Можно ли такой результат ОГЭ по русскому языку считать достижением образовательного госстандарта?

45

У девятиклассников некоторых школ области в феврале прошло, а у остальных в марте и мае пройдет итоговое собеседование по русскому языку.

Оно – обязательное условие допуска выпускника общей школы к государственной итоговой аттестации (ГИА). В этом году она особенная – впервые будут экзаменоваться дети, которых обучали по новым федеральным государственным образовательным стандартам.

Каков будет результат этой общероссийской педагогической новации? Скажу сразу, в этом вопросе я не на стороне оптимистов, да простят мне учителя.

Виной тому стойкое убеждение, что и новаторы от образования (разработчики проекта) сами побаиваются, что девятиклассники продемонстрируют не возросшее качество знаний, а тотальную безграмотность.

Иначе зачем было в этом году в ОГЭ по русскому языку уменьшать число заданий с пятнадцати до девяти, а первичный балл за выполнение работы снижать с 39 до 33-х?

Установлена даже федеральная «норма»: минимальное количество слов в изложении и сочинении – 70.

Надо полагать, амбициозных реформаторов российской школы вполне устроит письменная работа из одного-двух абзацев, которая якобы объективно продемонстрирует степень грамотности учащегося.

А что? Ведь такой результат более чем вдвое превзойдет лексикон небезызвестной Эллочки Щукиной из романа «12 стульев» Ильфа и Петрова. Как помним, та легко и свободно обходилась тридцатью словами.

Впрочем, и 15-минутное итоговое собеседование как допуск к ОГЭ по русскому языку больше походит на собеседование по литературе. Судите сами.

Девятиклассник должен выполнить четыре задания: выразительно прочесть вслух текст научно-публицистического стиля, пересказать его с привлечением дополнительной информации.

От ученика требуется также монологическое высказывание по одной из выбранных тем и участие в диалоге.

Помнится, изначально декларировалось: главной целью введения федеральных государственных стандартов (наряду с повышением качества образования) станет «достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства».

Нас убеждали: это будет переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимального результата.

Дескать, именно этот личностный ориентир и определит «портрет» выпускника соответствующей ступени школьного образования. А на деле?

Не могу отделаться от мысли, что «портреты» девятиклассников по итогам ГИА-2020 получатся несимпатичными. Причем по вине реформаторов, которые вот уже десять лет гармонию отечественного образования поверяют алгеброй госстандартов.

Елизавета Андреева.