Автооккупация

Власти не могут решить проблему засилья машин
во дворах жилых микрорайонов

Чей это вопрос?
Странная складывается ситуация: законов у нас пруд пруди, думцы всех уровней «выпекают» регламентирующие нашу жизнь документы стахановскими темпами, а коснись какой-нибудь конкретной проблемы, волнующей многих и многих, – нет решения, правовой пробел.
Южносахалинцев в последние годы просто-таки достало засилье автотранспорта во дворах. Владельцы машин мало того, что превратили все дворовые асфальтированные территории в несанкционированные стоянки, так еще временами покушаются и на газоны, колесят по зеленой зоне. Дворы в большей части как место отдыха жильцов прекратили свое существование: зеленые территории загублены, воздух наполнен продуктами «жизнедеятельности» многочисленных автомобилей.
Конечно же, люди, возмущенные тотальным захватом их дворов техникой, обращаются в различные инстанции, чаще всего в полицию и ГИБДД. Но… помощи оттуда не получают, им говорят: «Это не наш вопрос».
А чей же? Кто должен согнать технику хотя бы с газонов? По просьбам читателей газета обратилась за ответом в областную прокуратуру и получила неутешительную для горожан информацию. И. о. областного прокурора В. Минигораев разъяснил, что федеральным законом «О безопасности дорожного движения» и правилами дорожного движения стоянка на газонах не запрещена. То есть ГИБДД здесь действительно не при делах. Еще он сообщил, что в 2004 году был издан областной закон «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», в статье 19 которого была прописана ответственность за стоянку на дворовых газонах и проезд по озелененной территории, но в 2011 году статья 19 была признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей. Оказывается, областная Дума приняла ее с превышением полномочий. А подвел черту и. о. областного прокурора сообщением, что установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из чего следует, что, хотя инициативу областных депутатов два года назад и задробили, правовой пробел восполнять должны все-таки они.
Перевод стрелок
И следующий запрос по существующей проблеме был послан председателю областной Думы В. Ефремову. Редакция просила его ответить, действительно ли существует правовой пробел? Или за какими-то организациями все же остается право разбираться с жалобами горожан на захват автомобилистами проездов и зеленых территорий? А может быть, областные депутаты и сами обсуждают актуальную для населения проблему и ищут пути ее решения?
В. Ефремов в своем ответе сослался на отмененную
ст. 19, сообщил, что после признания ее противоречащей федеральному законодательству проблема в Думе больше не обсуждалась. Руководитель облдумы, однако, сообщил, что Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 500 рублей. Составлять протоколы и назначать наказание вправе должностные лица органов внутренних дел. Но прямого упоминания газонов и других озелененных территорий там нет. Потому-то в областной закон и вносилась статья 19…
Назвал В. Ефремов еще один документ – правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, согласно которым на озелененных территориях запрещается проезд и стоянка автомашин, мотоциклов и др. видов транспорта. Из этих же правил и норм следует, что сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или специализированной организацией на договорных началах. Значит, жильцы вправе обращаться в управляющую компанию.
А что думают по этому поводу руководители управляющих компаний? Разговаривала с двумя из них, и ответы получила одинаковые. Может быть, зеленые дворовые территории и зона ответственности УК, но никаких прав защищать ее у них нет. Приходит жилец с жалобой, что сосед заездил газон, и что должен делать директор УК? Бежать и грозить нарушителю пальцем? Других мер воздействия нет. К тому же придомовая территория в большинстве случаев сегодня еще не разграничена. Какая ее часть находится в собственности жильцов, а какая остается за муниципалитетом? А в техпаспортах на дома не расписано, где газон, а где парковка. Так что обращаться в УК жильцы хотя и вправе, но взятки с них гладки. Не прописан механизм реализации прав УК на защиту зеленых территорий ни в каком документе.
В областной Думе также проанализировали статьи федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и сделали вывод, что органы местного самоуправления при утверждении правил благоустройства своих территорий могут устанавливать в них требования по содержанию зданий, сооружений и зеленых участков, на которых они расположены; в их ведении находится и решение вопросов, касающихся организации охраны общественного порядка муниципальной милицией, мероприятий по охране окружающей среды, создание и обеспечение работы парковок (парковочных мест). В. Ефремов на основании этого считает, что жители вправе обращаться с наболевшей проблемой  и в органы местного самоуправления. То есть надо понимать это так: городская Дума может как-то исхитриться и вписать ответственность за порчу газонов в правила содержания дворовых территорий так, чтобы эту норму не постигла участь ст. 19…
Председатель южно-сахалинской городской Думы
С. Дмитриев в своем ответе на официальный запрос редакции разделил обеспокоенность жителей областного центра отсутствием правового регулирования ответственности автовладельцев за наносимый ими вред зеленым насаждениям Южно-Сахалинска. Депутаты сейчас изучают практику других регионов РФ по нормо-творчеству в этом вопросе, сообщил он, ведут работу по подготовке законодательных предложений  в областную Думу, которые позволят устранить правовой пробел. Законодательные инициативы городские думцы планируют рассмотреть на ближайшем заседании.
А путь законодательных инициатив, как известно, труден и долог. И не факт, что они обретут когда-нибудь форму закона.
Но деваться некуда – подождем.
«Ласточка»
под окном
Однако у этой проблемы есть и другая сторона. В областной ГИБДД дали такие цифры: в Южно-Сахалинске числится почти 87,5 тыс. единиц различной техники. Отдельно по легковому транспорту, находящемуся во владении граждан, статистики нет, однако в инспекции склонны полагать, что он составляет больше половины указанного числа. А официальных платных стоянок в городе только четыре десятка, и все вместе они вмещают чуть более 3,5 тыс. автомобилей. В последнее время при ремонте дворов делаются «карманы» для стоянки машин, но мест там мало, да и дворов таких пока еще раз, два и обчелся. При грубом подсчете только каждая десятая машина может устроиться на ночь легально. Сколько лет идут в областном центре разговоры о строительстве многоярусных высотных и подземных стоянок. А дело не движется. Причем автовладельцам нужны стояночные места не абы где, а недалеко от дома, иначе пропадает смысл иметь авто.
Да и парковка стоит нынче недешево. Пять тысяч рублей в месяц не всякий карман потянет. Один бензин сколько денег «съедает», а еще и эта нагрузка. Дешевле и проще поставить свою «ласточку» под окна. Угонять машины стали реже, авось пронесет.
Вот и превратились наши дворы в стоянки. Ни пройти, ни проехать. Безлошадные жильцы по утрам порой с матерными словами протискиваются между автомобилями на выход к автобусной остановке. Летом еще куда ни шло, но зимой, когда от снега прочищены только проезды, ситуация усугубляется. А машин все прибывает и прибывает. Но не запретишь же людям покупать авто? Не все сегодня живут бедно, в некоторых семьях личная автомашина есть у папы, мамы и детей.
Будем надеяться, что законы, запрещающие стоянки на газонах и езду по зеленым насаждениям, рано или поздно примут. А как быть с теми, кто не портит озелененные территории, а только ставит машины на дворовом асфальте? Они-то считают, что ничего плохого никому не делают. Но это пока не случилось беды. Возникнет в каком-то многоэтажном доме ночью пожар, и пожарные автомашины не смогут пробраться ни к подъезду, ни к окнам пылающей квартиры – все заставлено авто. По словам одного из руководителей УК, с которыми я разговаривала, машину можно ставить не ближе 10 метров от дома – так написано в Сан-
ПиНах. Это и в целях безопасности самого автомобиля, были случаи, когда в холодное время года с крыш домов съезжали горы снега на припаркованные у стен авто.
В тех же СанПиНах прописаны и другие нормы, правда, касающиеся организации легитимных стоянок автотранспорта. Например, стоянка, рассчитанная на 10 – 15 машин, должна быть расположена не менее чем в 15 метрах от жилого здания, а стоянка на 20 – 100 машин – в 20 метрах. В случаях, когда дом выше 28 метров – как правило, это стандартная десятиэтажка, – стоянка должна отстоять от него не ближе чем на 50 метров, и выездов на нее должно быть как минимум два.
Да, ситуация в Южно-Сахалинске с авто сложная и какая-то безвыходная на сегодня. Так быть не должно. Нельзя, чтобы из-под действия законов выпадали такие большие и важные для всего населения проблемы. А все организации, напрямую заинтересованные в ее решении, почему-то переводят стрелки на других.
Взять ту же областную Думу. Расписали, куда вправе обращаться граждане, а не поинтересовались, как реально работает это право. И работает ли вообще.
Зато В. Ефремов сопроводил свой ответ в редакцию познавательной информацией. Цитирую:
«Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый человек вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В статье 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания.
В соответствии с ч. 1,2 статьи 46 Конституции РФ каждый человек имеет право на судебную защиту его прав и свобод. Решение и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».
Спасибо за правовой ликбез.
Только как быть с засильем автомобилей во дворах?
Н. КОТЛЯРЕВСКАЯ.