Создалась, потому что была нужна

27
Фото: https://www.grant-album.moydom065.com/

Шестой год работает в области ассоциация собственников жилья «Мой дом»

Проблемы ушли – проблемы остались
Своим рождением ассоциация собственников жилья «Мой дом» обязана пробудившемуся в 2014 году интересу власти к проблемам ЖКХ.

Им посвящались встречи мэра областного центра с активными собственниками, их выносили на обсуждение общественных советов, на них ориентировались при разработке концепции развития Южно-Сахалинска на ближайшие годы.

Наталья Квашина, председатель совета одного из южно-сахалинских многоквартирных жилых домов, тогда с головой окунулась в бурное обсуждение ситуации в коммуналке, в поиск путей решения конфликтов, возникающих между собственниками и управляющими компаниями.

У нее тогда был свой негативный опыт общения с УК и попыток направить работу управляющей компании в русло законов. Поэтому ей сам бог велел войти в новую общественную организацию энтузиастов.

Тогда, в 2014 году, собственники восприняли создание ассоциации «Мой дом» как своего спасителя в трудных жилищно-коммунальных ситуациях.

А таких ситуаций было, действительно, много. Управляющие компании в то время спешно меняли форму управления жилыми домами, чтобы не становиться исполнителями услуг и не нести больших расходов по потерям ресурсов внутри домов и по неплательщикам.

Причем при смене способа на непосредственное управление управляющие компании проводили незаконные собрания, составляли фиктивные протоколы…

С сахалинцев в то время начали брать плату на общедомовые нужды, за капитальный ремонт, и не всегда это делалось справедливо и по закону.

Ассоциация была нужна. Один за другим прошли три ее форума с участием большого количества активных собственников. Жители прямо на них получали ответы на свои вопросы, чьи-то проблемы брались «на карандаш» и обещалось содействие.

Позже внимание городской власти к ассоциации заметно ослабело, однако люди, в ней состоящие, работу продолжали.

Может быть, со временем их деятельность стала внешне не такой заметной, как раньше, но по-прежнему была направлена на помощь собственникам жилья.

Сегодня, через пять лет после создания, в этой общественной организации состоят 21 действительный и около 260 ассоциированных членов.

Вторые не проявляют большой активности, но желают находиться в курсе дел, и их приглашают на все мероприятия ассоциации. В правлении «Моего дома» три человека. Это Анатолий Левенков, Раиса Юркова и Алексей Пигун.

Наталья Квашина – исполнительный директор ассоциации.
– Конечно, ряд проблем в ЖКХ, из-за которых когда-то ломались копья, на сегодня решен, – говорит она.

– Введены льготы по уплате взносов на капитальный ремонт домов, сам ремонт стал делаться качественно.

Субсидируются ремонты подъездов, большими темпами благоустраиваются дворы, придомовые территории, ставятся красивые и функциональные детские и спортивные площадки.
Грамотнее стали собственники жилья.

Они научились писать обращения, гранты, работать с законодательными документами. А если что-то не могут решить сами, то обращаются к нам в ассоциацию.

Ассоциация работает в тесной связи с министерством ЖКХ, государственной жилищной инспекцией, прокуратурой Сахалинской области.

Члены ассоциации состоят во множестве советов и комиссий, принимают участие в совместных с органами власти проверках, чтобы иметь возможность защищать интересы собственников и продвигать необходимые жителям проекты.

Наука побеждать
А интересы собственников жилья и сегодня во многом остаются незащищенными.

Наталья Квашина рассказала, что практика подделок протоколов собраний собственников, инициированная управляющими организациями, до сих пор жива.

И до сих пор в судах рассматриваются иски по таким протоколам.

Часть их готовят сотрудники ассоциации.

Правда, в судебных процессах они не участвуют – здесь требуются услуги юриста, платить которому «Мой дом» не может.

Но на сегодняшний день у собственников появилась возможность поставить заслон нечестному голосованию.

Квашина подробно объяснила, как это сделать. Существует государственная информационная система ЖКХ, в которую все организации, входящие в эту сферу, обязаны вносить многочисленные данные.

В этой системе есть все: законодательная база, информация о собственности, о проведенных собраниях, отчеты УК, характеристики всех домов и многое другое.

У собственников теперь есть возможность проводить общие собрания в ней.

Делается это так. Собственники дома выбирают администратора общего собрания, обязанность которого занести в систему ГИС ЖКХ все необходимые для проведения собрания документы.

За две недели до собрания администратор размещает в системе повестку собрания, для подстраховки повестки клеятся и в подъездах дома – собственники же не все зарегистрированы в системе.

Кто в системе, тот в ней и голосует. Остальные приносят администратору свои бланки, и тот заводит их в систему.

В течение часа после окончания голосования система формирует протокол собрания и подсчитывает голоса.

И этот протокол подделать невозможно!

На сегодняшний день всего одна управляющая компания проводит общие собрания собственников в системе ГИС ЖКХ, и находится она в Горнозаводске.

Эта система хороша и для обращений собственников с жалобами на предоставление некачественных услуг ресурсоснабжающими и управляющими организациями или их отсутствие.

Человек пишет обращение, система берет его под свой контроль. Если человек не получил в отведенные сроки ответ на него, система сама сформирует жалобу в вышестоящую инстанцию, она знает, куда ее посылать. Заявителю приходит сообщение о формировании жалобы с возможностью ее корректировки.

Ему самому даже доказывать никому не придется, что на его обращение не реагируют.

К сожалению, управляющие компании не стараются работать так, чтобы уменьшить количество жалоб.

Это коммерческие организации, на первом месте у них прибыль, а не хорошие отношения с жильцами, происходящие от добросовестного исполнения обязанностей.

Ассоциации «Мой дом» в прошлом году пришлось обращаться в прокуратуру, защищая интересы собственников одного из домов, в котором УК подняла тариф на текущее содержание без решения общего собрания собственников. Был возвращен старый тариф, людям сделали перерасчет.

Население неохотно идет на повышение тарифов УК, и это, надо признать, сильно затрудняет работу управляющих компаний.

Больше тариф – больше возможностей для повышения комфорта в жилом доме. А в иных домах люди упрутся, и все.

Наталья Квашина считает, что там, где УК показывает свою работу, собственники не сопротивляются росту тарифа. Когда видно, за что платишь, денег не жалко.

А уж если управляющая компания знает только свой карман…

Исполнительный директор ассоциации рассказала о том, как поднимали тариф на обслуживание дома, где она живет.

Если УК выходит на дом с предложением о подъеме тарифа, она за месяц до начала собрания должна любым способом оповестить об этом собственников и представить обоснование нового тарифа.

Когда УК надумала провести собрание на эту тему в доме Квашиной и известила собственников, Наталья написала руководству, что требуется еще и обоснование.

УК вывесила в подъездах локальный сметный расчет на ремонт подъездов и установку ламп с датчиками движения.

Было это в мае нынешнего года, по графику ремонта подъездов, представленному УК департаменту городского хозяйства, ремонт в доме должен был пройти уже в этом году.

Собственники сделали свои расчеты по представленным локальным сметам, и у них вышло, что достаточно повысить плату за квадратный метр на 3 рубля.

При голосовании прошел тариф собственников. Управляющая компания начала текущий ремонт подъездов только к концу года, даже не заменив при этом почтовые ящики с 40-летним стажем.

Как считают собственники, из-за того, что они не захотели пойти навстречу УК.

И эта ситуация не исключительная.

Грамоту народу!
Помочь собственникам в отстаивании своих интересов перед УК могли бы советы многоквартирных домов. Но они есть далеко не во всех домах, а там, где есть, не всегда обладают необходимыми знаниями.

Ассоциация «Мой дом» сама разрабатывает методические пособия по советам МКД, по проведению общих собраний, расписывает последовательно, что и как делать правильно, на какие законы опираться.

Законы в системе ЖКХ часто меняются, и работники ассоциации стараются вовремя осветить эти изменения.

Однако, по словам Натальи Квашиной, несмотря на большую работу ассоциации, новые советы практически не рождаются

В Долинске, например, совсем нет советов. Когда Квашина получила эту информацию, очень удивилась.

Говорит, грешила на то, что там зажимают инициативу собственников.

Но поехала, повстречалась с жителями, и оказалось, сами собственники не желают брать на себя такую нагрузку.

Работа в совете дома – это дополнительные обязанности, большая ответственность, и она не оплачивается. А энтузиастов, к сожалению, не так много.

Хорошо бы, конечно, труд председателей советов домов оплачивать, но не за счет собственников. А за чей?

Квашина рассказала, что в других регионах существует еще и такая практика, как доверительное управление домами.

Создается юридическое лицо, которое работает между УК и собственниками – вместо председателя и за плату.

Так почему бы не изыскать возможность субсидирования работы председателей советов МКД из муниципальных или регионального бюджетов?

А с другой стороны, почему за УК нужен контроль собственников?

Почему они не работают добросовестно и качественно сами по себе?

Третий год ассоциация выигрывает гранты на обучение собственников, на подготовку методических пособий.

В планах ассоциации создание школы собственника, куда могли бы приходить жители со своими вопросами, где у них была бы возможность получить новые знания, сесть и разобраться в законодательстве, подготовить обращение или пакет документов для проведения общего собрания, поработать с информацией, которой в ассоциации очень много.

Сегодня ассоциация активно работает с ТОСами. Это и решение проблем внутри ТОСов, и помощь им в подготовке документов, и отношение ТОСов с управляющими компаниями.

Очень часто представители «Моего дома» выступают в качестве независимых экспертов, присутствуют на различных собраниях.

И каждый день несут населению грамоту.

Хотелось бы поделиться с читателями советом Натальи Квашиной, как правильно писать куда-то жалобу или обращение.

Три года назад она вела школу грамотного потребителя в четырех районах области, и у нее много полезной для сахалинцев информации.

Прежде чем написать письмо, говорит Наталья, надо открыть законодательную базу и обязательно сослаться в письме на соответствующий закон.

Если этой ссылки не будет, то в официальном ответе человек получит только разъяснение законов, никакой конкретики.

А еще люди очень часто выражают в обращениях свои эмоции, считают, что так до тех, кому они пишут, лучше дойдет вся сложность и плачевность ситуации.

«Эмоциональные письма вообще нельзя писать, – советует Наталья. – Если вы не приводите факты нарушения законодательства, получите отсылку к закону.

Причем вам распишут все на нескольких листах. Это будет обычная отписка».

Наталья КОТЛЯРЕВСКАЯ.

Для справки
Наталья Квашина второй срок работает в общественной палате Сахалинской области, возглавляет комиссию по экономическому развитию, местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике.

Плотно сотрудничает с фондом капитального ремонта – она заместитель председателя его общественного совета.

Состоит Квашина и в общественном совете министерства ЖКХ, а также в комиссии министерства по отбору подрядных организаций, участвующих в капитальном ремонте домов.