Каким курсом идем?
Каким курсом идем?

Очередной красный день календаря не принес многим понимания того, какой государственный праздник они отмечают в июне. Любопытные, порывшись в интернете, легко могли найти ссылку на то, что праздник установлен в честь принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 году. Помимо непосредственного объявления суверенитета этот документ определил приоритет Конституции РСФСР и ее законов над советскими законодательными актами.

Прошло 26 лет. Согласно последним опросам, почти 30 проц. граждан до сих пор считают, что 12 июня они отдыхают в честь Дня независимости России. Но, от кого или от чего Россия стала независима, объяснить не могут. Неужели от Советского Союза?

А вот идеологи партии власти утверждают, что определение 12 июня как «Дня независимости» ушло в прошлое. Нынешний праздник – День России – это символ единства страны, единства народа и народностей, проживающих на ее территории.

Но и тут не обойтись без вопроса: «А что же нас объединяет, в чем готовы мы проявить единство?».

Сделай сам

Возьмем, к примеру, близкую большинству наших читателей тему пенсионного обеспечения. Много ли тут может быть единства и возможно ли оно вообще?

Министр труда и социальной защиты М. Топилин недавно заявил, что в России нет бедных пенсионеров. И пенсионеры в основном с ним согласились: бедных нет, потому что в стране есть только нищие пенсионеры.

Сплошь и рядом можно найти примеры, когда человек отпахал не один десяток лет на производстве, порой вредном, и получает нищенское позорное содержание. Не живет, а пребывает в периоде дожития. Именно таким убогим по смыслу термином чиновники обозначили время старости российского человека. Явно не от хорошей пенсии пожилые люди вынуждены работать на низкооплачиваемых, мало популярных работах, уборщицами, сторожами. Работать за гроши, чтобы хоть как-то более-менее достойно существовать, сводить концы с концами. И у этих людей еще подло отбирают индексацию.

А не слабо ли в нынешней ситуации проявить единство и сделать пенсии депутатов, министров, чиновников всех мастей если не равными, то хотя бы похожими на пенсии промышленных и аграрных рабочих? Сомнительно, конечно, что такая реформа когда-нибудь состоится. Между тем пенсионную систему в скором времени ждут очередные масштабные изменения. И они мало обрадуют как нынешних, так и будущих пенсионеров.

О том, что во втором полугодии 2017 года или в начале 2018-го в стране может вступить в действие новая пенсионная система, заявил глава минфина А. Силуанов. Как сообщают СМИ, согласно планам ведомства, работодатель по-прежнему будет вносить в пенсионный фонд 22 проц. от зарплаты каждого сотрудника, но из этих денег будет сформирована только страховая часть пенсий, то есть те выплаты, которые государство гарантирует каждому гражданину при достижении им пенсионного возраста. Накопительная же часть пенсии упраздняется, вместо нее гражданам предложат вносить в пенсионный фонд добровольный платеж в размере до 6 проц. от зарплаты.

Ключевое слово здесь «добровольный». Решение о том, чтобы съесть все сейчас или чуток отложить на пенсию, каждый будет принимать самостоятельно.

Свои предложения по реформированию пенсионной системы имеются у минэкономразвития: поэтапное повышение пенсионного возраста, ужесточение условий назначения досрочных пенсий, ограничение выплат пенсий работающим пенсионерам и реформирование принципов индексации пенсий. При этом оба ведомства – минфин и минэкономразвития – солидарны, что пенсионный возраст необходимо повышать. Почти достигли они согласия и в том, что работающим пенсионерам пенсии не нужны.

Министр финансов подчеркивает, что работающие граждане должны сами заботиться о своем будущем. Фактически государство в его лице расписалось в неспособности обеспечить достойный уровень жизни людям, выходящим на пенсию.

Размер российских пенсий действительно не впечатляет. Средняя составляет всего 40 проц. от средней заработной платы, и этот показатель с каждым годом падает. Сопоставление средних сахалинских пенсий со средней сахалинской зарплатой дает результат даже хуже среднероссийского: по итогам 2015 года – 26,7 проц., за первый квартал 2016-го – 25,5 проц.

Между прочим, по советским законам, от которых мы торжественно отказались и теперь это празднуем, у пенсионера было намного больше – 60 – 70 проц. от средней зарплаты.

В любом случае вряд ли справедливо связывать неучастие работника в формировании пенсионных накоплений с дефицитом пенсионного фонда. Сейчас работодатель, как уже было сказано, перечисляет в ПФ 22 проц. от заработка, начисляемого сотруднику. В Германии, где пенсии существенно выше российских, пенсионные взносы составляют менее 20 проц. от зарплаты. И половина из них вносится из зарплаты работника, вторую половину оплачивает работодатель. Похоже, в нашем случае реальный смысл затеваемых изменений не в том, чтобы разумно разделить пенсионные начисления между предприятием и работником, а в том, чтобы увеличить их объемы за счет последнего.

Сколько их было уже, этих пенсионных реформ, а положение пенсионеров лучше не становится и единства оттого никак не прибавляется. Бедный не разумеет богатого.

На четверть наш народ

Неожиданный повод для проверки монолитности наших взглядов дала недавняя встреча президента РФ с премьер-министром Израиля. По итогам переговоров стороны подписали соглашение, обязывающее Россию выплачивать пенсии жителям Израиля, уехавшим в свое время из СССР. При этом право получать российские страховые пенсии по инвалидности, старости или потере кормильца приобретают в том числе и жители РСФСР, которые перебрались на историческую родину еще до 1992 года и, следовательно, никогда не имели гражданства Российской Федерации. Примечательно, что данный договор о «сотрудничестве в социальной сфере» стал единственным полноценным соглашением, подписанным в рамках встречи. Остальные темы переговоров дальше устных обсуждений не продвинулись.

Теперь, в соответствии с положениями нового документа, Россия и Израиль должны будут перейти к пропорциональной системе выплат пенсий за трудовой стаж, приобретавшийся на территории той и другой страны.

По предварительным данным, как подсчитала «Русская планета», среди израильских пенсионеров сейчас насчитывается около 30 тыс. выходцев из СССР. Еще 30 тыс. должны выйти на пенсию в ближайшие годы. А в целом на пенсии от РФ могут претендовать до 100 тыс. жителей Израиля.

Только в 2017 году расходные обязательства российского бюджета в связи с новым соглашением составят 5,4 млрд. рублей. Однако пенсия – не одноразовый платеж. Это обязательство на годы. Во что обойдется его исполнение российской экономике в следующие 10 – 20 лет, считайте сами.

Уже сейчас Россия выплачивает пенсии 17 тыс. израильтян. Однако в этом случае речь идет исключительно о людях, имеющих на руках российский паспорт. Но с какой стати на шее российского государства должны оказаться иждивенцы, которые даже формально отношения к РФ не имели?

Тут, как говорится, ничего личного. 25 с лишним лет назад отбыв из Советского Союза на другие берега, эти люди годами трудились на благо чужого общества. Многие защищали страну с оружием в руках, но страной этой была уже не Россия. Они служили в полиции, развивали прославленную ныне израильскую медицину, учили студентов, писали музыку, книги… Россия ничего не получила от этих подвигов. К тому же многие уехавшие успели получить в СССР бесплатное образование и опыт работы, а использовали их уже на новой родине. И вот теперь Россия, четверть века не имевшая от ситуации ни малейшей прибыли, внезапно должна выступить в роли донора и начать софинансировать чужую старость.

Можно, конечно, вслед за В. Высоцким продолжать считать, что «там на четверть бывший наш народ», но вот сами выходцы из СССР отнюдь не питают к бывшей родине теплых чувств. Скорее, наоборот. Опрос, проведенный в 2013 году, показал, что 77 проц. жителей Израиля негативно относятся к России.

Но даже не в этом дело. Удручает фон, на котором принимается решение по израильским пенсионерам. Своим старикам индексацию пенсий провели ниже уровня инфляции, а работающих пенсионеров и вовсе оставили ни с чем. Денег на индексацию нет, заявил 24 мая премьер-министр Д. Медведев во время встречи с крымчанами, «но вы держитесь». Эти слова стали ответом на обращение местной жительницы, сообщившей, что на подачку от государства в 8 тыс. рублей прожить невозможно, а рассчитывать на индексацию – даже в 4 проц. – не приходится. «Ноги об нас вытирают!» – бросила пожилая женщина в лицо премьеру.

Интересно, много ли у нас единства в вопросе оплаты пенсий людям, годами работавшим на пользу других стран? Для наших властей, как можно судить по опыту последних лет, эта идея не только не порочна, но и естественна.

Co времен крушения советской империи Россия только и делает, что платит долги. Свои и чужие. Мы рассчитались по займам царского правительства и по кредитам СССР, хотя, напоминает «Русская планета», взятые тогда деньги тратились на РСФСР в последнюю очередь, по остаточному принципу. Одновременно Россия с необычайной легкостью списывает миллиардные долги другим республикам. В число облагодетельствованных российской щедростью за последние годы попали Куба и Северная Корея; льготные и, скорее всего, безвозвратные кредиты были предоставлены Ирану, Монголии, ЮАР, Белоруссии, Венесуэле, Армении…

Что мы имеем за эти подарки? Какую политическую и экономическую выгоду извлекаем? Или это великая государственная тайна?

Слоган «Россия – щедрая душа» хорош для рекламного ролика, на практике щедрость лучше бы направить внутрь страны. Тогда, может быть, и единства у нас прибавится. А вы как думаете?

Н. ЗИМИН.