Я – за доброту

3

Езжу в автобусах часто, впечатлений скопилась уйма. Особенно много их связано с оплатой проезда.

Положено ли кондуктору быть доброй и сострадательной? С точки зрения руководства транспортного пассажирского предприятия, думаю, непозволительно. А между тем возникает много ситуаций, когда милосердие должно бы пересилить долг.

Дети иногда забывают дома проездные. У некоторых нет карманных денег. Выставляя ребенка из автобуса, кондуктор подвергает его опасности. Мало ли что может случиться с ним в то время, когда он будет вынужден идти пешком? Пусть даже это ученик пятого-шестого класса.

Сколько раз я видела, как сердобольные пассажиры – чаще всего пожилые женщины, которые сами ездят по проездным, – платили за тех детей, которых кондукторы хотели выставить из автобуса за то, что у них не было ни проездных, ни денег. Получается, граждане, живущие на пенсию, богаче большой организации, а уж о душевности и говорить нечего.

Какие они разные, эти кондукторы! Подашь некоторым проездной, так они потребуют еще – причем очень жестко – и документ. И ни за что не позволят проехать без него по проездному. Понимаю, по правилам проезда положено предъявлять кроме билета и соответствующие справки или удостоверения, но то, как их требуют некоторые кондукторы, оскорбляет.

Бывают ведь и другие.

– Есть у вас подтверждающий документ? Хорошо. Не доставайте его, не надо, – говорит кондуктор из числа «других».

Большинство же с документами и не пристает.

Как-то я забыла дома проездной, езжу на работу и обратно практически на одних и тех же автобусах, кондукторы уже помнят постоянных пассажиров в лицо. Протягиваю деньги, кондуктор удивляется: «У вас же проездной?!». «Сегодня забыла». «Ну и езжайте так».

Конечно, сегодня деньги «пробиваются» и все учитывается. И «езжайте так» – это минус 20 рублей автопредприятию. Понимаю, что подобный «подарок» не в правилах – для меня сделали исключение.
Но я плачу. И благодарно улыбаюсь кондуктору.

Узнай о ее «доброте» начальство – женщине не поздоровится. Но по мне лучше такие, чем те, которые не умеют улыбаться, в каждом пассажире видят «зайца» и пользуются любым случаем, чтобы кому-то устроить прилюдный разнос.

Анна СЕМЕНЮТЕНКО, г. Южно-Сахалинск.