Бомбардировщик шел на посадку

14
Фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2С. Серийно выпускался с 1942 по 1952 год. Всего было построено 2649 машин.

В начале лета сахалинские активисты «Поискового движения России» в рамках проекта «Вечный полет» работали в Тымовском районе.

Благодаря местным жителям удалось найти места катастроф трех бомбардировщиков Ту-2. Два из них находятся в 1 км друг от друга, в районе реки Армуданка. Еще один самолет – западнее села Кировское, в районе реки Кирпичной.

Начав с поисков в районе Армуданки, поисковики даже с местным проводником Владимиром Порваткиным из села Восход не с первого раза смогли найти фрагменты самолетов. От него практически ничего не осталось. На месте обнаружили части шасси и только заполненную речной водой глубокую воронку.

Место катастрофы Ту-2С.

Фрагменты второго самолета разбросаны на большой площади вдоль старой дороги на село Мало-Тымово: фюзеляжа самолета, киля.

Кресло летчика, вросшее в дерево, находилось в 160 метрах от воронки, места падения самолета. Вокруг предметы из передней кабины экипажа: приборы, рычаги управления.

Из воронки, заполненной водой, удалось достать фрагменты самолета, лопнувшие корпуса учебных авиационных бомб без взрывчатого вещества, а также несколько цилиндров двигателя воздушного охлаждения АШ-82ФН. На двух цилиндрах были указаны номера двигателей крылатой машины.

Останков экипажей, а также части парашютной системы обнаружить не удалось.

К третьему самолету пришлось идти почти 10 км вдоль железнодорожной насыпи… По воспоминаниям жителя села Ясное Александра Гришко, он видел этот самолет в 10 – 12-летнем возрасте, и бомбардировщик был «почти» целый. Уже отчаявшись что-то найти, обойдя достаточно большую площадь, поисковики наткнулись на несколько фрагментов, а затем и воронку на месте падения самолета. Рядом с ней лежал почти полностью разобранный двигатель АШ-82ФН, на блоке был виден заводской номер 8292831.

Сделали запрос в архивы министерства обороны. Ответ пролил свет на катастрофу: номер правого двигателя, указанный в документе, совпал с номером двигателя, обнаруженного на месте падения в районе реки Кирпичной. 

Согласно архивным материалам, 8 апреля 1946 года в 454-м бомбардировочном авиационном полку 334-й бомбардировочной авиационной дивизии произошла катастрофа. Разбился самолет Ту-2С, заводской № 2/30. Экипаж погиб.

Летчик лейтенант Лобода выполнял упражнение в составе звена, будучи левым ведомым. При возвращении с задания после 1 часа 20 минут полета, по заявлению свидетелей, возник пожар на левой винтомоторной группе. Самолет перешел в пикирование, врезался в землю в 10 км северо-западнее аэродрома Зональное.

Члены экипажа катапультировались на парашютах. Но летчик запутался в куполе, штурман не выдернул кольца. Парашюты воздушного стрелка-радиста и воздушного стрелка из-за малой высоты не раскрылись.

Самолет Ту-2С выпущен 7 апреля 1945 г. заводом № 23. С начала эксплуатации налетал 86 часов 25 минут, ремонтов не имел.

Летчик лейтенант Лобода Яков Михайлович родился 04.04.1924 г. в с. Боровенька Ворошиловградской области. Штурман лейтенант Шакиров Хаким Алимович родился в 1920 году в г. Ташкенте.

Воздушный стрелок-радист ефрейтор Комиссаров Николай Павлович 1925 г. р. Воздушный стрелок ефрейтор Глазков Алексей Петрович 1924 г. р.

Последние трое – участники Великой Отечественной войны. Наград никто не имел. 

– Попробуем найти родных членов экипажа. Будем искать на кладбище с. Зонального могилу экипажа. Если найдем, приведем в порядок, – рассказал руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.

– В Тымовском районе нам известны места гибели как минимум шести самолетов Ту-2, все они из 454-го БАП.

– В донесении за 1946 год значится еще один погибший воздушный стрелок-радист, похороненный на кладбище с. Зонального.

Информацию о катастрофе при посадке на аэродром Зональное удалось получить из архива и установить, как погиб ефрейтор Абдулин Миргарифан Куддусович, – сообщил активист движения Виталий Каликин.

По архивным данным установлено: 15 марта 1946 года в 454-м БАП 334-й БАД произошла катастрофа самолета Ту-2С №13/29 на аэродроме Зональное.

При выполнении тренировочных полетов по кругу на взлете лопнула покрышка правого колеса. Прекратить взлет не было возможности, так как самолет был уже в отрыве. Набрав высоту 400 – 500 метров, летчик доложил о случившемся по радио. Получил указание – садиться на колеса нормально, возможный правый разворот при посадке парировать левым тормозом и правым мотором. 

Летчик сообщил, что указание понял, и пошел на посадку. Подвод к земле был правильным, на выдерживании пилот создал левый крен, но при посадке крен увеличил, в результате чего самолет развернуло на 45 градусов влево. Самолет опустился на три точки, колесами зарылся в снег и скапотировал. Машина была разбита, ремонту не подлежала.

Летчик и штурман остались невредимы. Стрелок-радист получил травму головы, через три часа умер в госпитале.

Летчик младший лейтенант Овинцев Николай Иванович родился 27.07.1920 г. в с. Городец Ленинградской области. Уволен в запас в 1968 году в звании инженера-подполковника. Штурман лейтенант Нечухранный Иван Григорьевич родился 01.05.1920 года в с. Гробовщина Полтавской области. Уволен в запас в 1960 году в звании майора.

Оба участники Великой Отечественной войны и войны с Японией. Награждены орденами и медалями.

Воздушный стрелок-радист ефрейтор Абдулин Миргарифан Куддусович родился в 1926 году в Башкирской АССР. Других сведений не имеется.

Как сообщила пресс-служба отделения «Поискового движения России» в Сахалинской области, итогом архивной, полевой поисковой работы в 2019 году станет издание третьего выпуска Книги памяти «Вечный полет».

Виктор МАЛЫШЕВ.