Чеховский сверхмарафон. Как сахалинцы весь мир удивили

Участники пробега на дистанции.

30 лет назад «Советский Сахалин» рассказал об уникальном сверхмарафонском пробеге по маршруту Москва – Южно-Сахалинск, посвященном 100-летию пребывания Чехова на Сахалине. Тогда путевые заметки в газету передавали корреспонденты Анатолий Шмигельский, Игорь Кадолов и Олег Егоров. В этом году о знаковом юбилейном событии островитянам напомнил профессор СахГУ Петр Пасюков.

На 2 мая 1990 года пришелся день старта. Участники забега: командир группы Г. Дайман, комиссар Г. Баринов, марафонцы Ю. Бычков, А. Дьяченко, В. Геращенко, В. Дракин, В. Духанин, Л. и В. Егоровы, Н. Кашина, В. Конопелько, Р. Ли, Н. Лунин, А. Михайлова, К. Шевченко, а также группа сопровождения.
Началом сверхмарафонского пробега стала площадь у Ярославского вокзала Москвы, откуда отправился в далекое путешествие на край земли Антон Чехов. Путь, который предстояло преодолеть спортсменам, проходил по территории 19 краев, областей и автономных республик Евразии. Кроме спортивной цели – испытать себя, выявить возможности человеческого организма в экстремальных условиях – перед командой стояла и исследовательская задача: сбор материалов, связанных с путешествием Чехова на Сахалин.
Первая неделя пробега прошла без особых осложнений. Островитяне преодолели около тысячи километров от Москвы до Горького. Хотя у них не было времени для акклиматизации, участникам все же удавалось поддерживать себя в бодром состоянии. На хороший психологический климат в команде повлияло и русское гостеприимство, с которым их встречали жители Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Горьковской и Пермской областей. К участникам пробега в пути присоединялись члены известных клубов любителей бега, группы спортсменов и школьников.
Марафон был построен так: в пути постоянно находился один участник. Смена происходила через каждый километр, что давало возможность бегунам восстановить силы. За состоянием их здоровья следила врач И. Грибова.
Первая неделя пробега завершилась в Перми, куда сверхмарафонцы прибыли поездом из Горького. Эту часть пути Чехов преодолевал на пароходах «Александр Невский» и «Михаил».
В течение второй недели предстояло преодолеть около тысячи километров по Пермской, Свердловской и Тюменской областям. Бежали спортсмены по живописным местам знаменитого Сибирского тракта, в народе его называют еще Екатерининским или «великим кандальным путем». По нему многие десятилетия тянулись колонны арестантов на рудники Урала, Сибири, а потом и на Сахалин. Вдоль тракта по приказу Екатерины Великой были посажены березы. Березовые леса и сейчас окружают когда-то самую длинную дорогу в мире.
Сибирский тракт местами сохранился. Где-то его выпрямили, расширили – там теперь скоростное шоссе. Не одну сотню километров пробежали марафонцы по этому тракту, и весь этот путь среди старых берез-исполинов и молодой поросли хранил дух старины.
Особенно трудным стал для участников пробега 45-километровый участок возле районного центра Ачит. Он потребовал тройной нагрузки, поскольку бежать пришлось по бездорожью, преодолевая крутые подъемы и спуски Уральских гор. И только выход на федеральную трассу давал возможность прибавить в скорости. Когда до Свердловска осталось 60 километров, полил дождь, он сопровождал бегунов до самого города. Но, пожалуй, самым заметным событием того дня стало пересечение границы Европа – Азия.
За десять дней было пройдено свыше 2000 километров. На 25-й день пути сахалинцы прибыли в Томск, где Антон Павлович провел две недели и написал знаменитые очерки «Из Сибири». Хорошую проверку на прочность на первых четырех тысячах километрах прошли все бегуны, оставаясь в хорошей форме, сохраняя готовность преодолеть большие расстояния.
Так совпало, что старт в Томске пришелся на тот же день, когда Чехов сто лет назад покидал этот город. Этой же самой дорогой в дальний путь отправились и марафонцы. 28-й день пробега завершился в Красноярске.
И вот прошел месяц со дня старта. Такие расстояния в нашей стране пока не покорялись никому, да и во всем мире тогда можно было найти лишь единицы подобных примеров и смельчаков, готовых решиться на такое. Ведь были трудности с питанием, не хватало белков, витаминов, зелени. Ассортимент блюд был скуден.
Часто выходила из строя экипировка. Женщины порой бежали босиком, покупая по пути обыкновенные тапочки, которых хватало не более чем на полторы недели. Незаметно подкралась физическая и духовная усталость. Маршрут движения группы был спланирован по каталогу автомобильных дорог, а он оказался далек от совершенства. В реальности не существовало некоторых населенных пунктов и республиканских дорог. Но трудности забывались, когда группа попадала в теплые объятия людей. Многие из них длительное время сопровождали бегунов по трассе. Бывало, спортивные функционеры и чиновники на местах предлагали участникам пробега подъехать на чем-нибудь. Но сахалинцы принципами не поступились.
Шестую неделю пробега открыли стартом в Улан-Удэ. Отсюда чеховским маршрутом продолжили бежать 14 человек. 45-й этап пути они завершили в Чите и на следующий день стартовали в Сретенск, чтобы преодолеть почти полторы тысячи километров до Благовещенска на теплоходе по рекам Шилка и Аргунь. Ведь, как известно, от Сретенска, что раскинулся на правом берегу Шилки, Антон Павлович дальнейшее путешествие на Сахалин продолжил на пароходе.
Вот и сахалинцев моряки пограничного отряда взяли на борт самоходной баржи, шедшей с грузом на одну из отдаленных застав. По пути останавливались в селах, где на берег сходил и Чехов. Промозглость здешней погоды островитяне испытали на себе. Все четыре дня плавания висела мутная пелена дождя, от которого негде было как следует укрыться.
Как известно, у села Покровка пароход «Ермак», на котором плыл Чехов, сел на камни и получил пробоину. По воле рока здесь же на мель села пограничная баржа с сахалинцами. Правда, обошлось без пробоины. Почти два часа потребовалось, чтобы освободить судно из мелководного плена. От пограничного поста Игнашино на машине марафонцы добрались до ближайшей железнодорожной станции и далее поездом – до Благовещенска.
4 июля, преодолев 600 километров по проселочным дорогам вдоль Амура и границы с Китаем, островитяне оказались в Хабаровске. А в Николаевске-на-Амуре их встретили участники парусной регаты из Корсаковского яхт-клуба. Крейсерские яхты «Сахалин», «Анива», «Фрегат» под руководством яхтенных капитанов прибыли туда специально, чтобы переправить марафонцев через Татарский пролив на Сахалин.
9 июля группа прибыла в Александровск-Сахалинский, бывший пост Александровский, где 11 (23) июля 1890 года высадился Антон Павлович Чехов. Отсюда участники пробега и парусной регаты продолжили свой путь порознь. Яхты взяли курс на Корсаков, а бегуны своим ходом отправились на юг Сахалина. Финиш пробега отважных островитян состоялся на площади Ленина в Южно-Сахалинске 15 июля в 19 часов.

P. S. Минуло три десятилетия. Состарились ветераны – участники сверхмарафона. Кого-то из них уже нет с нами… Но память о необычном спортивном мероприятии жива и восхищает молодежь.