В Южно-Сахалинске открылась выставка рисунков западноевропейских мастеров XVI – XIX веков

9
Генрих Штоль (1826 – 1889). Австрийская школа. «Дети с санками».

Экспозиция, названная «Дар бесценный…», открыта в областном художественном музее. Представлены произведения из собрания Дальневосточного художественного музея, переданные Государственным Эрмитажем.

Начало собранию рисунков в Эрмитаже положила Екатерина II. В 1768 году она приобрела коллекцию австрийского дипломата Карла Кобенцля. В нее входило 4000 рисунков. Собрание назвали Кабинет рисунков Эрмитажа (в настоящее время – Отделение рисунков).

Кабинет постоянно пополнялся. Прежде чем попасть в Эрмитаж, каждая работа прошла многовековой путь, часть листов находилась в собраниях мирового значения.

Наиболее значительные коллекции поступили из Императорской академии художеств и от ее президента Ивана Бецкого, Центрального училища технического рисования барона Александра Штиглица, а также из прославленных собраний Строгановых и Юсуповых, частных коллекций Егора Маковского и Павла Дивова.

В 1931 году Эрмитаж передал Дальневосточному художественному музею 118 рисунков. 66 из них посетители могут увидеть на выставке в Южно-Сахалинске. Это работы, выполненные сепией, тушью, карандашом, сангиной, а также акварели.

Рисунок – особый вид искусства. В нем главное – конфликт, борьба линии с чистым пространством листа. Лучшие образцы рисунков приближаются к живописи.

У рисунков разное назначение. Зарисовки с натуры. Подготовительные рисунки к будущим картинам. Учебные натурные наброски. Копии произведений знаменитых европейских мастеров от Рафаэля до Грёза. Акварели Генриха Штоля и Верхафельта имеют самостоятельное значение.

Жанры самые различные – мифология, быт, аллегория, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Выставка знакомит с творчеством как знаменитых, так и малоизвестных мастеров рисунка итальянской, нидерландской, фламандской, голландской, немецкой и французской национальных школ, с различными художественными направлениями.
Экспозиция будет работать по 13 октября.

Людмила БЕРКОВИЧ.

P. S.
Для посетителей музей разместил информацию о техниках рисования – сангине, сепии, о древнейшем инструменте рисовальщика – свинцовом карандаше. Поясняется, чем отличалась бумага тех веков от нынешней.