ЕГЭ: глубокие знания или «сор для головы»?

27

Кажется, мудрые китайцы говорили (за точность не ручаюсь): «Не дай бог жить в эпоху перемен!». Согласен с этой восточной мудростью, но в несколько иной – «западной» интерпретации: «Не дай бог быть дедом внучки, которая заканчивает среднюю школу в эпоху ЕГЭ!».

Помнится, против этой «Бабы Яги» выступали и широкая общественность, и родители учащихся, и само учительство.

Аргументы лежат на поверхности. Школьников приучают к зубрежке и отучают от умения (и потребности!) мыслить, рассуждать, искать (и находить!) разные варианты решения любой не только учебной, но и жизненной задачи, анализировать факты в их связи с другими и делать выводы (а просто факты, считал В. Г. Белинский, – сор для головы).

Увы, эта аргументация на сочиняющих законы депутатов и принимающих решения чиновников не подействовала («Жираф большо-о-ой, ему видней»). А протестующих Верховный суд РФ быстро поставил на место, признав такой порядок итоговой аттестации – ЕГЭ – правомочным.

Так ведь никто и не сомневался именно в этом! Мало ли у нас законов, родившихся, мягко выражаясь, не от большого ума, и все они правомочные. (Один только закон о повышении пенсионного возраста чего стоит!).

При всем при том, игнорируя мнения любых оппонентов, реформаторы и «оптимизаторы» образования постоянно подчеркивают демократический, государственно-общественный характер управления этой отраслью знаний.

Как бы то ни было, но с февраля 2007 года единый госэкзамен в знакомом для нас сегодня виде приобрел законодательный статус, а с начала 2009 года стал обязательным в России повсеместно. Юбилей, однако! Так что можно подвести кое-какие итоги за отчетный, как говорится, период.

Например: в минувшем десятилетии качество знаний учащихся наших школ, измеряемое баллами ЕГЭ, улучшилось на столько-то процентов (или в разы?). Каждый второй (или пятый?) выпускник на базе ЕГЭ успешно поступил в высшие учебные заведения страны.

Количество бюджетных мест для поступления в вузы постоянно увеличивается и к концу отчетной десятилетки достигло … процентов (число сами поставьте).

Регулярно просматриваю с десяток областных и центральных газет, облазил весь интернет (хотя это и самое безответственное СМИ), однако никакой обобщающей информации о «подвигах» ЕГЭ на ниве просвещения не обнаружил – ни по Сахалину, ни по России. Похоже, никто перед нами (общественностью) отчитываться и не собирается.

Правда, ректор Московского госуниверситета В. А. Садовничий – один из крупнейших наших специалистов в области образования (не только высшего) – бьет в колокола: уровень знаний некоторых выпускников школ, поступивших в МГУ, впоследствии оказывается непозволительно низким даже при высоких баллах ЕГЭ!

Академик предлагает дать вузам право на введение собственного дополнительного экзамена для абитуриентов, чтобы лучше узнать будущих студентов, реальнее оценить их знания, избежать ошибок.

Недавно покинувший наш безумный мир Нобелевский лауреат Ж. И. Алферов с болью в сердце говорил о том же применительно не только к образованию, но и к науке. Он оставил потомкам книгу, которую озаглавил… «Власть без мозгов» (могу дать почитать, но с возвратом).

А моя внучка Ленка, кроме школьных занятий, сейчас ходит к репетитору (не бесплатно!), который «натаскивает» одиннадцатиклассников, как собачат, к ЕГЭ по истории России.

Имена князей и княгинь, годы их правления, даты побед и поражений, самые известные факты их биографий, но почти никаких причинно-следственных связей в преподносимом материале нет, а значит, нет и самой истории. Тестовые знания!

Спрашиваю у нее:

– Ты все правильно рассказала о Куликовской битве: и когда, и где, и кто победил. Но почему именно князь Дмитрий?

– Почему победил?

– Почему именно московский князь Дмитрий первым поднял оружие против Золотой Орды, а не его дед или отец, не его дяди или, к примеру, тоже князь Дмитрий, но суздальский?

– Такого вопроса на ЕГЭ не будет!

– А самой тебе разве не хочется знать? Ведь история – интереснейший предмет! К тому же без истории мы как без рода и племени.
– Зачем я буду тратить на это время?..

Ну, Елена Премудрая!.. Все же даю ей третий том «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева, прошу разобраться и рассказать мне своими словами.

Через полчаса приходит и пересказывает историка (память у внучки лучше, чем у деда):

– Дмитрий вырос в неповиновении хану… До тридцати лет не выпускал из рук оружия, выдержал опасную борьбу с Литвою, Тверью, Рязанью и вышел из нее победителем…

Московское княжество постоянно усиливалось, его князья еще со времен Ивана Калиты привыкли располагать полками князей подручных… Видя все это, русский народ начал отвыкать от страха перед татарами…

– Вот! Разве не это главное для оценки того исторического периода? А ты – зачем тратить время…

– Главное для меня – сдать ЕГЭ!

Называется, поговорили…

Вредительский характер этого государственного (преимущественно тестового) экзамена проявляется также и в том, что он предметы школьной программы делит на обязательные и не очень, нужные и бесполезные.

(В. А. Садовничий: «Школьники, завершая 9, 10 классы, в основном ориентируются дальше учить только те предметы, которые войдут в ЕГЭ для поступления в вуз. При этом о фундаментальном образовании говорить не приходится»). Подтверждаю на примере внучки.

Недавно после телефонного общения с классным руководителем Лены говорю ей:

– У тебя по биологии вырисовывается итоговый трояк!

– И что?.. Мне биология и для экзамена не нужна, и в жизни вряд ли пригодится.

– А ты знаешь, почему тройка – самая плохая оценка, даже хуже, чем двойка?

– Как это?..

– Двойки в аттестате не будет, ты ее или исправишь (обязана!), или вообще школьный аттестат не получишь. При желании и старании исправить можно на четверку или даже пятерку. А тройка… С ней очень легко смириться, ведь это – все же положительная оценка, избавляющая от каких-то дополнительных трудов.

В вузах, как известно, ее заменяет слово «удовлетворительно», и потому в мое время студенты-троечники шутили так (может, и сейчас продолжают): «Сдал экзамен с чувством глубокого удовлетворения!».

Ты этим перед своими внуками будешь гордиться?

– Ну, дедушка, тебя и занесло! Мне бы побольше баллов на ЕГЭ заработать, а ты уже моих внуков нянчишь… Да, я горжусь твоей школьной медалью и красным университетским дипломом, даже в классе похвасталась, но я тебя и без них, просто так люблю!

Спасибочки, Елена Премудрая, и на этом!..

Мало помогает ЕГЭ и профессиональной ориентации своих «жертв».

Если внучка, к примеру, выбрала бы для итоговой аттестации русский язык и литературу, где учебные успехи у нее гораздо лучше, чем в точных науках, то поступать, допустим, в СахГУ она бы могла на факультет журналистики или филологический.

К журналистике Лена, не без моей помощи, быстро охладела, хотя поначалу пример деда-журналиста ее вдохновлял именно в таком направлении.

Опасается внучка поступать и на филологический факультет.
– А вдруг я потом работу по специальности не найду!.. Училкой в школу идти на зарплату двадцать тысяч?..

– Ну и словечко!.. А еще Премудрая!.. Между прочим, напомню тебе, моя мать и твоя, стало быть, прабабушка, имя которой ты носишь, всю свою жизнь проработала в сельской школе, преподавала словесность (так в те времена чаще называли русский язык и литературу). И была она не училкой, а Учителем!

Хорошо помню старый советский фильм «Сельская учительница», сюжетно он почти весь, исключая несущественные детали, о твоей прабабушке. Жаль, ты его вряд ли увидишь, такие фильмы нынче и не снимают, и не показывают – публике нужны другие герои для подражания.

А мой совет такой: прежде чем думать о зарплате, примерь на себя эту профессию – не велика ли? Ведь учитель – это не просто работа в школе, это образ жизни. Сможешь ли?..

Кстати, ты ведь у нас крещеная?

– Вы же сами с бабушкой отвели меня в церковь на Больничной! Я еще тогда в детский садик ходила.

– Как атеист я твоим крестным отцом быть не могу, а вот бабушка для тебя, выходит, крестная мать. А кто был «крестным отцом» Древней Руси?

– Это все знают! Крещение Руси началось в 988 году при князе Владимире, не случайно он остался в истории Владимиром Святым, а в былинах еще и Красным солнышком.

– Молодец! Но все ли знают, что Владимир Святославич был еще и «отцом» школьного образования (хотя слова «школа» в древнерусской письменности не было, оно появилось только в ХIV веке)? Именно при нем стали отдавать детей в «книжное обучение»…

Особый статус учредил для учителей Ярослав Мудрый в Великом Новгороде, где он основал первую большую школу для трех сотен детей священников и старост…

Когда сын Ярослава Мудрого Всеволод стал князем в Киеве, то повелел учителей-грамматиков чтить и по смерти погребать в соборе… А Петр Великий cтавил свой императорский статус ниже учительского.

Вот как наши предки почитали Учителя! А ты – «училка»…

Еще один возможный вариант высшего образования – юриспруденция (гражданское право, уголовное право). Для поступления на юрфак СахГУ надо предъявить результаты ЕГЭ по истории, русскому языку и обществознанию.

У внучки решение в этом направлении пока не созрело, а меня память вернула в 90-е годы прошлого века – эпоху рыночной эйфории.

Помните? Бросай работать – начинай зарабатывать! Государство – долой из сферы производства! Рынок все сам отрегулирует, расставит по своим местам.

Но ему должны помочь юристы (создав нормативную базу для экономического подъема) и экономисты (наполнив паруса устремленной в поднебесье экономики ветром свежих идей и дерзких замыслов).

Тогда наштамповали столько спецов этих профессий, что некоторых конкуренция на рынке труда в поисках средств для пропитания вытеснила на совсем другой – китайский рынок (барахолку) – торговать женскими колготками (встретил там однажды за этим занятием одного амбициозного знакомого, но уже с потухшим взглядом).

Чем все это закончилось, миллионы «неруководящих» россиян до сих пор испытывают на собственной, пардон, шкуре (не успеешь привыкнуть к хорошему, как жизнь становится еще лучше!).

Если я и посоветую моей внучке взяться за юриспруденцию, то с единственной целью. А именно: разобраться, наконец, во всех наших жизненных катастрофах – экономических, приватизационных, образовательных и прочих – с точки зрения права.

Удачи тебе, Елена Прекрасная! Невзирая ни на ЕГЭ, ни на какие иные «эпохи»…

Георгий ЮРГИН.