57лет назад из Беринговоморской экспедиции не вернулось 120 рыбаков. Сахалинцы помнят эту трагедию

233

По многолетней традиции в Невельске помянули 120 рыбаков, погибших 57 лет назад в Беринговоморской экспедиции. Здесь прошла церемония памяти не вернувшихся из рейса членов экспедиции.

Так трагично тогда, в январе 1965-го, сложились обстоятельства. В шторм и мороз рыболовные траулеры Невельского управления тралового флота «Севск», «Себеж» и «Нахичевань», а также приморское судно «Бокситогорск», участвовавшие в промысле сельди, обледенели, утратили остойчивость и в итоге опрокинулись. Буквально за день до этого суда экспедиции завершили промысел в Бристольском заливе и направлялись южнее, чтобы ловить камбалу.

Стихия оказалась сильнее

В ночь на 19 января грянул мощный шторм, после которого флотилия недосчиталась нескольких судов. Их искали объединенными усилиями кораблей ВМФ, береговой охраны США… Не нашли. Подобрали только некоторые вещи с поверхности моря, которые могли принадлежать экипажам этих судов. Позже госкомиссия пришла к выводу, что дополнительной причиной гибели судов могли быть повреждения изношенных и истонченных корпусов судов…

«Советский Сахалин» посвятил этой трагедии множество публикаций в разные годы. «Роковая ночь над Бристольским заливом» – так называлась статья известного историка Константина Гапоненко, опубликованная в номере за 12 января 2015 года. В ней автор приводит воспоминания капитана дальнего плавания Валентина Павловича Лекуса: «В ту ночь в Бристольском заливе случилось невероятное: лед намерзал прямо на глазах. Это было какое-то наваждение!

Смотришь на трос в палец толщиной — через минуту, другую, третью он приобретает размеры пожарного шланга. Телом ощущаешь, как судно теряет способность отыгрываться на волнах, как зарывается носом в воду. Тут свихнуться можно было от такого напора стихии. Что нас спасло? Рыбацкое счастье, мужество и стойкость экипажа и полная загрузка судна. Груз обеспечивал судну остойчивость, то есть способность возвращаться в прежнее положение после каждого удара волны, как это делает ванька-встанька.

Мне вверен был «Углич» – траулер-рефрижератор, построенный в Киеве на заводе «Ленинская кузница». Судно имело стальной сварной корпус, мощный двигатель в 400 лошадиных сил, обладало отличными мореходными качествами. При умелом управлении на нем можно было выдержать даже ураган».

Очевидно, не все суда флотилии могли похвастаться такими параметрами, увы. 11 февраля 1965 года в газете «Правда» было опубликовано соболезнование ЦК КПСС и Совета министров СССР семьям погибших…

Памятник от слова память

В сентябре 2007 года, после мощного землетрясения в Невельске, газета «Советский Сахалин» опубликовала заметку о плачевном состоянии поврежденного стихией памятника, стоявшего на склоне сопки по ул. Нагорной. Точное и полное название его звучит так: «Памятник экипажам судов «Севск», «Себеж» и «Нахичевань», погибшим 19 января 1965 года на трудовом посту». Авторство коллективное: скульпторы О. Иконников и В. Зверев, архитекторы Ч. Захарьян и Л. Соловьев. Он с момента установки стал городской достопримечательностью и мог даже служить своеобразным маяком, ориентиром для людей, находящихся  в море. Ведь памятник белый и его видно издалека, особенно летом на фоне зеленеющего горного склона.

19 января 2010 года, когда исполнилось 45 лет со дня трагедии в Беринговом море, в Невельске открыли восстановленный после землетрясения памятник. Он поменял постоянную «прописку» – расположен на набережной, у самого берега Татарского пролива. Выбор места неслучаен – такую волю высказали в ходе опроса сами невельчане. Средства на восстановление выделили областной и муниципальный бюджеты, часть денег пожертвовали невельчане и бывшие жители города. Над воссозданием композиции работал сахалинский скульптор Владимир Чеботарев.

Подготовил Николай ПИТЕРСКИЙ.

По теме:

20 января 2021 – Трагедия в Беринговом море. В Невельске почтили память рыбаков, погибших в 1965 году

7 сентября 2007  – Как быть с памятником?

22 января 2010 – Факел над заливом