Художественная выставка в честь 75-летия Великой Победы

4
Яков Купреянов. «Десантники». 1974 г. Металл, литье.

В областном художественном музее открылась выставка из фондов Дальневосточного художественного музея (г. Хабаровск).
Представлено свыше 70 произведений живописи, декоративно-прикладного искусства, оригинальной и печатной графики, скульптуры, созданных советскими художниками в годы войны и позже – во второй половине ХХ века.
– Многие произведения особенно ценны тем, что выполнены на месте событий, – отметила сотрудник Дальневосточного художественного музея Наталья Генне. – Среди них меткие, поражающие острой наблюдательностью документальные зарисовки, сделанные на передовой и в тылу (С. Рянгина «Воздушная тревога», 1942 г.; В. Бибиков «Фронтовые зарисовки», 1942 г.). Разящие верным словом агитационные плакаты и антифашистские карикатуры (Л. Дешко «Последние новости», 1941 г.; В. Павчинский «Фашизм – лютый враг человечества», 1941 г.). Характерные портреты бойцов (С. Боим «Пулеметчик», 1943 г.).
Захватывает своей динамикой полотно художника А. Лаптева «Кавалерийская атака», 1942 г. Мастерски выполнена гуашью картина Д. Черкеса «Днем и ночью», 1942 г. Подлинной классикой батального жанра можно назвать акварель П. Соколова-Скаля «Рейд генерала Доватора», 1941 г.
В «военную галерею» выстроились «Автопортрет» А. Шишкина, 1942 г.; «Медсестра» В. Овчинникова, 1943 г.; «Портрет Героя Советского Союза гвардии подполковника Власова Николая Николаевича» Г. Бершадского, 1943 г.
Особый смысл содержанию экспозиции придают современные произведения, посвященные памяти погибших. Среди них графический лист В. Сидура «Крик ужаса», 1974 г. Это символическое обозначение трагедии войны, скорбный крик по всем погибшим.
Живописная работа Н. Вечтомова «Старые месяцы» шокирует своей драматической палитрой. Керамическая композиция Л. Солодкова «Сохраним жизнь на земле» (1984 г.) – экспрессивное повествование обо всех, кто безвременно ушел из жизни в 1940-е.
Замечательный графический лист «В редакцию не вернулся» А. Мащенко, документальный по задаче и глубоко символичный по сути, посвящен военным корреспондентам газет.
Каждый холст или графическая работа, будь то моментальная зарисовка, или проработанная в деталях гравюра, или рукотворный агитплакат, все это – рассказ об известных и безымянных героях фронта, тружениках тыла и о тех, кто ждал их дома. Это память, которая нужна нам и будущим поколениям.

Людмила БЕРКОВИЧ.