особенно в частном секторе.

Сейчас в пилотных МО думают, как получать новые данные. Если система заработает и люди будут ею довольны, возможно, эту модель распространят на всю территорию области уже с 2020 года.

По мнению Александра Гришко, необходимо отладить систему контроля за выполнением услуги. Достаточно много обращений сахалинцев по поводу нарушения сроков вывоза мусора. Задача регоператора на конец каждого дня знать, что услуга оказана, мусор вывезен в полном объеме. Если система будет четко работать – получим более качественную услугу.

Регоператор должен оперативно работать по всем несанкционированным свалкам. Сегодня этот процесс сильно затягивается, согласования с администрациями территорий длятся до месяца. А нужно работать так: увидели свалку, обмерили, вывезли.

Чтобы горы мусора не мозолили людям глаза, не обрастали дополнительными объемами.

Требуется более четкий контроль за объемом вывозимых отходов. Не на всех полигонах есть весы, а где и имеются, не могут передавать информацию в электронной системе. Поэтому появляются расхождения данных перевозчиков и регоператора, что приводит к снижению качества услуги.

Важный вопрос – совершенствование всей системы управления процессом обращения с отходами с помощью современных цифровых технологий. Нужно видеть на экране движение всех автомобилей от площадок для накопления мусора до полигона. В области знают, где можно приобрести нужную аппаратуру, осталось только найти источники финансирования. И с начала следующего года эта модель могла бы уже работать. Если ее не внедрить, жалобы граждан на некачественную услугу будут звучать постоянно. Инспекторы не в состоянии физически каждый день обследовать все площадки для накопления мусора.

Пожелаем регоператору все эти задачи решить. И, конечно же, практически отреагировать на претензии сахалинцев по поводу выставления незаконных счетов.

Наталья КОТЛЯРЕВСКАЯ.