В Южно-Сахалинске активно заявляет о себе центр развития городской среды «Наш город»

46
Южно-Сахалинск с высоты птичьего полета. Фото из открытых источников в интернете.

Руководитель центра Василий Вишневский инициировал проведение в областном центре первого урбанистического форума и вместе с коллегами разработал виртуальную форму соучастия населения в благоустройстве дворовых территорий.

Этому предшествовал анализ результатов общественного обсуждения обустройства некоторых дворов. По словам Вишневского, обычно на такие встречи приходит около 4 проц. жителей со своими предложениями. Но когда начинаются работы по проекту, набирается еще примерно столько же жильцов, которых не устраивает происходящее…

Во избежание недоразумений и ошибок центр развития городской среды «Наш город» разработал виртуальную модель, позволяющую создать оптимальный для всех жильцов вариант преображения дворовой территории.

Первыми эту модель опробовали жильцы домов по ул. Украинской, 1, 1 а, 3 и 3 а. Они сообщили центру развития городской среды о том, какие проблемы и какие ценности есть у дворов, чем они хотят заниматься на их территории, какие площадки нужны. Желающие могли в электронном виде прислать свои эскизы реконструкции придомовой территории. 

Получив необходимую информацию, урбанисты оценили комфортность дворов и степень их автомобилизации. В ближайшее время будет отчет по этому исследованию.

Благодаря обратной связи удалось выяснить, что жители готовы освободить дворы от машин, если обустроить стоянки в среднем в 162 метрах от подъездов. Это комфортное и устраивающее всех расстояние. Тогда и жильцам соседних жилых комплексов автовладельцы не будут создавать неудобств. 

Современное программное обеспечение позволяет центру «Наш город» также моделировать процесс парковки автомобилей в течение суток. К примеру, можно определить, найдется ли машино-место на стоянке поздно вечером.

Выясняли урбанисты и то, что у жильцов в приоритете: сохранение деревьев возле дома или их вырубка для создания парковочных мест?

Как показал опрос, люди, прожившие в доме 3 – 5 лет, высказываются за вырубку деревьев. А жильцы, которые заселились в дом 20 – 30 лет назад и высаживали эти деревья, категорически против их уничтожения. Они понимают: это ценность двора. Правда, несколько участников опроса высказались за замену тополей, затеняющих окна квартир, деревьями других пород. 

– В проектах благоустройства дворовых территорий важно учитывать пешеходные связи, – отметил Вишневский. – Для этого есть методические рекомендации, которыми, к сожалению, никто не пользуется, и современные программные симуляторы. 

В центре изучали и аварийность на дорогах Южно-Сахалинска, чтобы сформировать ряд предложений для повышения безопасности. Разработали тепловую карту дорожно-транспортных происшествий для наглядного выявления мест, где чаще происходят ДТП. Несколько предложений центра уже учтено в проектах капитального ремонта ул. Комсомольской на 2020 год. 

– Мы проинспектировали велосипедные участки, – отмечает Вишневский. – Знаем, по каким из них чаще всего ездят горожане. Так, на отрезке ул. Горького, ул. Емельянова и площади Победы с юга на север движется почти вдвое больше велосипедистов, чем в обратном направлении. 

Наш центр реализует пилотный проект с участием 187 горожан, ежедневно пользующихся велосипедом. Мы располагаем информацией, с какой скоростью и где они движутся и даже какой у них при этом пульс. Созданы схемы, показывающие загруженность улиц в течение суток. Есть динамика того, как от сезона к сезону меняется картина с участием двухколесного транспорта. 

В Южно-Сахалинске пока нет целостной велосипедной сети, констатирует Вишневский. Но готовится проект для ул. Комсомольской. Это будет одна из первых магистралей областного центра со связной велосипедной инфраструктурой. 

В городе нет и достаточного количества велопарковок. А они нужны не только в общественных местах, но и у жилых домов, считает Василий Вишневский. Сейчас около 60 проц. велосипедистов хранят велосипеды в коридорах, на балконах, в гаражах.

Если же во дворах обеспечить нормальные условия хранения, желающих пользоваться двухколесным транспортом заметно прибавится. Рассматриваются также типовые проекты велогаражей, в которых предусмотрены места для самокатов и колясок. 

В целом же областному центру нужна транспортная стратегия и ясное представление о том, сколько, к примеру, лет через пять будет в городе людей, пользующихся общественным транспортом, автомобилями и велосипедами.

Ведь велосипедное движение непременно станет неотъемлемой частью транспортной схемы областного центра, убеждены урбанисты. Особенно в условиях, когда создание велосипедной инфраструктуры в городах России уже становится обязательным.

Людмила Степанец.