В разгар отпускного сезона плоские тарифы на авиабилеты для сахалинцев практически недоступны

83
Возвращение из отпуска летом омрачено дороговизной билета.

Июль… Сахалинские отпускники массовым порядком отправляются на материк – поближе к солнцу и фруктам. В аэропорту Южно-Сахалинска с утра полно улетающих и провожающих, однако проблем с дешевыми билетами до Москвы практически нет.

Стоит заглянуть, скажем, на сайт по продаже авиабилетов онлайн – avia.tutu.ru, чтобы убедиться: за 13,2 тыс. рублей в столицу нашей Родины можно улететь и в июле, и в августе практически в любой день недели. А вот вернуться на остров за те же деньги рядовому отпускнику, похоже, вплоть до сентября будет не так-то просто.

Зафиксировали…

Напомним, дешевые (т. н. субсидированные) авиабилеты для льготных категорий граждан были введены в практику российских пассажирских авиаперевозок в 2014 году. А в 2015-м впервые была опробована система плоских тарифов, т. е. продажа билетов по фиксированной стоимости для пассажиров эконом-класса. С тех пор правительство ежегодно обеспечивает господдержку отечественных авиаперевозчиков, в частности всеми нами любимой компании «Аэрофлот», на невыгодных для них рейсах. Это три основных направления: Москва – Дальний Восток, Москва – Калининград и Москва – Симферополь. За счет средств федерального и местных бюджетов компенсируется 50 процентов стоимости таких авиаперевозок. 

В этом году льготные категории граждан (молодежь до 23 лет, многодетные и малообеспеченные граждане, пенсионеры и инвалиды) начали приобретать дешевые билеты еще в январе. Право на льготный проезд за половину стоимости будет действовать по декабрь включительно. Аналогичная картина с билетами по фиксированной цене: плоские тарифы работают в течение всего года. Причем на цену не влияют ни сезонность, ни дата покупки билета, ни время вылета и тому подобные маркетинговые штучки. 

Остается добавить, что на маршрутах Южно-Сахалинск – Москва и Москва – Южно-Сахалинск «Россия» еженедельно выполняет по семь рейсов. Таким образом, в течение нынешнего лета в эконом-классе будет перевезено примерно 60 тысяч пассажиров. Сколько их перевезено на сегодняшний день, доподлинно неизвестно, но чувствуется, что много, решительно много. Так много, что денег на компенсацию затрат авиаперевозчиков у государства уже нет. Во всяком случае, найти билеты на маршрут Москва – Южно-Сахалинск по фиксированной цене представляется делом едва ли не безнадежным. 

Ни ту-ту?

В прошлом году мне довелось лететь на Сахалин в июле. Проблем с плоскими тарифами не было совершенно. Накануне отлета из Москвы зашел на уже знакомый сайт tutu.ru и безо всяких проблем взял билет на ближайший рейс. В эконом-классе. По фиксированной цене 13,2 тыс. рублей. 

И вот очередной июль, теперь уже образца 2019 года. Решил лететь 23-го, во вторник. Захожу на знакомый сайт и начинаю поиски билета. Три сотни компаний – от Аэрофлота до S7 Airlines включительно – спешат заинтересовать меня своими предложениями. Их несколько десятков, причем один другого интересней. Можно лететь на Сахалин из Шереметьево, а можно из Домодедово или даже из Внуково. Это без разницы, аэропортов на всех хватит. А главное, билетов у авиаперевозчиков полным-полно. Так что улететь на остров можно не только сегодня, но и завтра, и послезавтра… практически в любой день. Но при одном условии: если денег хватит.

Вот с деньгами все гораздо сложней. Нацелившись на плоский тариф в эконом-классе, лететь на Сахалин за 45, 59 или 105 тысяч рублей не очень-то и хочется. А главное, совершенно непонятно, почему на пути из Шереметьево в Южно-Сахалинск мне вместе с другими сахалинцами придется сделать пару пересадок – в частности, в Красноярске и Хабаровске или в Новосибирске и Владивостоке, в зависимости от рейса. Да еще при этом лететь в Южно-Сахалинск не 8 часов 40 минут, как в прошлом году, а целых 14 часов 45 минут или даже 18 часов 50 минут. То есть придется провести почти сутки в дороге.

А как вам такой вариант: перелет из аэропорта Внуково в Южно-Сахалинск с пересадкой в Якутске и дозаправкой в Хабаровске? Стоит это авиаудовольствие 45 тысяч рублей, а продолжительность полета – 60 часов, шибко не возрадуешься.

Зато буквально растрогало предложение одного из авиаперевозчиков воспользоваться рейсом Москва – Южно-Сахалинск с двумя пересадками – в Сеуле и Владивостоке. Полет продлится всего ничего – 18 часов 45 минут и обойдется пассажиру всего в 182 тысячи 799 рублей. Плохо разве в ожидании самолета три с половиной часа в аэропорту Инчхон на лавочке просидеть? Да за это время всю Южную Корею из окна аэровокзала рассмотреть можно!

А вот перелет в Южно-Сахалинск из другого столичного аэропорта – Домодедово, честно говоря, не вдохновил, и вот почему. Прежде чем пассажиры окажутся на острове, им придется сделать пересадку в Благовещенске, а самолету – еще дозаправиться в Екатеринбурге. И обойдется все это в 52,3 тыс. рублей.

То взлет, то посадка

Дешевые рейсы – это прямые рейсы: взлетел в Москве – приземлился в Южно-Сахалинске. Пассажиров это вполне устраивает, даже если у кого-то с непривычки за восемь часов ноги и затекут. А вот устраивают ли такие рейсы авиаперевозчика? На эту тему можно даже не рассуждать. Достаточно лишь беглого взгляда на предлагаемые рейсы.

Ну вот зачем Аэрофлоту продавать билеты за 13,2 тыс. рублей, когда за перелет из Москвы в Южно-Сахалинск можно взять с пассажира 49,4 тыс. рублей, достаточно лишь предусмотреть для него две пересадки – в Красноярске и Хабаровске? А если запланировать лишь одну пересадку в Новосибирске, то полет на Сахалин обойдется островитянину еще дороже – в 52,4 тыс. рублей. А если подключить сюда еще и зарубежных перевозчиков, то полет на остров с пересадками в Сеуле или Токио и вовсе может стать золотым: пассажир будет вынужден заплатить за билет и 100 тысяч, и 150, и 200…

Отнюдь не секрет, что за последние несколько лет спасительная для подавляющего числа россиян программа субсидированных авиабилетов, равно как и практика введения плоских тарифов, стремительно теряет свою финансовую составляющую. В 2017 году дальневосточным авиаперевозчикам из госбюджета было выделено на субсидии 7,3 миллиарда рублей, а в 2019 году всего 2,8 миллиарда.

В то же время был увеличен срок действия льготных билетов, а также добавлена еще одна, причем весьма многочисленная для Дальневосточного федерального округа, категория льготников – многодетные семьи. Спрашивается, откуда же тогда взяться на сайте дешевым прямым рейсам? Их попросту нет! Потому что Аэрофлоту тоже деньги нужны: на авиационный керосин, например, на зарплату маркетологам… 

Вот такие получаются интересные поиски дешевых авиабилетов для отпускника-сахалинца. 

И прочее

Впрочем, отчаиваться не надо. Во-первых, практика показывает: чем ближе день отлета, тем дешевле билеты. По опыту знаю: за день, за два можно купить билет тысяч за 22 – 25. Это тоже переплата, но относительно небольшая. Во-вторых, можно попробовать взять два билета – из Москвы до Хабаровска и из Хабаровска до Южно-Сахалинска. Первая же попытка дала общую сумму в 28 тыс. рублей. Что называется, жить можно. 

Есть и еще вариант – вернуться из отпуска в сентябре. Судя по данным, размещенным на сайте, в начале сентября цены на авиабилеты вернутся к своей фиксированной сумме — 13,2 тыс. рублей – и не будут подниматься ни в октябре, ни в ноябре… 
А что, может, так и сделать?

Или все-таки лучше программу субсидирования авиабилетов для дальневосточников не сворачивать, а расширять? Пассажиры государству за это только спасибо скажут. 

Сергей ЧЕВГУН.