Полтора месяца назад, когда в одном из южно-сахалинских агентств я приобретала авиабилет в Санкт-Петербург, об атаке коронавируса слышно не было. Кассир, подбирая удобный маршрут с одной посадкой в Новосибирске, предложила невозвратные билеты в оба конца за 27 тыс. рублей от авиакомпании S7 («Cибирь»).
Планы я менять не собиралась, тем более что была договоренность с подругой из Приморья встретиться в аэропорту Пулково с интервалом в несколько часов. И я впервые купила невозвратный билет. На мой вопрос, есть ли исключение из правил, кассир ответила: лишь в случае болезни, подтвержденной справкой от врача и заверенной нотариусом, мне смогут вернуть стоимость билетов за неким вычетом.
А тут на беду коронавирус пошел в наступление по всей планете. И в России на уровне регионов заговорили о введении карантина, особенно для пожилых людей старше 65 лет, а я из этой категории. Россия закрыла границу с Белоруссией, куда я собиралась поехать из Питера, чтобы после очень долгой разлуки проведать брата, перенесшего инсульт.
Следом пришла информация, что губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов призвал потенциальных гостей города воздержаться на некоторое время от посещения северной столицы. Особо подчеркивалось, что в тревожной обстановке опасно выезжать куда бы то ни было. Тем более что медики предполагают: именно пассажиры междугородного и международного транспорта стали причиной распространения вируса.
По согласованию с главным санитарным врачом правительство Санкт-Петербурга приняло особое постановление в контексте местного и федерального законодательства и ввело режим повышенной готовности. С 16 марта в городе на Неве установлен карантин. Это сделано для предупреждения появления случаев новых заражений и препятствия распространению инфекции. Согласно постановлению всем, кто приедет в Питер, придется пройти тестирование и двухнедельную изоляцию.
Кого из потенциальных авиапассажиров может обрадовать такая перспектива, тем более что и по возвращении на Сахалин придется полмесяца провести на карантине?
Пошла в агентство воздушных сообщений, ведь возникли обстоятельства непреодолимой силы, когда сотни пассажиров по не зависящим от них причинам не могут совершить перелеты. А раз так, у них должно быть право на так называемый вынужденный возврат авиабилетов.
Но кассир отказала в этом праве, заявив: самолеты летают, следовательно, перевозчик деньги возвращать не будет.
На сайте авиакомпании есть информация, что отказаться от невозвратных билетов можно только по уважительной причине. Например, при наличии серьезного заболевания, из-за чего врач запретил временные полеты, смерть близкого человека и т. д. Причем решение о том, возвращать деньги клиенту или нет, компания принимает индивидуально(?!).
Согласитесь, наличие серьезного и прогрессирующего заболевания в стране – это реалия сегодняшнего дня. Как, впрочем, и введение карантинных мер и самоизоляция людей старше 65 лет (им рекомендовано в ближайшее время не покидать квартиры без особой необходимости). Так почему же в ситуации, когда возникли обстоятельства непреодолимой силы, авиаперевозчики не входят в положение клиентов с невозвратными билетами?
Конечно, жизнь и здоровье дороже затрат на перелеты. Но все же есть в душе неприятный осадок от того, что пенсионеры, которым в агентстве любезно предоставили экономичную услугу, становятся благотворителями перевозчиков не по своей воле.

Елизавета Андреева, г. Южно-Сахалинск.