Среда, 24 апреля, 2024

А кого-то не выбрали

Ну вот и все: с социализмом в южно-сахалинской коммуналке покончено. В городе прошли открытые конкурсы по отбору управляющих компаний (УК) для многоквартирных домов, которые сами не смогли определиться с выбором управления. Конкурсы состоялись в апреле, и к 1 мая, как и требовал закон, под всеми тревогами, сомнениями, недоумениями горожан была подведена черта.
До того как было объявлено о конкурсе, в островной столице 488 дома уже выбрали УК, а жильцы 112 многоквартирных зданий оформились в ТСЖ и ЖСК. На конкурс выставили 2004 дома. Однако часть собственников в оставшееся до его начала время – меньше чем за месяц – активизировалась, подсуетилась и успела вскочить в уходящий поезд. От конкурсной массы откололось таким образом 444 многоквартирных дома. Через конкурс прошло 1560.
Следует сразу же заметить, что 91 дом был признан непригодным для проживания и исключен из числа объектов «розыгрыша». А еще 140 домов оказались не нужными ни одной из УК, участвующих в конкурсе. Из-за технического неблагополучия и неплатежеспособности, а проще говоря, из-за их ветхости и больших долгов за коммунальные услуги. Это в основном жилье городской северной окраины. Южно-сахалинская власть, помнится, обещала, что лоты для конкурса будут формироваться так, чтобы у управляющих компаний не было возможности выбрать лучшие «куски» фонда и бросить ветхое жилье на произвол судьбы. На деле же ветхого, неблагополучного во многих смыслах жилья оказалось так много, что сдержать обещание не получилось.
На самом деле, конечно, эти дома-«невесты», от которых отказались «женихи», не окажутся брошенными, заверила меня заместитель начальника департамента городского хозяйства Т. Архиповец. Их пока будут обслуживать ЖПЭТ и МУПы. По закону они через три месяца должны пройти через повторный конкурс.
Но неужели за три месяца в их состоянии что-то изменится и они станут привлекательными для конкурсантов?
– Ничего, конечно, не изменится, – говорит Т. Архиповец, – но организатор конкурса будет обязан поднять расчетный размер стоимости услуг не менее чем на 10 процентов.
Вот за счет чего повысится привлекательность неблагополучного фонда! За некрасивой старой невестой дадут приданое в виде права брать с жильцов за техническое обслуживание большие деньги. Правда, есть  сомнения, что УК польстятся на эту выгоду. Ведь если жильцы не платили раньше, то вряд ли они станут платить, когда тарифы повысятся. И за что? Вот уж абсурд так абсурд.
Победителями конкурса по отбору организаций для управления многоквартирными домами стали 16 управляющих компаний. Все известные горожанам фирмы. Это практически все бывшие ЖЭУ, преобразованные в ООО, два МУПа – «ЖЭУ-8» и «ЖЭУ-10», ОАО «СКК» и ООО «Центр энергосбережения Сахалинской области», ранее прославившийся затянувшимися ремонтами инженерных систем на ряде южно-сахалинских домов.
Хорошо это или плохо, что у руля управления домами остались старые знакомцы? С одной стороны, им вроде бы больше доверия, чем каким-нибудь незнакомым фирмам. А с другой – остаются сомнения, что они смогут эффективнее управлять жилым фондом, чем раньше. А всем хочется, чтобы было лучше, иначе какой смысл в этой коммунальной революции?
Но вот недавний скандал очень поколебал оптимизм южносахалинцев, их веру в то, что отношения со «своими» УК из числа бывших ЖЭУ могут складываться по-хорошему. Жильцы одного из домов решили в самый последний момент проявить самостоятельность и организовать в нем ТСЖ.
Но когда люди обратились в отдел реформирования ЖКХ за необходимыми документами, выяснилось, что дом, оказывается, уже выбрал УК. Все жильцы активно за нее проголосовали. Но жильцы почему-то не могли вспомнить о своем участии в выборе УК, не узнавали своих подписей в протоколе. Больше того, они увидели в реестре пять «мертвых душ», ошибки в фамилиях и т. д. и т. п. В общем, жильцы пришли к выводу о фальсификации выборов и обратились в прокуратуру.
Вопрос: это единичный случай или другие ООО «ЖЭУ», которые мы выбрали на роль УК, тоже «химичили» с документами? Кто это проверит? А знать, честно ли прошли выборы, необходимо. Ведь если УК начинает отношения с собственниками с подлогов, то чего ждать от нее в будущем? Станет ли она блюсти нашу выгоду?
Все. Государство отказалось нести какую-либо ответственность за нашу собственность. Отныне бремя содержания собственного имущества, а также доли в общем имуществе дома лежит на владельцах квартир. А бремя – это не только материальные расходы, но и организационные и иные проблемы. Отныне если нас будет что-то не устраивать в деятельности нашей УК или ТСЖ, разбираться нам придется самим. С помощью правоохранительных органов, судов.
Но неужели же городские власти совсем устранятся от наших коммунальных проблем? Неужели у них останется только контроль за долей муниципального имущества в домах? В некоторых крупных городах на материке все же организовали какие-то координационные центры, которые будут контролировать процессы в новых коммунальных отношениях, включая и собственников помещений.
А как у нас?
У нас, говорят, власть тоже не останется совсем уж в стороне. Она будет помогать обеспечивать право собственников на тот перечень услуг, который будет указан в их договорах с УК; право на сохранность денег, которые платятся на капитальный ремонт; доступность услуг паспортного стола: в каждом ЖЭУ был свой, теперь в ряде случаев один на несколько УК, контролировать передачу кредитной задолженности перед собственниками от старой структуры новой (имеются в виду перерасчеты, скопившиеся до мая). А 7 мая в администрации Южно-Сахалинска состоится совещание по наиболее сложным проблемам, будут разрабатываться порядки, нормы, положения, регулирующие новые процессы, некоторые документы примут форму постановлений мэра.
Н. КОТЛЯРЕВСКАЯ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ