7 дней

Сверстанный министерствами финансов и экономического развития (без привлечения депутатского корпуса) проект областного бюджета-2014 на минувшей неделе стал предметом обсуждения на парламентских слушаниях в областной Думе. Законотворцев уязвило, что исполнительная власть безраздельно взяла в свои руки формирование главного финансового документа, который между тем определила как «революционный» и беспрецедентный по доходам.
Даже представители фракции единороссов возмутились, что оказались за бортом «революционного» процесса. Им, как и остальным депутатам, лишь на слушаниях довелось в общих чертах ознакомиться с интеллектуальным продуктом министерств. Правда, зампредседателя контрольно-счетной палаты заверила парламентариев, что проект документа сбалансирован, вполне отвечает букве закона и у КСП нет серьезных замечаний к его содержанию.
Между тем впервые, в основном благодаря отдаче от шельфовых проектов, доходная часть очередного областного бюджета составит более 108 млрд. рублей, что на 52 млрд. превысит первоначальный бюджет нынешнего года. Почти все средства (точнее, 104,5 млрд.) предстоит направить на реализацию 23 государственных целевых программ, о содержании которых депутатам пока ничего не известно. Но, по словам их разработчиков, эти документы охватывают основные направления социально-экономического развития территории. (Для сравнения: в 2013 году на выполнение 41 целевой программы было выделено 20 млрд. рублей).
«Революционность» документа его авторам видится в укрупнении долгосрочных программ, упорядочении расходов и переходе на интегрированную систему управления финансами. Ведь государство и здесь выстраивает вертикаль, стремясь синхронизировать федеральные и региональные денежные потоки. Собственно, для этого повсеместно и вводится программно-целевой принцип исполнения бюджета. Обязательным требованием к нему должен стать ежегодный анализ эффективности расходов с применением индикаторов – своеобразных элементов контроля. Словом, предпринимается попытка достичь большей прозрачности и эффективности в использовании денежных средств, которые будут работать на благо территорий.
В принципе идея неплохая. По крайней мере, гипотетически неэффективных расходов из государственной казны должно поубавиться. Как оно будет на практике – еще вопрос. Чиновный люд в России смекалист, вот изучит как следует  новую систему управления финансами и непременно найдет дырочку для государственной копеечки.
На слушаниях депутаты предлагали исполнительной власти ответственнее отнестись к тратам многомиллиардного бюджета. Ведь пока шельфовые проекты дают солидную отдачу (а это не будет продолжаться бесконечно), надо по-хозяйски делать серьезные вложения в экономику, инфраструктуру и будущее островов, создавать достойные условия проживания людей, привлечения высококвалифицированных специалистов. И, конечно же, соизмерять целесообразность затрат. К примеру, не все законотворцы одобрили приобретение правительством области 49 проц. акций авиакомпании «Аврора», услугами которой будут пользоваться все дальневосточники. Немалые денежные средства влились
в мощную коммерческую структуру Аэрофлота. Оправдана ли такая нагрузка на областной бюджет и не рискует ли область, вступая в нестабильные рыночные отношения с крылатым российским монополистом? Много и других вопросов.
Основное парламентское обсуждение проекта бюджета-2014 еще впереди. Главное, чтобы оно было конструктивным, взвешенным и открытым.
 Л. СТЕПАНЕЦ.