Четверг, 25 апреля, 2024

«Через тернии к звездам». Это был девиз Александра Челнокова

Умер, не дожив до 60 лет, замечательный, яркий, умный человек, о котором можно написать книгу, и не одну. Поэтому очень сложно вместить в небольшую статью то, что хочется о нем рассказать. За мою журналистскую деятельность неоднократно приходилось встречаться с Александром Сергеевичем: брать интервью, консультироваться и просто общаться. Всегда это было интересно и познавательно.

Таких людей немного, и всем они нужны, а время не растянешь больше чем на 24 часа в сутки. Но для того чтобы понять, какое место занимает эта неординарная личность в твоей жизни и жизни других людей, вполне достаточно даже нескольких минут. А мне повезло! Как-то он смог уделить мне целых полдня. Очень горько осознавать, что сейчас его уже нет с нами и подобный разговор уже не повторится. Поэтому мой долг – вспомнить о нем сейчас.
Александр Сергеевич был серьезным человеком с большим чувством юмора и самоиронии. Его называли добрым философом. Думаю, что таким он и был. Об этом свидетельствует и то, как он сам себя рекомендовал:
— обаятельное чудовище из сказки про кота в сапогах;
— людовед и душелюб;
— ded_banzai — позывной А. Челнокова в интернете;
– друг «ЦИКЛОПа» (целеустремленный, инициативный коллектив любителей отдыха на природе).


Три десятка лет назад, как он говорил, «меня в плен взяли дети», и другой жизни он не представлял. Шутил, что по сравнению с геологическим возрастом Земли этот срок – сущая ерунда.
Заслуженный педагог Сахалинской области А. Челноков всего себя отдал изучению истории родного края и подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни в системе дополнительного образования, позволявшей ему сочетать хобби и профессиональную деятельность. Он писал научные статьи, занимался детским туризмом, обучал ребят геологии, астрономии, географии, занимался природоохранной и просветительской работой. А главное, был для детей и подростков вторым отцом, наставником и авторитетом. Любимым детищем Челнокова было молодежное поисковое объединение «Франтирер», созданное еще в 1989 году.
Главным местом его работы являлся центр детско-юношеского туризма областного центра. Он старался, чтобы там дети чувствовали себя как дома, в комфортной обстановке познавали мир и раскрывали свои способности.


Александр Сергеевич в своем деле был А. С. Пушкин, классик жанра. Его теоретические знания прекрасно дополнялись практическими навыками. Но главное — это увлеченность своим делом и своими воспитанниками.
У него была идеальная биография для советского периода: из рабочего класса – в интеллигенцию.
— Если бы не работа педагогом, меня бы уже не было в живых. До института я работал карбюраторщиком в автоколонне 1407. Вредная во всех смыслах среда. Многие мои сверстники, с которыми я там работал, уже умерли, — вспоминал Челноков во время наших бесед.
Желание перемен и осознанный выбор после армии привели его в Южно-Сахалинский пединститут, ныне СахГУ. Поступил на естественно-географический факультет, после выпуска став примером для многих последующих поколений географов: преподаватели любили ставить его в пример студентам даже в начале XXI века. Уже на последних курсах института активно работал с детьми.

– Педагог дополнительного образования – очень интересная, но сложная работа. Представьте себе классного руководителя, которому не дали класс и он должен ходить и собирать ребят, и от их количества зависит зарплата. Мне нужно так заинтересовать детей, чтобы они не разбежались, а продолжали ходить на занятия в свободное время, — говорил педагог, и ему это удавалось в полной мере.
За эти годы ему удалось осуществить большое количество различных проектов. Например, два десятка лет Александр Сергеевич вместе с ребятами занимался исследованиями на месте боев 2-го партизанского отряда штабс-капитана Б. В. Гротто-Слепиковского с японцами в 1905 г. в Корсаковском районе. Этот исторический памятник не имеет аналогов на территории России. Все воинские кладбища периода русско-японской войны 1904 – 1905 гг. находятся в Китае. Благодаря проведенной работе этому месту присвоен статус памятника истории муниципального значения . По результатам работ опубликовано порядка 90 научных статей.
– Такой базой источников не всякая армия может похвастаться, а здесь рота неполного состава, — полагал Александр Сергеевич.
Военно-историческое краеведение он называл «штопкой белых пятен». Среди них – работа по 10-й воздушной армии во время наступательной операции на Южном Сахалине в 1945-м и в годы холодной войны; крупные катастрофы в акватории Охотского моря; деятельность Дальневосточного морского пароходства в Николаевске-на-Амуре в период с 1941 по 1945 год. А также гуманитарная акция, которая проводилась под эгидой Красного Креста. Благодаря этому 2 млн военнопленных англичан, американцев и голландцев в юго-восточной Азии получили продовольственные посылки и смогли дожить до победы. И многое другое.
В свойственной ему манере говорил, что ему «могли бы дать по башке, а дали звание заслуженного учителя».
— Моя деятельность требует определенной доли авантюризма в хорошем смысле этого слова. Авантюрист — это искатель приключений на свою голову. Если авантюра хорошо просчитана, она может стать долгосрочной операцией. Могу привести пример. Описывая найденные боеприпасы, мы к 1995 году были единственной организацией, которая создала базу источников по взрывоопасности Сахалинской области. С помощью этой информации можно было определить районы с повышенной опасностью. Мы назвали эту работу «Операция «Трембита» по названию фильма, где рассказывалось о разминировании на Западной Украине и Буковине после войны. Когда дело дошло до сооружения нефтепровода с севера острова на юг, мы передали данные компетентным органам. К моменту предоставления нашей информации МЧС не располагало собственными подразделениями, которые занимались взрывобезопасностью. Я полагаю, что их дальнейшее появление я могу поставить себе в заслугу. Кстати, половина пиротехнической службы укомплектована моими учениками, — законно гордился Челноков.
Он занимался также, по его выражению, «военно-прагматической» работой. Проводил на уровне города стрелковые соревнования для детей и подростков с применением пневматического оружия. По его мнению, главное в обращении с оружием – это техника безопасности. Он считал, что такие навыки должны быть в подкорке головного мозга к тому времени, когда парень возьмет в руки настоящее нарезное оружие. Иначе могут пострадать люди.
Подготовил для школ электронную энциклопедию по Южно-Сахалинской наступательной и Курильской десантной операциям и гавайской наступательной операции японского флота. Под это пособие была разработана электронная викторина с вопросами, ответами и иллюстрациями.
По проекту «Белый вариант» организовал системы зимних полевых практик по прикладной астрономии, микроклиматологии: измерения температуры, влажности, скорости и направления ветра, гидрологии для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Кроме того, учил детей читать следы на снегу, проводить снегомерную и ледомерную съемки.
Если бы А. Челноков мог, то родился бы в эпоху великих географических открытий и был бы в одном лице мореплавателем, искателем приключений и даже пиратом.
— Фандрайзинг, поиск финансов на проведение различных мероприятий, — это настоящее пиратство. Вышел в море, снял с купцов штаны, оставил им шляпы, чтобы было чем срам прикрыть. На эти деньги снарядил экспедицию в Индию, по пути открыл Австралию. Система грантовых конкурсов предусматривает сразу решительный результат вроде открытия новой планеты или земли, — образно описывал этот процесс Челноков.
Среди партнеров организации «Франтирер» были «Эксон Нефтегаз ЛТД», «Сахалин Энерджи» и «Бритиш Петролеум». Они сами с готовностью сотрудничали с этим обаятельным и основательным человеком. Поэтому обходилось без «абордажа».
Питомцы Челнокова получили серьезную навигационную подготовку. Они умеют ориентироваться в горно-таежной местности как с картой и компасом, так и без них — по местности, солнцу и звездам определять время без часов. Они знают растительность, почвенный покров, основы геологии и палеонтологии родного края, историю, другие гуманитарные дисциплины и получают навыки научной работы.
При прочих равных условиях они знают столько же, сколько школьники, но умеют на порядок больше, потому что их знания пропущены через руки. Геоботаника предполагает описание луговой и таежной растительности. Астрономия требует работы со специальными компьютерными программами, справочником, с постоянной и переменной частью астрономического календаря, участия в полевых практиках по наблюдениям Луны, газовых скоплений, других объектов, определению местоположения по Полярной звезде, работу с приборами и многое другое.
Молодой человек, занимаясь краеведением, осваивает межпредметные связи. То есть и в жизни он будет добиваться результата там, где другой просто ничего не увидит. В этом, наверное, и есть самая главная ценность учеников Александра Сергеевича.
У них сформированы навыки грамотного и ответственного поведения в природной среде. А также целый набор умений и навыков, который позволяет человеку выживать в критических ситуациях.
Это особенно важно сейчас, когда большинство современных учеников не умеют сами добывать знания, работать с источниками разного типа, полагал Челноков.
В целом за эти годы через мероприятия педагога, особенно полевые практики, прошло порядка 14 тысяч детей и подростков. Многие из них выбрали в дальнейшем естественнонаучные специальности и успешно работают не в последних компаниях и организациях Сахалина.
Поэтому важно прислушаться к его мыслям которые звучат как духовное завещание:
— Система образования в рыночной экономике сформировала у подростка клиповое мышление — неспособность усвоить большой объем информации, создала идеального потребителя, который не способен критично воспринимать реальность, что очень опасно. Получается, все, что умела и знала целая страна, в один момент потеряло всякий смысл.
По его мнению, знание истории позволяет избежать многих трагических ошибок. Опыт предшественников дает пищу для собственных выводов. Александр Сергеевич советовал больше читать фантастики, которая развивает мыслительную деятельность и позволяет мечтать.
Он говорил, что всегда предпочитал заниматься вечными вопросами и мог себя уважать за сделанное. Называл себя реалистом, задача которого ползти на кладбище, а не скакать туда галопом. Даже если его тело и будет там, то душа устремится ввысь. Недаром он принимал участие в написании учебника астрономии «Через тернии к звездам», что можно считать девизом жизни Александра Сергеевича Челнокова – человека, которого нам будет очень не хватать. Надеюсь, ученики продолжат его дело.

Даниил ПАНКСТЬЯНОВ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ