В этом году на ремонт дорог, дворов будет потрачено около 4 млрд. рублей

53
Реконструкция Коммунистического проспекта в Южно-Сахалинске.

Южносахалинцы поражены объемом дорожного строительства в этом году. Впечатление такое, что перекопано полгорода – там и сям стоят строительные заборы, за которыми старое меняется на самое современное новое. Автобусы изменили привычные маршруты, объезжая целые кварталы. Многим не нравятся причиняемые дорожными работами неудобства, но горожане сознают, что надо потерпеть, зато потом Южно-Сахалинск станет еще комфортнее, еще красивее. Южносахалинцы учатся гордиться своим городом, который расцвел совсем недавно и продолжает хорошеть.

Чтобы реально представить масштабы обновления уличной сети областного центра, мы попросили начальника управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Южно-Сахалинска Евгения Кулика рассказать о том, что делается сейчас и какие работы будут вестись в будущем году.

На самом деле перечислить все объекты нынешнего года в одной статье невозможно – у Евгения Кулика они обозначены на нескольких листах мелким шрифтом. Называю самые крупные. Это Коммунистический проспект от проспекта Мира до пл. Славы, ул. Вокзальная от Сахалинской до ул. К. Маркса, ул. Украинская от железнодорожной больницы до проспекта Мира, ул. Пограничная от ул. Ленина до Железнодорожной, проспект Мира на участке от Компроспекта до Сахалинской, ул. Рождественская – между гостиницей «Плаза» и территорией ярмарки, ул. Комсомольская на участке от ул. Пуркаева до ул. Есенина. Уже отремонтированы Барачный переулок, частично ул. 1905 года во Владимировке, ул. Батурова в Хомутово. В этом же году будут отремонтированы ул. Фламинго, Красная речка, дорога между селами Дальнее и Елочки. А еще много дворовых территорий.

11,2 км дорог будет отремонтировано в этом году.

Южносахалинцы уже обратили внимание на обновленные капитальные ограждения территорий министерства обороны. Город ставит новые бетонные заборы на муниципальной земле, чтобы старые не портили вид наших улиц. Достраивается такой забор на ул. Комсомольской в районе магазина «Луч», возводится новый на Компроспекте вдоль городского парка. Ограждения эти будут облицованы. Планируется также заменить «военные» заборы на улицах Чехова – Хабаровской, на ул. Комсомольской в районе парка (зеленый деревянный).

А в следующем году закончится ремонт Компроспекта – его будут вести от проспекта Мира до ул. Вокзальной. Продолжится обновление ул. Украинской – от проспекта Мира до птицефабрики «Островная».

Дорожные строители примутся за продолжение ремонта ул. Комсомольской – на участке от проспекта Победы до ул. Пуркаева.

Отремонтируют ул. Больничную от проспекта Мира до ул. Ленина. Закончится ремонт ул. Фархутдинова, дорог в 25-м микрорайоне. Только дворовых территорий город обустроит на 900 млн. рублей.
Дойдет очередь до ул. Ленина в северной ее части – от ул. Сахалинской до плодоовощной базы.

Совсем недавно в нашей газете было опубликовано письмо южносахалинки Веры Меркушевой «И это главная улица?». Она писала о том, что за зданием областного пенсионного фонда цивилизация на ул. Ленина заканчивается. Дальше – брошенные разрушенные частные дома, отсутствие тротуаров. Читательница спрашивала, когда дойдет очередь благоустройства этой части главной улицы города?

Уже заключен трехлетний контракт на капитальный ремонт проблемного участка ул. Ленина, он начнет реализовываться в этом году и будет закончен в 2021 году. По словам Евгения Кулика, ничего не останется вместо существующей дороги, будет современная улица с четырехполосной проезжей частью и тротуарами – может быть, в некоторых местах минимальными – как позволит ширина улицы. Грязи уж точно здесь больше не будет. Два моста тоже заменят новыми.

Когда начался ремонт Компроспекта от ул. Комсомольской до площади Славы, многие южносахалинцы недоумевали: четыре года назад, к 70-летию освобождения Сахалина от японских войск, эту часть проспекта уже капитально ремонтировали, выложили плиткой тротуары, и вот опять?

Евгений Кулик объяснил, что дорожно-строительные работы четырехлетней давности не были капитальными – тогда только омолодили верхний слой покрытия дороги, зато сейчас ремонт делается существенный, на десятилетия.

Горожане, наверное, отметили, что нынче строители углубляются в грунты как никогда по-крупному – где-то, как, например, на ул. Вокзальной, в рост человека. На Компроспекте тоже были объемные земляные работы.

Раньше таких объектов было мало, они требуют затрат – в первую очередь материальных. В этом году финансы у города есть. Южно-Сахалинск стоит на глине – это грунт ненадежный, плывет, дорожное покрытие проваливается. Сегодня эту предательскую глину выбирают до прочной породы, отсыпают ложе дороги строительным материалом. И такая дорога может обходиться без капитального ремонта несколько десятилетий.

Перед началом строительных работ обязательно делаются изыскания, чтобы определить, на какой глубине залегает «слабый» грунт, на какой уже идут более прочные породы.

По словам Кулика, в этом году денег на дорожные работы отпущено существенно больше, чем в прошлом. Всего на благоустройство Южно-Сахалинска, включая ремонт дорог, дворовых территорий, заборов воинских частей, в 2019 году отпущено около 4 млрд. рублей. Для сравнения: в прошлом году эта сумма составляла 2,3 млрд. рублей.
И важно разумно ими распорядиться. Потому и выбрали самую современную технологию для реконструкции ряда объектов. Хотя и на всех других она передовая, а для производства работ используются современные техника, оборудование, материалы.

Для укладки тротуаров плитка сегодня используется тоже новая, отвечающая духу времени. На обновленном участке Компроспекта лежит как раз такая – крупная, мощная, бетонная, которая должна прослужить десятилетия, если, конечно, ее беречь. Производят плитку на южно-сахалинском заводе «Стройбетон» на немецком оборудовании.

Когда в Южно-Сахалинске состоялся масштабный переход на тротуарную плитку, его не все приняли. Даже специалисты протестовали против безоглядного использования нового материала.

Особенно когда уже после первого года эксплуатации плиточные тротуары начали рассыпаться. Но тех мелких производителей, что поставляли тогда не всегда качественную плитку, уже нет. Сейчас ее производят только крупные заводы, которые гарантируют качество, форму, цвет. К сожалению, не все, что производится нового, красивого, надежного за пределами Сахалина, доступно нам.

Например, идеальной для острова была бы гранитная плитка, но сколько она будет стоить с учетом доставки?!

Наша новая бетонная тоже хороша. Поверхность у нее шершавая, она не будет скользить в гололед, как та плитка, что лежала у здания областного и арбитражного судов до реконструкции Компроспекта.

4 млрд. рублей будет потрачено на благоустройство города.

Особенность нынешнего дорожно-ремонтного года еще и в том, что работы ведутся по всему муниципальному образованию, включая планировочные районы и окраины самого Южного. Городская власть посчитала, что центральная часть города находится в достаточно удовлетворительном состоянии и теперь важно благоустраивать жилые кварталы, улицы, по которым люди добираются к месту работы, на учебу, на лечение. Южносахалинцы должны испытывать комфорт и радость от окружающей красоты, уже выйдя на улицу.

Когда я спросила у Евгения Кулика про «праздничный городской квадрат», он сказал так: «Мы сегодня не делаем упор на какую-то часть города. Стены «квадрата» раздвинуты.

Современными, красивыми должны стать и планировочные районы – Дальнее, Хомутово, Новоалександровск, Луговое. Не должны себя чувствовать обделенными и жители Владимировки. Этим летом мы работаем везде. И стройке нашей нет конца».

Наталья КОТЛЯРЕВСКАЯ.