Выставка «Люди Амура. История и современность» открылась в литературно-художественном музее книги А. Чехова «Остров Сахалин».

«Люди Амура» – первый совместный проект с Дальневосточным художественным музеем, за 85 лет истории накопившим около четырех тысяч экспонатов декоративно-прикладного искусства народов Приамурья. Для экспозиции на Сахалине было отобрано чуть более ста произведений, в нее вошли как итоги этнографических экспедиций прошлого века, так и плоды современного развития богатейших рукотворных традиций. Демографический спектр Приамурья еще шире нашего: живут там, помимо нивхов, нанайцы, ульчи, эвенки, эвены, орочи, удэгейцы, негидальцы. У каждого коренного народа, само собой, «своя песня» – в завитках орнамента вышивки или деревянной резьбы, в музыкальных наигрышах и обрядах, – но все же в известной степени их можно считать близкими родственниками, в чьем художественном наследии отразилось поклонение животворящим силам природы. Вероятно, орнаменты их национальных рукоделий сподвигли однажды классика киргизской литературы Чингиза Айтматова на высказывание: «Каждый народ, даже самый маленький, – неповторимый узор на ковре человечества».

Презентации материальной культуры каждого народа обладают особой притягательностью. Половина выставочной площади отдана лучшим достижениям в ремеслах – шитье, вышивке, изготовлении меховых и текстильных ковров, вееров, деревянной утвари и мелкой пластики, плетении из лозы тальника и бересты, обработке рыбьей кожи. Широко представлена национальная мода – праздничные, ритуальные, промысловые халаты, в изысканных орнаментах которых рукодельницы Александра Надеина, Любовь Охлопкова, Нина Ходжер зашифровали представления предков об окружающем мире, своем роде и повседневную жизнь охотников и рыбаков во всем многообразии. В спиралях узоров угадываются бегущие волны Амура и облака, птицы и лепестки рыбьей чешуи, личины медведей и тигров. Из цветных птичьих перьев и меха зверей – ондатры, зайца, медведя – складывается пэчворк ковров. Сложнейшая геометрия декоров превращает берестяные шляпы, веера, пояса, унты в произведения высокого искусства.

Экспонаты выставки.

Традиционное мужское ремесло достигло вершин в руках нанайского резчика по дереву и художника Николая У, очень скромного и, к сожалению, рано покинувшего земной мир, но которого по факту считают выдающимся мастером современности. Отталкиваясь от традиций предков, почитавших сэвэнов – духов-хранителей человека, его семьи, рода или местности, Николай У сосредоточенно творил свою легенду по мотивам ритуальной скульптуры. Его «Сэвэн без души», «Крылатый сэвэн», «Всадник на ящерице», ритуальные маски и утонченная фигурка шаманки легки и одухотворенны и, конечно, олицетворяют талантливую этноимпровизацию. Но, разместившись в одной витрине с почерневшими, грубоватыми сэвэнами XIX века, символизируют мощную связь с истоками. Открытая книга наследия коренных народов Приамурья во всем великолепии талантов и умений позволяет увидеть великое в малом.

Другая половина выставки отражает внимание дальневосточного изобразительного искусства к аборигенам. Оно проделало долгий путь – от фактически документирования живописным языком жизни коренных народов в экспедициях 1930-х годов в стойбища к свободным фантазиям на «заданную тему». Картинки из жизни, лики людей Амура в реалистической манере, легендарные петроглифы на скальных глыбах у села Сикачи-Алян, игра с мифами предстают в живописных и графических работах Георгия Гусака, Геннадия Арапова, Юрия Дунского, Александра Лепетухина, Ильи Лиханова, Михаила Сергиенко.

За последние годы литературно-художественному музею книги А. Чехова «Остров Сахалин» при министерской поддержке удалось осуществить десять совместных с крупными федеральными музеями проектов в широкой амплитуде – Чехов, Левитан, театральное искусство. Выставка «Люди Амура» добиралась до острова два года, несмотря на то что до Хабаровска, где расположен Дальневосточный художественный музей, час лету. Но уж очень велико было желание музейщиков показать землякам культурное достояние народов, с древних времен населяющих Приамурье. И хотелось бы расширять и далее связи с соседом, обладающим немалыми богатствами – коллекциями европейской, русской и советской живописи.

И. СИДОРОВА.