28 тысяч тонн плывут к мировому рекорду

На Сахалине готовится новый мировой рекорд. Планируется, что 15 июня у северо-восточного побережья острова пройдет надвиг на уже установленное на дно в расчетной точке железобетонное основание верхнего строения нефтедобывающей платформы ПА-Б (Пильтун-Астохская-Б). 5 июня конструкция покинула верфь «Самсунг Хэви Индастриз» на острове Коджедо (Республика Корея) и преодолела около 3 тыс. километров до нашего острова. 
В прошлом году подобное путешествие совершило верхнее строение платформы Лун-А. И тогда же были зафиксированы мировые рекорды – никогда ранее столь  весомый объект (22 тыс. тонн) не устанавливался в открытом море методом надвига. Вес же ПА-Б – 28 тыс. тонн.
Компания «Сахалин Энерджи», по заказу которой и было построено это без преувеличения чудо инженерной мысли, пригласила представителей областных властей, своих партнеров по проекту и журналистов на борт арендованного по этому случаю теплохода «Марина Цветаева», который и отправился на встречу платформы, вошедшей 11 июня в пролив Лаперуза. Хозяином мероприятия стал менеджер этого проекта Йерун ван Бик, который без устали рассказывал об уникальности своего «детища» и способа его транспортировки на сахалинский шельф.
ПА-Б представляет собой интегрированную нефтегазодобывающую платформу стоимостью 600 млн. долларов, оснащенную всем необходимым оборудованием для добычи нефти и попутного газа на Пильтунской площади Пильтун-Астохского месторождения. Она спроектирована для круглогодичной эксплуатации в условиях сурового климата, волновых, ледовых и сейсмических нагрузок, при этом на ней обеспечены самые комфортные условия для проживания и работы 140 вахтовиков, которым предстоит пробурить до 30 эксплуатационных скважин и обеспечить добычу до 70 тыс. баррелей нефти и 2,6 млн. куб. м газа в сутки.
– Огромный вес верхнего строения и сложнейшие условия северо-восточного Сахалина, – рассказывает Й. ван Бик, – вызвали необходимость применения неординарных инженерных решений. Платформа должна выдержать сильнейшее землетрясение – до 9 баллов, высоту волн до 20 м, морозы до минус 35 градусов и так далее. Возьмем, например, землетрясение. Чем тяжелее объект, тем он устойчивей, но, с другой стороны, у каждого материала свой предел прочности. Поэтому ПА-Б, как и Лун-А, будет сопряжена с основанием через специальные подшипники скольжения, которые в случае толчка сдемпфируют удар…
Но это сказать просто. А ведь каждый такой «шарик» из специально разработанной стали имеет диаметр 4 метра. Впрочем, на фоне самой платформы высотой свыше 100 метров они действительно выглядят маленькими подшипниками.
Для транспортировки такой громадины была построена специальная баржа размером 190 на 92 метра, которую тянут 3 тяжелых буксира компании SEMCO (субподрядчика итальянской компании Saipem, несущей ответственность за транспортировку и установку верхних строений платформы), и еще один, резервный, – на «подхвате». Кроме того, сопровождает платформу корабль Тихоокеанского флота «Машук».
Все это выглядит более чем впечатляюще.
Правда, как известно, у нас ничего совсем гладко не бывает, так получилось и на этот раз. Оказывается, правительство пока не дало разрешения платформе на вход в территориальные воды России (а она должна быть установлена на расстоянии 12 километров от берега), поэтому ее буксируют пока вдоль границы с надеждой, что к моменту выхода на месторождение разрешение (хотя соответствующую работу «Сахалин Энерджи» ведет уже три месяца) будет получено. А если нет, то придется ждать…
Думается, вопрос этот все-таки разрешится, и тогда в назначенное время баржа с верхними строениями зайдет между бетонными основаниями, будет подтоплена, платформа «сядет» на опоры и уже в ноябре этого года должна быть полностью готова к началу эксплуатации –  бурению первой скважины, которое запланировано на март 2008 года.
В. ГОРБУНОВ.