Арктические проекты сулят огромные возможности в первую очередь для развития России

На арктических просторах. Фото: соцсети.

Президент Владимир Путин в режиме видеоконференции провел совещание по вопросам развития Арктической зоны РФ. Заместитель председателя правительства России, председатель государственной комиссии по вопросам развития Арктики Юрий Трутнев, участвующий в этом совещании, дал интервью телеканалу «Россия-24».

— Юрий Петрович, закончилось совещание, которое было посвящено вопросам Арктики. Какие главные на сегодняшний день итоги работы вы можете выделить, какие еще направления в приоритете, что необходимо развивать?

– Прежде всего, Арктика стремительно развивается. Более 460 инвестиционных проектов с поддержкой государства реализуется там сегодня. Объем инвестиций по соглашениям превышает триллион. Есть огромные проекты. И в Арктике все достаточно дорого. То есть любой арктический проект, и я об этом говорил на совещании, любое строительство инфраструктуры требует, по сути, освоения новых пространств.

Поэтому, с одной стороны, Арктика сулит огромные возможности для развития России, да и для развития мира, честно говоря. А, с другой стороны, она требует очень скоординированных, очень значительных, очень финансово емких решений. Строятся ледоколы, в том числе уникальные – самые мощные в мире, но их не хватает.

Такие же решения надо принимать по созданию спутниковой группировки, созданию систем спасения, связи.

И многое другое надо делать для того, чтобы Северный морской путь стал безопасной, надежной артерией. Поэтому решение по объемам инвестиций в десятки, а в некоторых случаях в сотни миллиардов рублей, никто кроме президента, принять не может.

Важно и то, что проекты, которые реализуются по побережью с расчетом на провозные мощности Северного морского пути, и действия по освоению Россией Северного морского пути должны быть синхронизированы. Нельзя допустить, чтобы инвесторы, вложившись в проект, не могли вывезти продукцию.

И наоборот – достаточно дорого построить, скажем так, инфраструктуру Северного морского пути без проектов. Поэтому самое, наверное, главное – то, что правительство должно подготовить комплексный план, который будет включать анализ и точный прогноз грузопотока по годам и привязанную к ним систему действий, обеспечивающую инвестпроекты, которые, собственно, и создают этот грузопоток.

— Какие-то уже есть предложения у правительства с точки зрения финансирования?

– У нас все эти предложения просчитаны. Оъем инвестиций исчисляется десятками и сотнями миллиардов, поэтому мы сейчас эти все предложения в план сверстаем и представим главе государства на утверждение, потому что только на его уровне можно принять решение о таком объеме инвестиций.

— Учитывая сложную гео­по­ли­ти­ческую ситуацию, идет ли дополнительная поддержка тех инвесторов, которые уже работают в Арктике, у кого уже есть проекты?

– Мы встречались практически со всеми инвесторами. И основное, о чем коллеги просят, — это удешевление стоимости кредитов, снижение процентной ставки.

— Отдельный вопрос – вопрос доставки каботажных грузов. Сейчас как решается этот вопрос, чтобы не было проблем, которые, например, возникли на Дальнем Востоке в прошлом году?

– Мы анализировали эти проблемы, их причины. И надо сказать, что, во-первых, объем каботажных перевозок резко увеличился.

Во-вторых, как я уже сказал, все-таки надо строить дополнительные ледоколы. То количество, которое существует, сегодня недостаточно. Мы считаем, что управление судоходством на Северном морском пути должен осуществлять один единый оператор. И этот единый оператор – «Росатом».

Что касается каботажа, то здесь есть еще один очень важный результат сегодняшнего совещания.

У нас сегодня Северный завоз осуществляется каждым субъектом РФ отдельно, а часто это даже на уровне муниципальных образований.

И это сложно. Огромная страна, огромная дорога, сложная ледовая обстановка части Северного морского пути, кроме того, подросла стоимость кредитных ресурсов. Если мы муниципалитеты и субъекты бросим в этой ситуации один на один с проблемами, то повысится конечная цена – продукты, медикаменты, строительные материалы приедут к грузополучателю дороже намного.

Мы подсчитывали: у нас получается, что если сейчас не оказать помощь в Северном завозе, то инфляция на тех территориях будет с коэффициентом 1,5 к среднероссийской. Это недопустимо. Поэтому мы внесли сегодня предложения о необходимости субсидирования кредитных ресурсов, работающих в рамках Северного завоза. Мы готовы к тому, чтобы единым оператором Северного завоза выступило министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, будем это осуществлять в интересах граждан.