Пятница, 29 марта, 2024

Антимонопольная служба обещает громкие дела

Чуть помедленнее, цены В минувшую среду руководитель областного управления федеральной антимонопольной службы Г. Тыченок провел пресс-конференцию, посвященную итогам работы сахалинских антимонопольщиков в прошлом году. Впрочем, не стану утомлять читателя общей статистикой жалоб, проверок, штрафов, гораздо более интересными были прозвучавшие конкретные факты и комментарии к ним. В прошлом году УФАС начало активные исследования товарных рынков. Это позволило объективно оценить уровень конкуренции, тенденции формирования цен. Были выявлены новые доминирующие субъекты рынка (в настоящее время их насчитывается 136), которые подпадают под действие антимонопольного законодательства, а у доминирующих субъектов, в свою очередь, выявлены различные нарушения. И это не просто формальность. Вспомним, какую тревогу, порой выливающуюся в митинги и пикеты, вызывала в прошлом году ситуация с ценами: на автомобильное и авиатопливо, лекарства, интернет-услуги и многое другое. Как раз всем этим и занималась антимонопольная служба. В частности, было обнаружено установление монопольно высоких цен главным нашим поставщиком топлива ООО «Роснефть- Востокнефтепродукт» – предприятие оштрафовано более чем на 60 млн. рублей. Наложен штраф и на ЗАО «Топливообеспечивающая компания», которое монопольно повысило стоимость заправки самолетов (справедливости ради стоит сказать, что по этим и многим другим случаям еще идут суды, но Г. Тыченок уверен в их благоприятном исходе). Обнаружены факты согласованных действий на АЗС в Холмске, неправомерного повышения цен в аптеках Южно-Сахалинска и Долинска в момент, когда всем нам грозили новым гриппом. Попали в поле зрения УФАС ФГУП «Ростехинвентаризация», бравшее за свои услуги с граждан двойную плату, а также ФГУП «Нацрыбресурсы», одномоментно повысившее арендную плату за Западный морской порт (Холмск) в сотни раз. Всего в прошлом году в управление поступило свыше 70 заявлений о недобросовестной конкуренции. Что же касается высокой стоимости интернет-услуг, по поводу чего сахалинцы даже писали коллективные письма президенту страны, то, как сообщил Г. Тыченок, «на сегодняшний момент УФАС не видит прямых нарушений антимонопольного законодательства со стороны поставщиков интернета». Однако это не означает, что их нет. Скорей всего как раз наоборот. Как добавил заместитель руководителя УФАС А. Могилевкин, «мы считаем, что цены на интернет необоснованно завышены, но доказать пока этого не можем. Мы могли бы пойти в суд, но заранее знаем, что проиграем его. Холостых выстрелов делать не хочется». А потому расследование продолжается. УФАС намерено включить главных поставщиков интернет-услуг в реестр хозяйствующих субъектов с доминирующим положением, что даст возможность определить главные факторы, влияющие на окончательные для потребителей цены на интернет. Признаки сговора – Но у нас есть еще один вид монополистов, за которым приходится следить очень пристально, – сказал Г. Тыченок. – Это монополизм чиновников всех уровней… В частности, он крайне резко высказался в отношении политики муниципальной монополизации, которую в последнее время активно проводит администрация областного центра путем создания муниципальных автономных учреждений. Уже удалось разбить монополию МАУ «Транспортная компания», которой было передано право распределения и управления городскими пассажирскими перевозками. Теперь продолжается аналогичная работа по МАУ «Управление городского дорожного хозяйства», недавно созданным МАУ «Зеленстрой» и «Электросервис». По мнению антимонопольщиков, вытеснение частных конкурентов из этих сфер деятельности приведет (да и уже приводит) к росту бюджетных расходов, при этом качество услуг нисколько не улучшается. Кстати, сам Г. Тыченок прибыл на пресс-конференцию со сломанной ногой – поскользнулся на тротуаре, поэтому о качестве расчистки города МАУ «УГДХ» он мог говорить со знанием дела. Кроме того, претензии муниципалитетам со стороны областной антимонопольной службы выставлялись как по поводу бездействия в выборе управляющих коммунальных компаний, так и, наоборот, навязывания услуг тех или иных компаний. И, конечно же, не мог не затронуть Г. Тыченок тему госзаказов, ибо количество выявленных нарушений в этой сфере растет стремительно. В 2009 году в управление федеральной антимонопольной службы Сахалинской области поступило 364 жалобы на действия заказчиков, что на 188 жалоб больше, чем в 2008-м, в том числе 29 жалоб касались федеральных органов власти, 92 – областных и 243 – муниципальных. Кроме этого, управление по своей инициативе провело 15 проверок, были проверены 89 размещенных заказов, выявлено 63 нарушения. Чаще всего закон нарушают в Южно-Сахалинске, Долинске, Ногликах, Холмске и Невельске. Среди областных заказчиков самыми активными нарушителями являются министерства строительства и здравоохранения. Как прозвучало на пресс-конференции, управление проводит проверку по факту нарушений законодательства при размещении заказа на выполнение ремонтных работ в областной больнице, и нарушений выявлено столько, что «мало не покажется». Впрочем, А. Могилевкин отметил, что нарушений со стороны министерства здравоохранения в 2009 году все же было меньше, чем в 2008-м. Зато остальные продолжают нарушать с завидным постоянством. – Мы отмечаем, что заказчики наступают на одни и те же грабли. Почему они не хотят учиться? Почему не хотят исправлять ошибки, на которые им указывали ранее? Ведь это ненормально, когда в одном документе находят 20 ошибок по существу. Заметьте, не грамматических – запятую не там поставили, а по сути заказа, – сказал Г. Тыченок. Почему? Вопрос, конечно, интересный. Но недаром в выступлениях антимонопольщиков все чаще звучит слово «сговор», а материалы о контрактах, имеющих «коррупционные проявления», направляются в правоохранительные органы. И в этом году УФАС плотно займется проверками органов власти в части их возможных сговоров с хозяйствующими субъектами, в том числе и при проведении торгов. Прецеденты уже есть, решения по двум проверкам будут вынесены в ближайшее время. То, что в сфере госзакупок происходит немало странного, давно уже ни для кого не секрет. Но разве не федеральный закон ФЗ-94, который определяет процедуру проведения аукционов и конкурсов, этому виной? Ведь именно благодаря ему победа должна присуждаться тому, кто дает самую низкую цену – а это может быть и только что созданная фирма из одного человека, которая, естественно, не может обеспечить должное качество товаров, работ и услуг. По этому поводу на пресс-конференции развернулась небольшая дискуссия. Позиция руководителя УФАС такова: – Нам много приходится общаться с органами власти, не всегда они нас понимают. Говорят, что при наших подходах нужно всех отстранять от торгов. Но любое хорошее дело должно быть сделано на законных основаниях. Что же касается того, хорош или плох закон, то, несмотря на все причитания, депутаты и сенаторы голосовали за него чуть ли не единогласно и сейчас никаких поправок не вносят, как, впрочем, и другие субъекты законодательной инициативы, губернаторы, например. На мой же взгляд, закон хорош. А вот заказчики безграмотные. Сами же составляют условия конкурсов так, что потом и сделать ничего нельзя. В итоге огромные бюджетные деньги вылетают в трубу. Вот этого мы и не хотим допустить… Ледовые страсти Естественно, не могли журналисты не задать вопрос по поводу скандальной ситуации со строительством в Южно-Сахалинске так называемого ледового дворца, в которую напрямую оказалась замешанной антимонопольная служба. Напомним, что соответствующий аукцион выиграла компания «Сфера», ставшая единственным его участником. По результатам проверки ФАС России выдало предписание министерству строительства Сахалинской области отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, привести документацию в соответствие с требованиями закона и продлить срок подачи заявок на участие в аукционе на пятнадцать дней после исправления всех нарушений. Но, несмотря на это, 11 февраля министр строительства области Е. Ивашова подписала государственный контракт с компанией «Сфера» на данное строительство. По ее словам, министерство строительства не получило от федеральной антимонопольной службы ни одного официального предписания или уведомления, которые бы позволили приостановить дальнейшие действия по подписанию контракта со «Сферой», официально выигравшей аукцион. Единственное, что было, так это уведомление от 29 января о рассмотрении жалобы «Экологической вахты Сахалина» в ФАС, в котором предлагалось прислать представителей министерства для участия в заседании. В ответ в ФАС было отправлено письмо с ходатайством о переносе сроков рассмотрения жалобы, чтобы министерство успело отправить в Москву своего сотрудника. Больше никакой переписки между ФАС и правительством области не было. А потому «на сегодняшний день у нас нет ни одного вопроса, который мешал бы началу строительства», –сказала Е. Ивашова на брифинге, посвященном этому вопросу. – Это обман, – коротко охарактеризовал выступление министра руководитель УФАС. По его словам, в правительство области все документы были отправлены вовремя. Аргумент о том, что министерство не успело прислать на рассмотрение жалобы в Москве своего сотрудника, вообще странен, поскольку «в Москве работает целое представительство правительства Сахалинской области. Думаю, прислать оттуда юриста не проблема». Суть же претензий антимонопольщиков к действиям министерства строительства состоит в следующем. Сама жалоба «Экологической вахты Сахалина» была отклонена, но проверка приведенных в ней фактов состоялась. Выяснилось, что на аукцион не была представлена техническая часть, то есть проект строительства. По словам антимонопольщиков, это происходит довольно часто и является нарушением. Потому что как могут строители сказать, смогут ли они построить объект, если не знают, что им предстоит строить? Вот и получается потом различного рода брак, пускающий бюджетные деньги на ветер. А деньги в данном случае, как известно, немалые. Согласно контракту со «Сферой», по объекту «Крытый ледовый дворец в Южно-Сахалинске», включая разработку проектно-сметной документации, предусмотрено финансирование в размере более 2 млрд. рублей. Причем, если федеральный центр откажется от софинансирования (что вполне возможно), уже подписано постановление областного правительства, согласно которому ледовый дворец будет строиться полностью за счет областного бюджета. – Такое поверхностное отношение заказчика я считаю как минимум недопустимым и настораживающим, – сказал Г. Тыченок. – Деньги огромные. А ведь это только начало. Дворец – серьезный объект, который станет собственностью Сахалинской области. Его ведь нужно будет обслуживать. Кто это будет делать и на какие деньги? Может, стоит вложить их во что-то другое? В тепло, в нормальные дороги, в благоустройство… Но антимонопольщики не собираются ограничиваться одними только словами. Как прозвучало на пресс-конференции, предписание, выданное ФАС государственному заказчику – министерству строительства, должно быть исполнено в срок до 19 февраля, иначе будет инициировано расторжение через суд государственного контракта, заключенного с компанией «Сфера», а также последует обращение в генеральную прокуратуру с информацией о незаконных действиях чиновников Сахалинской области. – Мы также считаем необходимым – этот вопрос сегодня находится в стадии обсуждения – рассмотреть информацию о наличии признаков сговора должностных лиц правительства Сахалинской области и хозяйствующего субъекта, с которым заключен контракт, – сказал Г. Тыченок. Тут стоит напомнить, что в прошлом году был принят второй пакет антимонопольных законов: федеральной антимонопольной службе добавлены новые полномочия, ужесточена ответственность за нарушение соответствующего законодательства, вплоть до уголовной. В течение прошлого года шла наработка правоприменительной практики по этим документам, а в этом году антимонопольщики намерены в полной мере применить всю эту «практику» на практике. Так что, учитывая жесткую позицию УФАС, следует ожидать громких дел. В. Горбунов.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ