15 июля в девятом часу вечера без электроснабжения остался центр Южно-Сахалинска. Свет погас в домах по проспекту Мира, улицам Комсомольской, Дзержинского, Сахалинской, Хабаровской, Курильской, Невельского, Леонова, Поповича, Физкультурной, Чехова. И почти четыре часа люди сидели без света.
Но получить информацию о причинах происшедшего и об ориентировочном времени восстановления электроснабжения оказалось невозможно. По словам одной из жительниц, начиная с момента отключения и вплоть до 23 часов она набирала рекомендованный номер 782-782 и выслушивала успокоительную информацию автоответчика: аварийных и плановых отключений нет.
Южносахалинка справедливо возмущена: почему такое отношение у энергетиков к своим потребителям? Почему нельзя наладить нормальную систему информирования? Не все имеют возможность пользоваться интернетом, где якобы размещают новости ведомства. А как вообще включить компьютер, если в квартире погас свет? Может быть, есть смысл использовать такой инструмент, как оповещение потребителей с помощью СМС-сообщений, как это делает МЧС в случае чрезвычайных ситуаций?
В пресс-службе ПАО «Сахалинэнерго» прокомментировали ситуацию таким образом. Действительно, произошла авария, по каким-то причинам вышла из строя одна из кабельных линий. В первой половине дня 16 июля продолжался поиск повреждений и устанавливался их масштаб. Тем временем начиная примерно с 24 часов предыдущих суток электроснабжение было организовано по резервной схеме.
К сожалению, Сахалинэнерго не имеет возможностей содержать собственный «Call-центр» для прямого и круглосуточного контакта с потребителями. Это слишком накладно, как и содержать собственную систему СМС-оповещения. В случае внедрения таких новшеств это неминуемо отразится на тарифах за электроэнергию.
С учетом названных обстоятельств информацию об аварийных отключениях можно почерпнуть на сайте филиала «Распределительные сети» ПАО «Сахалинэнерго» http://sakh-frs.ru/. Телефон 782-782 является единым многоканальным телефоном «Сахалинэнерго», как говорится, на все случаи жизни. По нему, например, можно передать показания приборов учета или сообщить о случаях несанкционированного потребления энергии.
Для получения информации об аварийных и плановых отключениях после набора номера нужно нажать клавишу «1». Сообщения должны регулярно обновляться.
В дежурной службе управления по делам ГО и ЧС администрации Южно-Сахалинска сообщили, что в эту инстанцию данные от энергетиков поступают, телефон службы 72-30-20.
Как подчеркнули в пресс-службе ПАО «Сахалинэнерго», потребители из числа населения с давних времен относятся к третьей категории надежности электроснабжения. То есть, подобные временные аварийные отключения не являются чрезвычайными ситуациями. Информация о них не направляется в систему МЧС.
Медицинские учреждения – другое дело. Каждое из них должно иметь несколько источников электропитания, в том числе собственный автономный резервный источник (электрогенератор).
Ярослав САФОНОВ.