Ну вот и все: с социализмом в южно-сахалинской коммуналке покончено. В городе прошли открытые конкурсы по отбору управляющих компаний (УК) для многоквартирных домов, которые сами не смогли определиться с выбором управления. Конкурсы состоялись в апреле, и к 1 мая, как и требовал закон, под всеми тревогами, сомнениями, недоумениями горожан была подведена черта.
До того как было объявлено о конкурсе, в островной столице 488 дома уже выбрали УК, а жильцы 112 многоквартирных зданий оформились в ТСЖ и ЖСК. На конкурс выставили 2004 дома. Однако часть собственников в оставшееся до его начала время – меньше чем за месяц – активизировалась, подсуетилась и успела вскочить в уходящий поезд. От конкурсной массы откололось таким образом 444 многоквартирных дома. Через конкурс прошло 1560.
Следует сразу же заметить, что 91 дом был признан непригодным для проживания и исключен из числа объектов «розыгрыша». А еще 140 домов оказались не нужными ни одной из УК, участвующих в конкурсе. Из-за технического неблагополучия и неплатежеспособности, а проще говоря, из-за их ветхости и больших долгов за коммунальные услуги. Это в основном жилье городской северной окраины. Южно-сахалинская власть, помнится, обещала, что лоты для конкурса будут формироваться так, чтобы у управляющих компаний не было возможности выбрать лучшие «куски» фонда и бросить ветхое жилье на произвол судьбы. На деле же ветхого, неблагополучного во многих смыслах жилья оказалось так много, что сдержать обещание не получилось.
На самом деле, конечно, эти дома-«невесты», от которых отказались «женихи», не окажутся брошенными, заверила меня заместитель начальника департамента городского хозяйства Т. Архиповец. Их пока будут обслуживать ЖПЭТ и МУПы. По закону они через три месяца должны пройти через повторный конкурс.
Но неужели за три месяца в их состоянии что-то изменится и они станут привлекательными для конкурсантов?
– Ничего, конечно, не изменится, – говорит Т. Архиповец, – но организатор конкурса будет обязан поднять расчетный размер стоимости услуг не менее чем на 10 процентов.
Вот за счет чего повысится привлекательность неблагополучного фонда! За некрасивой старой невестой дадут приданое в виде права брать с жильцов за техническое обслуживание большие деньги. Правда, есть сомнения, что УК польстятся на эту выгоду. Ведь если жильцы не платили раньше, то вряд ли они станут платить, когда тарифы повысятся. И за что? Вот уж абсурд так абсурд.
Победителями конкурса по отбору организаций для управления многоквартирными домами стали 16 управляющих компаний. Все известные горожанам фирмы. Это практически все бывшие ЖЭУ, преобразованные в ООО, два МУПа – «ЖЭУ-8» и «ЖЭУ-10», ОАО «СКК» и ООО «Центр энергосбережения Сахалинской области», ранее прославившийся затянувшимися ремонтами инженерных систем на ряде южно-сахалинских домов.
Хорошо это или плохо, что у руля управления домами остались старые знакомцы? С одной стороны, им вроде бы больше доверия, чем каким-нибудь незнакомым фирмам. А с другой – остаются сомнения, что они смогут эффективнее управлять жилым фондом, чем раньше. А всем хочется, чтобы было лучше, иначе какой смысл в этой коммунальной революции?
Но вот недавний скандал очень поколебал оптимизм южносахалинцев, их веру в то, что отношения со «своими» УК из числа бывших ЖЭУ могут складываться по-хорошему. Жильцы одного из домов решили в самый последний момент проявить самостоятельность и организовать в нем ТСЖ.
Но когда люди обратились в отдел реформирования ЖКХ за необходимыми документами, выяснилось, что дом, оказывается, уже выбрал УК. Все жильцы активно за нее проголосовали. Но жильцы почему-то не могли вспомнить о своем участии в выборе УК, не узнавали своих подписей в протоколе. Больше того, они увидели в реестре пять «мертвых душ», ошибки в фамилиях и т. д. и т. п. В общем, жильцы пришли к выводу о фальсификации выборов и обратились в прокуратуру.
Вопрос: это единичный случай или другие ООО «ЖЭУ», которые мы выбрали на роль УК, тоже «химичили» с документами? Кто это проверит? А знать, честно ли прошли выборы, необходимо. Ведь если УК начинает отношения с собственниками с подлогов, то чего ждать от нее в будущем? Станет ли она блюсти нашу выгоду?
Все. Государство отказалось нести какую-либо ответственность за нашу собственность. Отныне бремя содержания собственного имущества, а также доли в общем имуществе дома лежит на владельцах квартир. А бремя – это не только материальные расходы, но и организационные и иные проблемы. Отныне если нас будет что-то не устраивать в деятельности нашей УК или ТСЖ, разбираться нам придется самим. С помощью правоохранительных органов, судов.
Но неужели же городские власти совсем устранятся от наших коммунальных проблем? Неужели у них останется только контроль за долей муниципального имущества в домах? В некоторых крупных городах на материке все же организовали какие-то координационные центры, которые будут контролировать процессы в новых коммунальных отношениях, включая и собственников помещений.
А как у нас?
У нас, говорят, власть тоже не останется совсем уж в стороне. Она будет помогать обеспечивать право собственников на тот перечень услуг, который будет указан в их договорах с УК; право на сохранность денег, которые платятся на капитальный ремонт; доступность услуг паспортного стола: в каждом ЖЭУ был свой, теперь в ряде случаев один на несколько УК, контролировать передачу кредитной задолженности перед собственниками от старой структуры новой (имеются в виду перерасчеты, скопившиеся до мая). А 7 мая в администрации Южно-Сахалинска состоится совещание по наиболее сложным проблемам, будут разрабатываться порядки, нормы, положения, регулирующие новые процессы, некоторые документы примут форму постановлений мэра.
Н. КОТЛЯРЕВСКАЯ.
А кого-то не выбрали
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ