7 дней

Итоги

Известие о приобретении областным правительством мурманского «водоплавающего раритета» стало одной из горячих новостей минувшей недели. Еще бы! Сбылась многолетняя мечта курильчан: им купили пассажирское судно, призванное заменить уходящий на ремонт теплоход «Игорь Фархутдинов». Сроки планового ремонта всегда неожиданны – как зима после осени, и тогда над островами неотвратимо начинает маячить призрак транспортной блокады. На этот раз власти в авральном порядке бросили ему вызов…
В народе транспорт «Поларис» уже окрестили «Титаником». Чиновники самонадеянно полагают, что за комфортабельность. К услугам пассажиров – 30 кают с санузлами, тренажерный зал, прогулочная палуба, ресторан, видеозал для деловых встреч, пресс-конференций и брифингов. Для отдыха 76 пассажиров, желающих ощутить себя vip-персонами, на шлюпочной палубе оборудован оздоровительный комплекс с душем, сауной и бассейном. Так что пока теплоход будет неторопливо (в лучшем случае со скоростью 10,5 узла в час) рассекать морские просторы, не избалованные солнцем бледнокожие курильчане после водных процедур смогут отправиться в солярий, чтобы ступить на берег «приятно смуглявенькими», как говаривал один шолоховский герой.
Однако жители островов назвали покупку «Титаником» совсем по другой аналогии. Они почувствовали себя оскорбленными, когда узнали о возрасте судна. ОАО «Мурманский порт» сбывает с рук областному министерству транспорта и дорожного строительства 45-летнего ветерана морских дорог. Все эти годы теплоход ледового класса работал в суровых северных морях, где коррозийная язва поразила более 17 проц. корпуса. Последний раз освидетельствования на безопасность мореплавания в Российском морском регистре судоходства «Поларис» проходил в 2010 – 2012 годах. А в 2013-м его владелец просрочил дату освидетельствования подводной части теплохода, и не только. Ревизию не прошли генераторы, аварийные трансформаторы, распределительные щиты, электропривод подруливающего устройства…
Так что сахалинские специалисты, откомандированные в мурманский порт за товаром, видели, образно говоря, кота в мешке. Зато привезли рекламные проспекты. В одном из них (то ли с гордостью, то ли с издевкой) сообщается: «Судно снабжено двумя спасательными жилетами для младенцев и тремя спасательными жилетами для людей весом до 140 кг с обхватом груди 1750 мм»…
В администрации области осведомлены, что подобные теплоходы в мире давно не строятся, ремонтировать их проблемно и дорого. Но с согласия 17 депутатов облдумы (два голоса против и один воздержался) с легкостью пошли на неэффективные траты, словно покупали подержанную иномарку (разумеется, не для себя).
Странно, но за годы существования целевой курильской программы в ней так и не появилось строки о приобретении второго судна, отвечающего современным требованиям, а в региональном бюджете не предусматривались средства на постройку транспорта. После распродажи собственниками теплоходов «Любовь Орлова», «Ольга Андровская» и др. курильчане пользовались услугами приморского пароходства. Потом на линию вышел «Игорь Фархутдинов», а этим летом между островами изредка курсировал паром «Сахалин-8», но проблему не решил. Не решит ее и старенький «Поларис», берущий на борт пассажиров вдвое меньше, чем «Игорь Фархутдинов». Разве что «заплатка» ценой в 140 млн. рублей временно закроет брешь в перевозке пассажиров, если, конечно, благополучно доплывет до островов.
Л. Степанец.