7 дней

Итоги

Что было раньше: курица или яйцо? Что должно быть прежде: услуга или ее оплата? В магазине пока не заплатишь (и за курицу, и за яйцо), товар не получишь. Иное дело коммуналка. Сначала нам дают воду, тепло, а по прошествии месяца предлагают расплатиться. Делают это не все. Некоторые, получив платежку, тут же отправляют ее в мусорное ведро.
На минувшей неделе объявили, что долги сахалинцев за коммунальные услуги приближаются к двум миллиардам рублей. В министерстве энергетики и ЖКХ уточнили: просроченная задолженность составляет примерно полтора миллиарда. Получается, что в среднем на одного жителя области приходится более 3 тыс. рублей совокупного коммунального долга. Это, между прочим, в три раза больше, чем числится за среднестатистическим россиянином. К такому превосходству мы точно не стремились, однако, не сговариваясь, легко добились его.
Что провоцирует неплатежи? Повышение тарифов, инфляция, медленный рост реальных доходов у представителей отдельных социальных групп.  Есть и субъективные факторы, в том числе банальная забывчивость. Последней, как оказалось, кое-где страдают даже чиновники местных администраций, врачи, учителя, то есть те, кому сегодня грех жаловаться на отсутствие зарплаты.
«Идейный» неплательщик, коих тоже немало, ссылается прежде всего на неудовлетворенность качеством предоставляемых услуг. При этом с другой стороны «баррикады» нередко слышит, что услуга потому и некачественная, что население плохо рассчитывается за то, что ему отпущено. Замкнутый круг. Опять курица и яйцо.
Очевидно, что движение навстречу должно быть с обеих сторон. Властям следует показать, что они реально сдерживают рост тарифов, заставляют местных монополистов искать внутренние резервы, в том числе за счет ограничения зар-платных аппетитов топ-менеджеров. Но и жильцы не должны все время изображать из себя обиженного ребенка. В конце концов с пени, с судебными издержками придется заплатить больше. А некачественную услугу надо фиксировать и грамотно предъявлять претензию. Хотим цивилизованного отношения к себе – сами обязаны поступать цивилизованно.
Но вряд ли ситуация изменится быстро. Сегодня самые большие коммунальные долги населения в Охинском и Ногликском районах. На одного охинца в среднем приходится почти 7,5 тыс. рублей, у соседей примерно на тысячу меньше. При этом районы – лидеры по средним зарплатам: третье и первое места в области. Люди, пожившие на сахалинском севере, говорят, что там всегда было много ветхого и аварийного жилья, пользователи которого не считали нужным за него платить. Власти на это смотрели сквозь пальцы. Однако и после переселения в нормальное жилье психология жильцов не меняется.
Коммунальщики всех стран и народов ломают голову над изобретением универсального способа борьбы с должниками. В интернете можно найти описание опыта перекрытия канализации, чтобы неплательщик начал страдать «по-большому», и советы про то, как платить хотя бы «по-малому», чтобы не попасть в черный список должников. Набирают силу коллекторские агентства: они занимаются взысканием уже 35 проц. совокупной задолженности и, по некоторым данным, взыскивают до 90 проц. коммунальных долгов. Но прогноз на ближайшее будущее тем не менее плохой: на услуги ЖКХ россияне тратят 9 проц. своих расходов, к концу года этот показатель поднимется до 10 проц. На таком фоне коммунальные неплатежи скорее вырастут, нежели станут меньше.
Н. ЗИМИН.