С новой колеей – на новый уровень сервиса

65
Рельсобус на станции Южно-Сахалинск.

Такую задачу ставит перед железнодорожниками региональное министерство транспорта и дорожного хозяйства

2019 год вошел в историю Сахалинской области под знаком завершения основного этапа работ по переустройству островной железнодорожной колеи на общероссийский стандарт 1520 мм.

На широкую колею по новым общесетевым технологическим стандартам перешито 806,7 км пути (96 проц.). Прежняя колея сохраняется пока только на участке Холмск – Шахты.

С начала реализации масштабного социально-экономического проекта (точкой отсчета стал 2003 год) специалисты островной магистрали перестраивали тоннели, укладывали водопропускные трубы, сооружали новые мосты.

Таких было 64! На станциях претерпели реконструкцию системы сигнализации, централизации, блокировки, связи.

А 1 сентября 2019-го, как и было обещано населению, по широкой колее пошли поезда от Корсакова до Ноглик и от Холмска до Взморья.

Грандиозная работа
По оценке начальника ДВЖД Николая Маклыгина, в непростых условиях люди совершили подвиг. В отдельные сутки на объектах трудилось до 1300 человек.

Значительные объемы работ выполнены с участием 534 единиц специализированной техники и более чем полутора тысяч специалистов из дирекций Октябрьской, Московской, Юго-Восточной, Западно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог.

Обновление и развитие Сахалинской островной магистрали стало возможным благодаря слаженной партнерской работе минтранса, ОАО «РЖД» и Сахалинского морского пароходства.

– Если бы они не помогали, не шли на контакт, не нашли рычаги взаимодействия, то сегодня мы бы не имели столь замечательный результат, – считает заместитель министра регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства Максим Жоголев.

Активными участниками масштабного проекта по перешивке колеи на общероссийский стандарт были работники паромного комплекса.

Дизель-электроходы типа «Сахалин» в первоочередном порядке доставляли из Ванино в Холмск материалы для перешивки колеи, оборудование и технику. Так что моряки в полной мере разделяют с железнодорожниками радость трудовой победы.

С переходом на стандарты общероссийской колеи необходимость переставлять материковские составы на островные колесные пары сохранилась лишь на участке Холмск – Шахты.

На остальных маршрутах поезда теперь «не переобуваются», что экономит время и положительно сказывается на увеличении перерабатывающей и провозной способности.

Пилотные, скоростные…
Плюсы модернизации железнодорожной инфраструктуры в первую очередь оценили пассажиры, в том числе маломобильные группы населения.

Комфорта на пригородных направлениях прибавилось благодаря приобретению трех рельсовых автобусов серии РА-3 в двухвагонном исполнении.

В них установлены кресла, автоматизированная система кондиционирования, обеззараживающая воздух, пожарная и охранная сигнализации. 

При производстве РА-3 машиностроители использовали современные пожаробезопасные экологически чистые материалы.

Для посадки и высадки маломобильных пассажиров предусмотрели подъемники, места для кресел-колясок, специальное оборудование в санузле.

Эти пилотные для Дальнего Востока рельсовые автобусы (первыми появились на Сахалине) сошли с производственного конвейера столичных предприятий АО «Трансмашхолдинг» и ОАСО «Метровагонмаш».

Новые машины стали курсировать по трем основным направлениям пригородного сообщения: Южно-Сахалинск – Томари, Томари – Холмск, Корсаков – Южно-Сахалинск.

Выполняются также поездки в Дальнее, а летом – в дачные районы на участках Холмск – Николайчук и Поронайск – Победино.
– Рельсовые автобусы приобретались в лизинг АО «Пассажирская компания «Сахалин», – отметил Максим Жоголев.

– Чтобы стоимость билетов была приемлемой для пассажиров, из областного бюджета выделяется субсидия.

Двухвагонные рельсовые автобусы способны перевозить 231 пассажира.

Это самая современная модификация РА-3, новейшая разработка крупнейшего в России производителя техники «Трансмашхолдинг».

Машины могут развивать максимальную скорость до 120 км в час. На островной колее 1520 мм предстоит проработать оптимальную величину скорости их движения.

Самоходный снегоуборочный поезд.

Зима дороги нашей
– Пока рельсовые автобусы работали без особых замечаний, – говорит заместитель министра. – Посмотрим, как они проявят себя в зиму.

Сейчас минтранс вместе со специалистами АО «Пассажирская компания «Сахалин» анализирует работу нового подвижного состава и думает, как повысить эффективность его эксплуатации в сложных зимних метеоусловиях.

Кстати, для уборки станционных путей приобретен современный четырехвагонный снегоуборочный поезд. Он с высокой производительностью очищает пути от снежных заносов, скалывает с рельсов лед и берет на борт 125 кубометров снега.

За состоянием вагонов и движением ленты-погрузчика прямо из кабины управления следит система видеонаблюдения комплекса. К тому же снегопоезд способен работать в автономном режиме.

Для бригады машинистов созданы комфортные условия. К примеру, новая система отопления в кабине автоматически поддерживает заданную температуру.

На плече, коротком и длинном
Летом железнодорожники планируют на всех пригородных маршрутах (на коротком плече) использовать рельсовые автобусы. Что касается комфортности поездок, то, как выяснилось, она устраивает большинство пассажиров.

Кроме тех, кто отправляется в Томари или из Томари в Южно-Сахалинск. Люди устают 3 – 4 часа сидеть в жестковатых креслах. С учетом их пожеланий сейчас на этом направлении используются вагоны на локомотивной тяге.

А столичных машиностроителей руководство регионального минтранса попросило учесть замечания. Так что в 2020 году на остров придут три новых рельсовых автобуса в двух- и трехвагонном исполнении, но уже с мягкими креслами.

Тогда, исходя из возможностей и целесообразности, этот подвижной состав можно будет использовать на больших расстояниях, к примеру, на невельском направлении и линии Южно-Сахалинск – Поронайск.

В будущем году обновится и подвижной состав фирменного поезда дальнего следования сообщением Южно-Сахалинск – Ноглики.

Пассажирская компания «Сахалин» (дочерняя компания ОАО «РЖД») планирует закупить 18 вагонов модификации-2019.

Они отвечают всем современным требованиям. Два вагона будут предназначены для комфортной перевозки маломобильных граждан.

В новом году на российский общесетевой стандарт начнут перешивать колею на участке Холмск – Шахты.

По завершении этих работ инфраструктура Сахалина стопроцентно будет готова к новому историческому событию – к транспортному переходу на материк.

С острова на континент
– Для жителей области очень важна транспортная доступность, – считает Максим Жоголев. – Нам нужна всепогодная, всесуточная переправа, надежно связывающая остров с материком.

Она позволит в любых климатических условиях стабильно выполнять грузопассажирские перевозки, укрепит транспортные связи региона с континентальной частью страны, устранит проблему оторванности островной экономики от общероссийской.

Сегодня мы можем говорить о переходе только благодаря тому, что у нас создана инфраструктура, необходимая для дальнейшего развития. Регион стал привлекательнее инвестиционно.

Страна увидела, что и на Сахалине с его ограниченной транспортной доступностью можно реализовать глобальный проект, не имеющий аналогов в России. Сплотившись, мы многое можем!

В ближайшее время ОАО «РЖД» готовится представить правительству России доклад о целесообразности строительства перехода с Сахалина на материк.

Необходимые расчеты по заказу РЖД выполнил Дальневосточный проектно-изыскательский институт транспортного строительства.

Он просчитал два варианта: прокладку тоннеля и сооружение мостового перехода на материк. И оба документа будут представлены на рассмотрение.

А пока судьба транспортного перехода будет решаться на высоком уровне, островитянам предстоит большая работа в рамках масштабного социально-экономического проекта.

Как по улучшению экономических показателей, так и по повышению уровня комфортности пассажирских перевозок.

Подготовила Людмила Степанец.