Фото: mrspro.ru

На состоявшихся парламентских слушаниях обсужден (бурно и горячо) вопрос о том, что делать с недостроенным зданием аэровокзала в аэропорту Южно-Сахалинска. Вариантов два – либо завершать его за счет средств областного бюджета (а это дополнительное вложение 4,8 млрд рублей из региональной казны), либо отдать в «хорошие руки» опытных предпринимателей, которые доведут объект до ума за счет своих средств.
Начало слушаний было немного нервным. Депутат облдумы Наталья Ждакаева заявила о нарушении регламента: о предстоящем мероприятии его участники должны извещаться за 10 дней. Здесь же пакет весьма важных документов выдан буквально накануне, ознакомиться с ними практически невозможно.
Тем не менее после непродолжительных дебатов обсуждение стартовало. Коротко обрисовал ситуацию зампред правительства Сергей Олонцев. Строительство аэровокзала, напомнил он, началось в 2017 году. Проектная пропускная способность была рассчитана на 550 пассажиров внутренних авиалиний в час (с возможным расширением до 900) и 250 пассажиров международных авиалиний. Общая площадь здания 400 тыс. кв. метров. Для реализации проекта акционерному обществу «Аэровокзал Южно-Сахалинский» выделены бюджетные средства в размере семи с небольшим млрд рублей.
Запуск в эксплуатацию планировался в 2019 году, но строительство (затрачено 5,2 млрд рублей) так и не окончено. К тому же старый проект реализовывать нельзя в связи с изменившимся федеральным законодательством (ужесточены требования безопасности). Итоговая стоимость откорректированного проекта, прошедшего госэкспертизу, составляет 11,8 млрд рублей, а есть только 7 млрд. Необходимо дополнительное финансирование в размере 4,8 млрд рублей. В бюджете таких денег нет, потому предлагается привлечь инвесторов. Проект, еще раз отметил Олонцев, легитимен, изменения не коснулись конструктива здания, речь идет только о его наполнении.
По большому счету, сказал Сергей Олонцев, возник вопрос о создании на базе аэропорта Южно-Сахалинска международного хаба. Для этого нужно соблюсти два условия: наличие собственной авиакомпании (у нас это «Аврора») и квалифицированного оператора, который организует работу комплекса, чтобы максимально приблизить уровень обслуживания пассажиров к мировым стандартам.
С предложением об инвестициях в данный проект выступила фирма «Аэропорт регионов». Она уже создала компанию (акционерное общество) на территории области, обеспечена средствами, отработан механизм возможной сделки. Инвестор обязуется профинансировать в нужном объеме новый проект, а оставшиеся на счетах деньги (около 2,5 млрд рублей) аэровокзал вернет в бюджет.
Презентовал компанию «Аэропорт регионов» ее директор Евгений Чудновский. Очень важно, отметил он, отдать стратегически важный объект в «хорошие руки». Компания обладает необходимой компетенцией, она владеет и управляет семью комплексами – от Ростова-на-Дону до Петропавловска-Камчатского. Впервые в постсоветское время с учетом требований современности возводятся такого рода объекты.
Островной регион интересен своим потенциалом, перспективой создания международного хаба, что привлечет в Южно-Сахалинск большое количество пассажиров (и туристов, и транзитников, ожидающих удобной пересадки на другие рейсы).
– Время не ждет, это надо было сделать, образно выражаясь, еще вчера, – сказал Чудновский. – При положительном решении вопроса обязуемся завершить стройку в течение двух лет, создав соответствующую требованиям времени инфраструктуру. Мы за честное партнерство, частное и публичное сотрудничество (бизнес плюс регион).
Компания рассчитывает на 51 процент акций совместного с областью предприятия. Это нормальная практика, уверяет, исходя из опыта, Чудновский, других эффективных форм нет. Если что-то пойдет не так, правительство может забрать все акции обратно.
Обсуждение было долгим, вопросов много. Депутаты, наученные горьким опытом, вспоминали печально известный «Поларис», аквапарк, Холмский морской торговый порт, живущий по принципу «что хочу…». Влиять на тарифную политику региональная власть не имеет возможности. Не возрастут ли с появлением новой компании цены на авиабилеты? Ответ: нет, останутся прежними. А вот пассажиропоток увеличится. Зампред Олонцев добавил, что есть еще планы и на развитие всего планировочного района Хомутово (магазины, конгресс-холлы и так далее).
«Не верю» – смысл выступления депутата Светланы Ивановой. Население островов сокращается, миллиона туристов не наблюдается, сложная ситуация в нефтяной отрасли, а мы продолжаем страдать гигантизмом. Нужен ли столь масштабный проект области? Представители правительства с ней категорически не согласны. Следуя стратегии развития региона, запланирован рост численности населения, туристического потока, все просчитано, обоснованно.
Депутат Юрий Выголов, как и некоторые его коллеги, тоже с сожалением вспомнил о ряде объектов, настойчиво продвигаемых в свое время областной исполнительной властью. В частности, финансирование «Грин Агро», животноводческого комплекса.
Своим мнением поделился депутат Игорь Янчук: никто не против завершения строительства, но где у нас чиновники-профессионалы из различных министерств, агентств – с их должностными полномочиями? Областная дума – законодательный орган, депутаты не специалисты, им сложно разобраться детально в ситуации.
С ним солидарна депутат Наталья Ждакаева: пусть те серьезные люди, которые приехали «поднимать» Сахалинскую область, и делают это с полной отдачей. Вон сколько новых создано министерств…
– Дело задумано хорошее, – попытался уравновесить коллег депутат Сергей Бондарев. – Несравнимое с тем, как финансировались мегафермы (выделяли коммерсантам беспроцентные кредиты сроком на 15 лет). Здесь наоборот: пришел бизнес, дает деньги. Да еще обещают 2,5 млрд рублей в бюджет вернуть. Пусть строят! Иначе все сгниет и заржавеет. Единственная озабоченность – чтобы тарифы не повышались.
Позиция заместителя председателя облдумы Александра Ивашова такова: часто думцы сетуют на то, что важные решения принимаются без их участия. Тут правительство обратилось за содействием – и вновь недовольство…
Дебаты продолжались и на заседании комитета по экономическому развитию облдумы. В итоге приняты-таки рекомендации. Предложить правительству рассмотреть возможность привлечения инвесторов для продолжения строительства, перед этим провести независимую оценку акций компаний. Ознакомить депутатов с проектом акционерного соглашения. Рассмотреть возможность оставить прежнего подрядчика.
Рекомендации поддержали 15 депутатов, двое не голосовали, один высказался против и один воздержался.

Лариса ПУСТОВАЛОВА.